Решение по делу № 2-557/2017 от 20.02.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2017 года                          г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,

с участием:

представителя истца - помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Артемьевой Е.В.,

представителя ответчика ООО «Русфорест Усть-Илимск» Никольской С.И., действующей на основании доверенности б/н от **.**.**, с полным объемом процессуальных прав, сроком по **.**.**,

в отсутствие:

представителя третьего лица на стороне истца Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области,

представителя третьего лица на стороне истца Министерства лесного комплекса Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-557/2017 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Русфорест Усть-Илимск» о возмещении ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания, в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины,


УСТАНОВИЛ:

Заместитель Усть-Илимского межрайонного прокурора обратился в суд с иском (с уточнениями на **.**.**) к ООО «Русфорест Усть-Илимск» о возмещении ущерба, причиненного в 2013, 2014, 2015 годах окружающей среде – животному миру и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договорам аренды от от **.**.**, от **.**.**, от **.**.** в размере <данные изъяты> рублей с зачислением в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».

В обоснование требований истец указал, что территория, в пределах которой ответчиком производится заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания животного мира. Несмотря на то, что ООО «Русфорест Усть-Илимск» ведет законную вырубку леса на арендованном участке, его хозяйственная деятельность связана с негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причиняется вред охотничьим ресурсам, поскольку нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных. Согласно расчету Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области ущерб животному миру от техногенного воздействия на площади землеотвода для заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденного приказом Минприроды России от **.**.** , составил <данные изъяты> рублей. Арендаторы лесных участков, осуществляющие лесозаготовку на территории Усть-Илимского района, по вопросу компенсации вреда, причиненного объектам животного мира, в добровольном порядке не обращались. Поскольку до настоящего времени причиненный ООО «Русфорест Усть-Илимск» ущерб окружающей среде, а именно охотничьим ресурсам и среде их обитания, не возмещен, у ответчика возникла обязанность возместить такой вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством в судебном порядке.

Согласно отзыву руководителя Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Синько А.В. от **.**.** и дополнений к нему от **.**.** просил требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить, указав, что ответчик ООО «Русфорест Усть-Илимск» осуществляет хозяйственную деятельность путем сплошной рубки лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга, функции по осуществлению которого возложены на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области. Согласно представленному расчету вреда объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, среде их обитания, причиненного ООО «Русфорест Усть-Илимск» на площади арендованных и подверженных вырубке лесных насаждений на территории Усть-Илимского района Иркутской области, за период с 2013-2015 гг. составил суммарно <данные изъяты> рублей, который произведен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденного приказом Минприроды России от **.**.** .

В судебном заседании представитель истца Артемьева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и дополнении к нему от **.**.**.

Представитель третьего лица на стороне истца Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом своевременно.

Представитель третьего лица на стороне истца Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, согласно отзыву от **.**.** просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика ООО «Русфорест Усть-Илимск» Никольская С.И. в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме, указав, что ответчик ведет свою хозяйственную деятельность на основании проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы. Ответчик надлежащим образом исполняет свои обязательства как лесозаготовитель, оплачивает арендную плату, незаконной хозяйственной деятельности не ведет, в связи с чем оснований для возмещения ущерба у ответчика не имеется. Кроме того, полагает, что истцом не доказан факт причинения ответчиком ущерба окружающему миру в результате хозяйственной деятельности, так и его размер. Считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт обитания на территории Усть-Илимского района видов охотничьих ресурсов, указанных в приложении к Расчету вреда, факт обитания на территории лесного участка, арендуемого ООО «Русфорест Усть-Илимск», видов охотничьих ресурсов, указанных в приложении к Расчету вреда, достоверность данных о численности охотничьих ресурсов, приведенных в Приложении 1 к Расчету, достоверность сведений об уменьшении в 2010 - 2016 годах популяций некоторых из видов охотничьих ресурсов, указанных в приложении к Расчету вреда. Истцом не представлено доказательств того, что вследствие хозяйственной деятельности ООО «Русфорест Усть-Илимск» произошло снижение популяции некоторых охотничьих ресурсов. Также полагает, что имеются иные причины, влияющие на уменьшение численности охотничьих ресурсов, в том числе, лесные пожары, действия браконьеров, изменение климата, естественные миграции животных. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании сумм ущерба за 2013 год, поскольку срок по данным требованиям установлен статьей 196 ГК РФ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу статьи 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В силу статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от **.**.** ООО «Русфорест Усть-Илимск» является юридическим лицом, созданным в результате реорганизации в форме слияния <данные изъяты>, основным видом деятельности которого является лесозаготовки, что также подтверждается Уставом ООО «Русфорест Усть-Илимск» от **.**.**.

Согласно договору аренды лесного участка от **.**.** Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству ответчику ООО «<данные изъяты>» предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> га., расположенный в эксплуатационных лесах, по адресу: <адрес>. Указанный лесной участок передан по договору аренды сроком до **.**.** для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины <данные изъяты> тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству <данные изъяты> тыс. куб.м.

Дополнительным соглашением от **.**.** к договору аренды лесного участка от **.**.** права и обязанности арендатора переданы ООО «Русфорест Усть-Илимск» как правопреемнику ООО «<данные изъяты>».

Кроме того, согласно договору аренды лесного участка от **.**.** Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству ответчику ООО «<данные изъяты>» предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> га, расположенный в эксплуатационных лесах, по адресу: <адрес> для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – <данные изъяты> тыс.куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - <данные изъяты> тыс.куб.м. сроком до **.**.**.

Дополнительным соглашением от **.**.** к договору аренды лесного участка от **.**.** права и обязанности арендатора переданы ООО «Русфорест Усть-Илимск» как правопреемнику ООО «<данные изъяты>».

Дополнительным соглашением от **.**.** к договору аренды лесного участка от **.**.** изменена площадь лесного участка с <данные изъяты> га до <данные изъяты> га, а также местоположение лесного участка: <адрес>. Кроме того, изменен размер возможного годового объема заготовки ликвидной древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с 2014 года на <данные изъяты> тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству <данные изъяты> тыс.куб.м.

В соответствии с договором аренды лесного участка от **.**.** Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству ответчику ООО «<данные изъяты>» предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> га, расположенный в эксплуатационных лесах, по адресу: <адрес>, для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – <данные изъяты> тыс.куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - <данные изъяты> тыс.куб.м. сроком на 49 лет до **.**.**.

Дополнительным соглашением от **.**.** к договору аренды лесного участка от **.**.** права и обязанности арендатора переданы ООО «Русфорест Усть-Илимск» как правопреемнику ООО «<данные изъяты>».

Дополнительным соглашением от **.**.** к договору аренды лесного участка от **.**.** изменено местоположение лесного участка: <адрес>, Кроме того, изменен размер возможного годового объема заготовки ликвидной древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений на <данные изъяты> тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству <данные изъяты> тыс.куб.м.

Заготовка древесины ООО «Русфорест Усть-Илимск» ведется на лесных участках в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы, утвержденными распоряжениями Агентства лесного хозяйства Иркутской области

Между тем, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Русфорест Усть-Илимск», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Согласно сведениям Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству от **.**.** о годовом количестве вырубленных гектаров леса:

- по договору аренды лесного участка от **.**.** ООО «Русфорест Усть-Илимск» в 2013 году заготовлено древесины в объеме <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, в 2014 году – <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, в 2015 году – <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га;

- по договору аренды лесного участка от **.**.** ООО «Русфорест Усть-Илимск» в 2013 году заготовлено древесины в объеме <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, в 2014 году – <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, в 2015 году – <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га.

По договору аренды лесного участка от **.**.** ООО «Русфорест Усть-Илимск» в 2013 году заготовлено древесины в объеме <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, в 2014 году – <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, в 2015 году – <данные изъяты> куб.м на площади <данные изъяты> га, что подтверждается справкой предоставленной Территориальным отделом министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству от **.**.**.

В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений арендованных ООО «Русфорест Усть-Илимск», состав охотничьих ресурсов на территории Усть-Илимского района имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, белая куропатка, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.

Как видно из расчета, последний выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948.

Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери – единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Фактически на арендованном ответчиком лесном участке ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона, животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

В соответствии с пунктами 1, 7 Положения о службе по охране и использованию животного мира Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 10.07.2014 №335-ПП, служба является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области.

Из расчета ущерба следует, что размер причиненного в 2013-2015 годах вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в Усть-Илимском районе Иркутской области по договорам аренды лесного участка от **.**.**, от **.**.**, от **.**.** составляет <данные изъяты> рублей.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно информации Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области ответчик ООО «Русфорест Усть-Илимск» по вопросу компенсации причиненного вреда объектам животного мира в добровольном порядке в Службу до настоящего времени не обращался.

Учитывая, что в соответствии со статьей 56 ГПК РФ ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятия по охране объектов животного мира, ответчик самостоятельно не обращался в Службу по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, факт ущерба, причиненного ООО «Русфорест Усть-Илимск» окружающей среде в результате заготовки древесины и его размер подтверждаются представленными расчетами вреда охотничьим ресурсам на площади арендованных ООО «Русфорест Усть-Илимск» лесных насаждений в Усть-Илимском районе Иркутской области, суд приходит к выводу, что требования прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о взыскании с ООО «Русфорест Усть-Илимск» ущерба, причиненного окружающей среде – животному миру и среде его обитания, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о незаконности применения истцом при расчете причиненного ущерба окружающему миру пересчетного коэффициента 0,75, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Как было указано выше, расчет ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Русфорест Усть-Илимск», произведен с применением методики исчисления размера, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (далее - Методика).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Методики настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе, вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:

территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;

численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

допустимый объем добычи каждого вида ресурсов;

период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

В соответствии с пунктом 6 Методики размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия), где:

1 - пересчетный коэффициент для территории необратимой трансформации;

0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия;

0,5 - пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия;

0,25 - пересчетный коэффициент для территории слабого воздействия.

При этом, территория необратимой трансформации характеризуется снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 75 до 100%; территория сильного воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 50 до 74,9%; территория среднего воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 25 до 49,9%, территория слабого воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 0 до 24,9%.

Лесозаготовительная деятельность на территории <адрес> осуществлялась ООО «Русфорест Усть-Илимск» на основании договоров аренды лесного участка от **.**.**, от **.**.**, от **.**.** в виде сплошных рубок лесных насаждений на арендуемых лесных участках.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Лесного кодекса РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

При проведении расчета ущерба причиненного объектам животного мира и среде их обитания от хозяйственной деятельности ООО «Русфорест Усть-Илимск» применялся пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия (0,75), поскольку в результате осуществления ответчиком сплошных рубок лесных насаждений среда обитания объектов животного мира уничтожается не окончательно (частично остаются семенные деревья, кустарники и подрост).

Территория трансформации утрачивает первоначальные свойства среды обитания не полностью, но на длительный срок, ухудшаются кормовые и защитные условия, нарушаются многолетние существующие миграционные пути диких животных, повышается доступность территории хищникам, вследствие чего дикие животные, которые обычны на данных территориях, навсегда или на длительное время покидают привычные участки обитания.

Таким образом, с учетом принципов природоохранного законодательства, презюмируется неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на среду обитания диких животных, критерии определения которого установлены законодательно, а также закрепляются научно-обоснованные категории воздействия.

Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).

В силу части 1 статьи 36 Закона «Об охоте» государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за: численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания возложены, согласно подпункту 13 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 10.07.2014 N 335-пп на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области. Служба осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 30 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 1 0.07.2014 № 355-пп.

Основным методом учёта объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты (охотничьих ресурсов) согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учёта» является зимний маршрутный учёт (ЗМУ).

Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области, используемые в Расчёте, применены на основании Отчетов по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2013-2015 годах. Данные отчеты Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области. При выполнении расчёта применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области за 2013 - 2015 годы.

Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области.

Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубкам территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания, что ошибочно ответчиком принимается за увеличения численности диких животных в целом.

При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в Расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.

Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что представленной истцом расчет размера причиненного ущерба, составленный Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области, является обоснованным. При этом суд принимает во внимание, что Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области является специально уполномоченным государственным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области. При этом у суда не имеется оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста службы, либо считать их недостоверными.

Довод ответчика об отсутствии вины в его действиях не может быть принят во внимание судом, поскольку Российской природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия.

Доводы ответчика о том, что им в силу договоров аренды от **.**.**, от **.**.**, от **.**.** уплачивается арендная плата, иные денежные выплаты при использовании лесных участков для заготовки древесины не предусмотрены, суд находит несостоятельными, поскольку ни положения статьи 606 ГК РФ, ни договоры аренды, заключенные между ответчиком и агентством лесного хозяйства Иркутской области, не содержат сведений о том, что арендная плата либо ее часть вносится с целью возмещения вреда окружающей среде. Внесение арендной платы в соответствии с договором аренды не освобождает ООО «Русфорест Усть-Илимск» возместить причиненный ущерб окружающей среде в полном объеме в соответствии с требованиями части 4 статьи 16, статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Верховным Судом Российской Федерации в п. 36 постановления Пленума от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что с учетом положений пункта 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц. возместить вред окружающей среде, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире» установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 58 Закона «Об охоте» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В настоящем случае реальность вреда определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется сплошная рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга.

Кроме того, суд находит несостоятельными доводы ответчика ООО «Русфорест Усть-Илимск» о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением настоящего спора, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

С учетом требований пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма возмещения вреда подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и по данному спору составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты>

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Русфорест Усть-Илимск» о возмещении ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания, в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Русфорест Усть-Илимск» ущерб, причиненный в 2013 - 2015 годах окружающей среде – животному миру и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды от **.**.**, от **.**.**, от **.**.** в размере <данные изъяты> с зачислением в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Русфорест Усть-Илимск» государственную пошлину в доход муниципального образования город Усть-Илимск в размере <данные изъяты>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья          В.И. Шушина

2-557/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усть-Илимский межрайонный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск"
Другие
Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области
Министерства лесного комплекса Иркутской области
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Шушина В.И.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
20.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2017Судебное заседание
10.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Судебное заседание
20.04.2017Судебное заседание
25.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее