Судья Чегодаева О.П. № 33а-1642/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего – судьи Полушкина А.В.,
судей Машкиной Н.Ф., Багаутдиновой Г.Р.,
рассмотрела 10 апреля 2017 года в порядке упрощённого (письменного) производства административный материал по частной жалобе Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения-Национальный Банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского Главного Управления на определение судьи Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2017 г., которым административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю Устиновского РОСП г.Ижевска УФССП России по УР К.А.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по УР об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя возвращено административному истцу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики
установила:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национальный Банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского Главного Управления обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Устиновского РОСП г.Ижевска УФССП России по Удмуртской Республики К.А.А., УФССП России по Удмуртской Республике о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств от 13 февраля 2017 г. №№18018/17/82597, 18018/17/82599, 18018/17/82596, 18018/17/82598, 18018/17/82600, 18018/17/82595, 18018/17/82601, 18018/17/82594, 18018/17/82593, 18018/17/82592, 18018/17/82591, 18018/17/82590, 18018/17/82587, и восстановлении срока на их обжалование.
Определением судьи Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2017 года административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе, поданной Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения – Национальный Банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского Главного Управления в Верховный Суд Удмуртской Республики, ставится вопрос об отмене определения судьи Устиновского районного суда г.Ижевска от 6 марта 2017 года, как принятого с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия считает указанный судебный акт незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Частью 2 статьи 222 КАС РФ предусмотрено, что судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Возвращая административное исковое заявление Центральному банку Российской Федерации, судья указал на то, что данное заявление, подписано представителем административного истца Ж.Т.А., действующей на основании доверенности, ее полномочия на подписание и предъявление административного иска в приложенной к административному иску доверенности не содержат специального полномочия на подписание и подачу в суд административного искового заявления, кроме того, перечень прилагаемых документов не содержит указание на документ об образовании.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики находит данные выводы ошибочными, основанными на неверном применении норм процессуального права.
Согласно части 5 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
Исходя из требований части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Центральном Банке Российской Федерации) статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом.
В силу статьи 50 Закона о Центральном Банке Российской Федерации в суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Правовой статус территориального учреждения Банка России, его задачи и функции определены Положением о территориальных учреждениях Банка России, утв. Банком России 11.04.2016 № 538-П.
Так, территориальное учреждение Банка России (далее - территориальное учреждение) - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица (пункт 1.1 Положения №538-П);
Территориальными учреждениями являются главные управления Центрального банка Российской Федерации, отделения Центрального банка Российской Федерации, отделения и отделения - национальные банки главных управлений Центрального банка Российской Федерации, за исключением отделений Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва, расположенных в городе Москве.
Отделение Центрального банка Российской Федерации - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.
Отделение, отделение - национальный банк главного управления Центрального банка Российской Федерации - обособленное подразделение Банка России, действующее в составе главного управления Центрального банка Российской Федерации и осуществляющее часть функций Банка России на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации (пункт 1.3 Положения №538-П);
В соответствии с пунктами 14.1, 14.1.7 Положения о территориальных учреждениях Банка России, утв. Банком России 11.04.2016 № 538-П в рамках предоставленных полномочий территориальное учреждение осуществляет следующие функции: представляет интересы Банка России по делам, связанным с деятельностью территориального учреждения, в судебных, административных и иных органах в рамках полномочий, определенных настоящим Положением, иными нормативными актами Банка России и доверенностью, выданной Банком России руководителю территориального учреждения, а также иными актами Банка России.
Отделение осуществляет функции, предусмотренные пунктом 14.1 настоящего Положения, в порядке, определенном нормативными и иными актами Банка России и организационно-распорядительными документами Главного управления, изданными в рамках его компетенции (пункт 14.2 Положения №538-П).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации разделяет понятия руководитель организации, к которым приравниваются лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации и представитель организации, действующий на основании доверенности, который обязан при обращении в суд представить копию диплома о наличии высшего юридического образования.
По смыслу статьи 50 Закона о Центральном Банке Российской Федерации, а также в силу части 2 пункта 2.2, пунктов 2.4.10, 14.1.7 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 11 апреля 2016 г. №538-П управляющему Отделением Банка России в силу закона предоставлено право действовать от имени Банка России, а также представлять интересы Банка России по делам, связанным с деятельностью территориального учреждения, в судебных, административных и иных органах в рамках полномочий, определенных Положением от 11 апреля 2016 г. №538-П, при этом наличие доверенности обусловлено не статусом представителя, а соответствующей нормой закона (статья 50 Закона о Центральном Банке Российской Федерации).
Управляющий Отделением – НБ Удмуртская Республика приравнивается к руководителю в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, соответственно подтверждение наличия высшего юридического образования для подписания административного искового заявления не требуется.
Анализ приведенных положений действующего законодательства, позволяет сделать вывод, что представлять интересы Банка России в судебных органах уполномочены управляющие Отделения - Национальный банк главного управления Центрального банка Российской Федерации на основании Положения и доверенности, выданной в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление подано и подписано управляющим Отделением - Национальным банком по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Ж.Т.А.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для возвращения административного искового заявления.
Указание суда на отсутствие полномочий у управляющего Отделением-НБ Удмуртская Республика для подписания административного искового заявления является преждевременным, поскольку суд в данном случае должен был оставить административное заявление без движения, установив административному истцу срок для исправления недостатков.
К рассматриваемой частной жалобе приложена доверенность от 3 октября 2016 г., подтверждающая право управляющего Отделением-НБ Удмуртская Республика на подписание административного искового заявления (л.м.4).
С учетом изложенного, обжалованное определение судьи подлежит отмене, а материал – направлению в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики
определила:
определение судьи Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2017 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике к судебному приставу-исполнителю Устиновского РОСП г.Ижевска УФССП России по Удмуртской Республики К.А.А., УФССП России по Удмуртской Республике о признании незаконными и отмене постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств от 13 февраля 2017 г. №№18018/17/82597, 18018/17/82599, 18018/17/82596, 18018/17/82598, 18018/17/82600, 18018/17/82595, 18018/17/82601, 18018/17/82594, 18018/17/82593, 18018/17/82592, 18018/17/82591, 18018/17/82590, 18018/17/82587, и восстановление срока на их обжалование направить в тот же суд для рассмотрения по существу со стадии принятия заявления к производству суда.
Председательствующий
Судьи