г.Мариинск 14 декабря 2018 года
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Мининой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества «Мариинский ЛВЗ» Помацуева Виталия Сергеевича на постановление № 6-03-14/147д-2018 от 14.11.2018 года и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению № 6-03-14/147д-2018 от 14.11.2018 года и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. генеральный директор АО «Мариинский ЛВЗ» Помацуев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КРФоАП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Генеральный директор АО «Мариинский ЛВЗ», не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в Мариинский городской суд. Жалоба мотивирована тем, что постановление вынесено с нарушением норм материального права, без учета представленных заявителем имеющих значение для дела письменных возражений. Подп. 4 ст.2 ФЗ от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено, что спиртосодержащая пищевая продукция – пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции. В соответствии с подп.1.7 Перечня пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка <...>н и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.2009 года <...>, продукты переработки, образующиеся при производстве водок, ликероводочных изделий, относятся к пищевому сырью для производства этилового спирта. Таким образом, спиртосодержащие отходы ликероводочного производства относятся к спиртосодержащей продукции. Данный вывод содержится в разъяснениях Росалкогольрегулирования, приведенных в ответе на вопрос, размещенном на сайте. Действие Закона распространяется на оборот, в т.ч. спиртосодержащей продукции, под которым понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа (подп. 16 ст. 2 Закона). Согласно абз. 8 п. 2 ст. 8 Закона учет объема оборота, в т.ч. спиртосодержащей продукции, осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота в единую государственную автоматизированную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). Порядок функционирования ЕГАИС в настоящее время определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1459. В период с <...> по <...> порядок функционирования ЕГАИС регламентировался Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 522. Пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015г. № 1459 установлено, что единая информационная система содержит информацию: о наименовании и виде продукции, указанной в ст. 2 Закона (пп. 2 п. 6 Правил); об объеме (декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в т.ч. списанной, забракованной, возвращенной), использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования (пп. 14 п. 6 Правил). Аналогичные требования по отражению вышеуказанной информации в единой информационной системе, содержались в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. <...> (см. пп. г), р) п. 3 Правил). В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Регулятор), утвержденным Постановлением Правительства РФ № 154 от 24.02.2009 г., Регулятор разрабатывает нормативно-правовые акты и дает разъяснения по вопросам в установленной сфере деятельности (п.п. <...>, 6.3. Положения). Согласно п.8.17. Типового положения о Территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования № 18 от 15.06. 2009г. в компетенцию Территориального органа входит дача разъяснений по вопросам в установленной сфере деятельности. Разъяснениями, содержащимися в разделе ответы на вопросы на сайте fsrar.ru (http://fsrar.ru/voprosv-i-otvety/kontrolnava-devatelnost-quest), Регулятор предписывал организациям, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий), операцию по поставке (отгрузке) спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов, фиксировать путем декларирования их оборота как спиртосодержащей продукции.
Кроме того, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу в разъяснениях от <...> <...>, основанных на указанной позиции Регулятора предписывало предприятиям имеющим лицензию на производство, хранение и поставки спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий) фиксировать в ЕГАИС информацию об объемах оборота (поставки) спиртосодержащих отходов ликероводочного производства, как спиртосодержащей продукции, другим потребителям. Данные разъяснения, устанавливающие правила фиксации оборота спиртосодержащих отходов, адресованы неопределенному кругу организаций, имеющих лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий), содержат обязательные правила поведения и рассчитаны на многократное применение, что является обязательным признаком нормативного правового акта. Руководствуясь разъяснениями Регулятора и МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, носящими нормативный характер, Общество, начав оборот спиртосодержащей продукции (спиртосодержащих отходов) путем ее продажи ОАО «Кузбассоргхим», фиксировало в ЕГАИС по коду «спиртосодержащая продукция» информацию о ее объеме, что также не противоречит Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ №1459.
Таким образом, общество, отражая в ЕГАИС оборот спиртосодержащих отходов, руководствовалось нормами действующего законодательства и разъяснениями Регулятора. Следовательно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, установленного ст. 14.19 КоАП РФ.
Считает, что требования Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1459, не содержат каких-либо запретов и ограничений по отражению в ЕГАИС спиртосодержащих отходов и не вступают в противоречия с указанными выше разъяснениями регулятора и МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округ. Кроме того, после вступления в силу Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1459, разъяснения от 22.11.2011 года № 6-09-15/8169 и разъяснения, размещенные на сайте регулятора, не отзывались, как и не издавалось иных разъяснений, устанавливающих другой, отличный от ранее предписанного, порядок учета спиртосодержащих отходов.
Следовательно, вывод МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу о том, что общество в своей деятельности не руководствовалось нормами действующего законодательства не соответствует действительности.
В соответствии со ст.30.1 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела. Согласно п.30 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 года подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения. Согласно выданной лицензии <...> от <...> место нахождения общества указан адрес: <...>, который определен регулятором местом совершения административного правонарушения. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебное заседание Помацуев В.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности Помацуева В.С. – Царегородцев А.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Помацуева В.С. состава административного правонарушения. В случае, если суд придет к выводу о доказанности вины должностного лица в совершенном правонарушении, просил прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку вреда общественным интересам причинено не было, кроме того, должностное лицо действовало в соответствии с разъяснениями, данными Регулятором.
Представитель органа, вынесшего обжалуемое постановление, - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителя.
Суд, заслушав представителя лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст.14.19 КРФоАП нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Согласно постановлению <...> и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. от <...> генеральный директор АО «Мариинский ЛВЗ» Помацуев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КРФоАП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Помацуев В.С., являясь генеральным директором АО «Мариинский ЛВЗ», нарушил установленный законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета объема производства, оборота и (или) использования спиртосодержащей продукции, а именно ненадлежащим образом организовал работу и контроль за соблюдением законодательства в части государственного учета алкогольной продукции при ее обороте, в результате чего была произведена фиксация в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по коду «спиртосодержащая продукция» информация об объеме спиртосодержащих отходов полученных при производстве алкогольной продукции (водок, ликероводочных изделий, ликеров), которые не были и не могут использованы в качестве сырья при производстве алкогольной продукции, а именно за период с января по август 2018 года в объеме 386, 86 дал. При этом, действующим законодательством не предусмотрено внесение в ЕГАИС информации о спиртосодержащих отходах, возникших при производстве водок и ликероводочных изделий. Своими действиями Помацуев В.С. нарушил требования п.1 ст.14, абз8 п.2 ст.8 Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 года №380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции», п.6 правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года №1459.
Помацуев В.С., являясь генеральным директором АО «Мариинский ЛВЗ» в силу занимаемой должности, должен был и не мог не знать необходимости соблюдения требований законодательства и имел возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом №171-ФЗ, Правилами функционирования ЕГАИС, в части соблюдения установленного порядка учета спиртосодержащей продукции при производстве алкогольной продукции, но не предпринял для этого всех зависящих от него мер, что свидетельствует о вине должностного лица.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению обязанности Помацуевым В.С. по обеспечению соблюдения действующего законодательства при осуществлении деятельности по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции не представлено.
По мнению суда, вина генерального директора АО «Мариинский ЛВЗ» Помацуева В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, подтверждается протоколом <...> об административном правонарушении от <...> <...> актами оприходования материалов от <...> <...>, от <...> <...>, от <...> <...> и от <...> <...>, Отчетом об объемах постановки на баланс этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с <...> по <...>, сформированным в ЕГАИС, актом плановой выездной проверки от <...> <...>, которые являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.
Таким образом, должностное лицо при вынесении обжалуемого постановления верно пришло к выводу о совершении генеральным директором АО «Мариинский ЛВЗ» Помацуевым В.С. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КРФоАП.
Доводам Помацуева В.С., изложенным в жалобе, дана правильная оценка при вынесении обжалуемого постановления. Суд также находит их несостоятельными, поскольку судом установлено, что отходы, внесенные в ЕГАИС, были реализованы, а не использованы в качестве сырья для производства этилового спирта, в том числе денатурата, что не предусмотрено и лицензией АО «Мариинский ЛВЗ», кроме того, АО «Мариинский ЛВЗ» при внесении сведений о постановке на баланс спиртосодержащих отходов полученных при производстве алкогольной продукции должно было руководствоваться действующим законодательством, а не разъяснениями письма МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу от <...> <...>.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Помацуевым В.С. правонарушения, суд установил, что совершенное правонарушение посягает на установленный законодательством порядок публичных общественных отношений, возникающих в области учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств, которые могут явиться причиной для освобождения должностного лица от административной ответственности, суд считает, что отсутствуют основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Согласно п.1 ч.1 ст.30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что постановление № 6-03-14/147д-2018 и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. от 14.11.2018 года законно и обоснованно.
Таким образом, суд считает правильным постановление № 6-03-14/147д-2018 и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. от 14.11.2018 года о привлечении генерального директора АО «Мариинский ЛВЗ» Помацуева В.С. к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Мариинский ЛВЗ» Помацуева В.С. без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Помацуева Виталия Сергеевича на постановление № 6-03-14/147д-2018 и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. от 14.11.2018 года к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Постановление № 6-03-14/147д-2018 и.о.заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Романовой С.А. от 14.11.2018 года о привлечении генерального директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Помацуева Виталия Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья – Н.А.Минина