Дело №а-437/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2017 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова Е.М.,
при секретаре Лебедевой Н.В.,
с участием
представителя административного истца – адвоката Голиковой В.Ф., действующей на основании ордера № 239 от 27.10.2016 г.,
представителя административных ответчиков – Реброва А.В., действующего на основании доверенности №02-38/2665 от 16.12.2016 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Никитина Н.А к Алуштинскому городскому совету, Администрации города Алушта о признании незаконным п. 2 решения Алуштинского городского совета от 21.04.2010 г. « О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка Никитину Н.А.» и признании незаконными действий Администрации г. Алушта по отказу в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в порядке дооформления прав,
УСТАНОВИЛ:
Никитин Н.А. обратился в суд с административным иском к Алуштинскому городскому совету, Администрации города Алушты, в котором просил признать незаконным п.2 решения Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.», а также признать незаконными действия Администрации г. Алушта по отказу Никитину Н.А. в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в порядке дооформления прав.
Требования мотивированы тем что, решением Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.» Никитину Н.А. разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0028 га по адресу: Г. Алушта ул. Виноградная, в районе строения №7 для строительства индивидуального гаража. Пунктом 2 указанного решения был установлен срок его действия два года с момента принятия решения. Указанное решение в части указания срока действия разрешения на разработку проекта землеустройства истец считает незаконным и таким, которое нарушает его право на получение земельного участка в собственность в порядке дооформления прав, полученных истцом в период нахождения Республики Крым в составе Украины. Истец считает, что ограничения относительно срока действия оспариваемого решения не было предусмотрено действующим законодательством Украины на момент принятия решения. Ограничения относительно завершения оформления прав на земельные участки не предусмотрено ни Законом Республики Крым от 31.07.2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территориях Республики Крым», ни Постановлением Совета Министров Республики Крым № 264 от 02.09.2014 года «Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территориях Республики Крым».
06 декабря 2016 года истец обратился в Администрацию города Алушта с заявлением о предоставлении земельного участка по указанному адресу, однако в соответствии с ответом Администрации города Алушта от 06.12.2016г. исх №6812 представленное решение Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010 года является не действующим, поскольку указанный в нем срок действия истек.
Однако, ограничения по сроку действия разрешения на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков действовали согласно части одиннадцатой статьи 151 ЗК Украины, в редакции до вступления в силу Закона Украины от 05.11.2009 года №1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», то есть до 10.12.2009 года. С 10.12.2009 года законодательство Украины, регулировавшее спорные отношения, не предусматривало соответствующих ограничений.
Считает действия Администрации г. Алушта, выразившиеся в отказе рассматривать заявление об оформлении права на получение земельного участка незаконным по вышеуказанным обстоятельствам.
В судебном заседании представитель истца Голикова В.Ф. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Никитин Н.А. узнал о нарушении своего права на завершение оформления права на земельный участок 06 декабря 2016г. из ответа Администрации города Алушта, из которого следовало, что он не имеет права на дооформление земельного участка в связи с недействующим решением Алуштинского городского совета от 21.04.2010 года № 57/51«О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.».
В судебном заседании представитель ответчиков иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истек срок действия решения Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.», который в соответствии с п. 2 решения составляет два года, правовые последствия оспариваемого пункта решения административный истец осознавал с момента его принятия, то есть с 21 апреля 2010 года, в связи с чем иск подан с пропуском процессуального срока на обращение в суд.
Выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что решением Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.» Никитину Н.А. разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0028 га по адресу: <адрес>, в районе строения № для строительства индивидуального гаража. Пунктом 2 указанного решения был установлен срок его действия - два года с момента принятия решения. (л.д. 6)
ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок по адресу: <адрес>, в районе строения № был выдан кадастровый паспорт, земельному участку был присвоен кадастровый №. (л.д.7)
Из заявления Никитина Н.А. от 06 декабря 2016 года, адресованного главе Администрации города Алушта следует, что он обратился к административному ответчику с просьбой предоставить в собственность земельный участок площадью 30 кв.м. по адресу: <адрес>, в районе строения №, в порядке завершения оформления права на земельный участок кадастровый №. (л.д.8)
На указанное заявление Никитина Н.А. Администрацией города Алушта был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ (исх.№), из которого следует, что в соответствии с разъяснениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014г. №, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления о разрешении разработки документации по землеустройству, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем решение Алуштинского городского совета № от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.» в настоящее время является не действующим и не дает право административному истцу на дооформление земельного участка в соответствии с вышеуказанным порядком. (л.д.9)
Согласно положений ч. 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продлен однократно на такой же срок. В случае если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не был предоставлен на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и условия его отвода считаются аннулированными. Положения закона в указанной редакции действовало с ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Голосе Украины» № от ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ.
Законом Украины от 05 ноября 2009 года № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю», вступившем в силу с 10 декабря 2009 года, норма статьи 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции Положения статьи 151 ЗК Украины перестали иметь указания относительно срока составления проекта отвода земельного участка (опубликована в газете « Голос Украины № 234 от 10.12.2009 г.)
Таким образом, с 10.12.2009 года законодательство Украины, регулировавшее спорные отношения, не предусматривало соответствующих ограничений.
При таких обстоятельствах 21 апреля 2010 года у Алуштинского городского совета не было законных оснований указывать срок действия разрешения на разработку проекта землеустройства.
В связи с изложенным, суд считает, что указание граничного срока действия решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства, не соответствует требованиям закона, действовавшего в момент принятия соответствующего решения.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В целях реализации указанных положений Федерального конституционного закона были приняты Закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. №264 и от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее – Порядок). Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке завершения оформления прав, начатого до 21 марта 2014 года.
В понимании смысла статьи 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313, такое завершение осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Фактически идёт речь о неисполненных решениях, конечной целью реализации которых была, в том числе, и передача земельных участков в собственность физических лиц в порядке бесплатной приватизации земли, предусмотренной для граждан Украины.
Вместе с тем, ссылка в тексте обжалуемого решения о сроке действия разрешения на разработку проекта землеустройства оказалась препятствием для реализации права истца на предоставление ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Такие ограничения прямо не предусмотрены Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК и Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313, однако содержатся в письменных разъяснениях №01/2233 от 26.06.2015 г. Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относительно завершения оформления прав на земельные участки согласно порядку, утвержденному постановлением СМ РК от 02.09.2014 г. №313.
Согласно этим разъяснениям к действующим решениям отнесены решения, принятые в период с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014 г.).
Но при этом суд учитывает, что ограничение срока действия решения какой-либо конкретной датой или периодом не было предусмотрено украинским законодательством, регулирующим земельные отношения и сферу полномочий органов местного самоуправления и исполнительной власти.
На период принятия обжалуемого решения (21.04.2010г.), которое в том числе является основанием для завершения оформления права на земельный участок, на который претендует истец, земельные отношения в Украине регулировались Конституцией, Земельным кодексом Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами (ст. 3 Земельного кодекса Украины). Органы местного самоуправления и исполнительной власти при принятии указанных решений обязаны были действовать в рамках предоставленных ст. 118 ЗК Украины полномочий в сфере земельных отношений. Граждане, в свою очередь, согласно ст. 116 ЗК Украины имели право приобретать бесплатно в собственность земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм, предусмотренных ст. 121 ЗК Украины.
С 10.12.2009 года ни одним законом, кодексом либо иным нормативно-правовым актом Украины, регулирующими земельные отношения и полномочия органов местного самоуправления и исполнительной власти, не предусмотрено ограничение действия во времени решений, принятых в порядке реализации процедуры предоставления земель гражданам в собственность в порядке бесплатной приватизации.
Таким образом, решение Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.» в части указания срока действия разрешения на разработку проекта землеустройства является незаконным.
Наличие в п.2 оспариваемого решения конкретного срока действия разрешения на разработку проекта землеустройства существенно ограничивает реализацию права истца, предусмотренного статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и не соответствует требованиям закона, регулировавшего спорные отношения в момент их возникновения.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными в случае их несоответствия нормативным правовым актам и в случае если они нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу, что для защиты прав и законных интересов истца, пункт 2 решения Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.» в части указания срока действия разрешения на разработку проекта землеустройства необходимо признать незаконным, а также признать незаконными действия Администрации <адрес> по отказу Никитину Н.А в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в порядке дооформления прав.
Также суд признает необоснованными доводы представителя ответчиков о том, что истцом пропущен срок на обращения с данным иском в суд, поскольку о нарушении своего права на завершение оформления права на земельный участок истец узнал только 06.12.2016 года из ответа Администрации города Алушта, в котором было указано, что решение Алуштинского городского совета №57/51 от 21.04.2010г. «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. Никитину Н.А.» в настоящее время является не действующим и не дает ему право на дооформление земельного участка.
Иск подан в суд 16 февраля 2017 года, поэтому истцом не пропущен срок на обращение в суд.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Никитина Н.А – удовлетворить.
Признать незаконным п. 2 решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении подготовки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. ФИО2» по адресу <адрес> в районе строения № для строительства индивидуального гаража, об установлении срока действия разрешения на разработку проекта землеустройства – два года с момента принятия настоящего решения.
Признать незаконными действия Администрации города Алушты по отказу Никитину Н.А в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в порядке дооформления прав.
Решение может быть обжаловано течение месяца в Верховный Суд Республики Крым с подачей апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Скисов