Дело № 5-449/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 апреля 2017 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе председательствующего судьи И.З. Синёвой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Областной онкологический диспансер» (далее - ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер»), юридический адрес: 414041, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Б.Алексеева, 57, ОГРН: 1023000865425, ИНН: 3015012445, КПП: 301501001, привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В результате проверки ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер», проведенной в период с 09.02.2017 по 13.03.2017, выявлены нарушения пп. «а», «б», «д» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности). ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер», в рамках медицинской деятельности, допущено несоблюдение требований о наличии помещений для выполнения заявленных в лицензии работ (услуг), требования о наличии необходимого медицинского оборудования для выполнения заявленных в лицензии работ (услуг), требования о наличии у медицинских работников документов о соответствующем образовании для выполнения работ (услуг).
Указанные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, в соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно:
В нарушение требований пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, допущено нарушение:
- в ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер не выделено помещение для проведения психотерапии (согласно приложению №6 к приказу Минздрава Российской Федерации №438 от 16 сентября 2003 г. «О психотерапевтической помощи» необходимо помещение для индивидуальной и групповой психотерапии площадью 30 - 40 кв. м)
В нарушение требований пп. «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, допущены нарушения:
В отделении радиотерапии 3 уровня отсутствуют: набор оборудования для проведения брахитерапии предстательной железы I-125; оборудование и специализированные помещения для проведения радиотерапии открытыми источниками ионизирующего излучения; цифровой рентгеновский симулятор; аппаратура для наркоза с возможностью дистанционного мониторинга состояния пациента; набор аппаратуры для изготовления индивидуальных экранирующих блоков
В отделении паллиативной помощи (20 коек) отсутствуют: вакуумный электроотсос (в наличии 4 шт., по стандарту оснащения необходимо - 1 на 3 койки, т. е. не менее 6); аппарат для ингаляционной терапии переносной (в наличии 3 шт., по стандарту оснащения необходимо - 1 на 3 койки, т. е. не менее 6); сейф для хранения сильнодействующих и психотропных средств, документации (в наличии 1 шт., по стандарту оснащения необходимо 2 на отделение)
В отделении анестезиологии и реанимации отсутствуют: консоль анестезиологическая (по стандарту оснащения требуемое количество – 1 на операционную, на 8 операционных в наличии 2 консоли); весы для взвешивания салфеток (по стандарту оснащения требуемое количество – 1 на операционную, на 8 операционных в наличии – 1); аппарат для временной электрокардиостимуляции; автоматический дозатор лекарственных веществ шприцевой (по стандарту оснащения требуемое количество – 2 на операционную, на 8 операционных в наличии – 8 штук, недостает 8); инфузомат (по стандарту оснащения требуемое количество – 1 на операционную, на 8 операционных в наличии – 2 штуки, недостает 6); обогреватель инфузионных сред проточный салфеток (по стандарту оснащения требуемое количество – 1 на операционную, на 8 операционных в наличии – 2, недостает 6); аппарат для быстрого размораживания и подогрева свежезамороженной плазмы (по стандарту оснащения требуемое количество – 2 на операционный блок, в наличии -1 в отделении реанимации и интенсивной терапии); аппарат для подогрева кровезаменителей и растворов; аппарат струйной инжекционной вентиляции (возможна замена на аппарат "Фаза-21") ; аппарат для контроля биспектрального индекса активности головного мозга; аппарат для определения кислотно-щелочного состояния крови (имеется лаборатория в шаговой доступности с возможностью определения данных параметров); аппарат для определения кислотно-щелочного состояния крови; аппарат неинвазивной искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги; центральная компрессорная станция для подачи вакуума и сжатого воздуха на каждую прикроватную консоль; кислородный генератор; аппарат для определения сердечного выброса термодилюционным методом (имеется в наличии, нет расходных материалов, не используется); аппарат для комплексной диагностики состояния центральной гемодинамики неинвазивным способом; система для обогрева больных конвекционного типа.
В отделении реанимации и интенсивной терапии отсутствуют: аппарат искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги (отделение на 9 коек, требуемое количество – по числу коек, в наличии -6); электроэнцефалограф; автоматический дозатор лекарственных веществ шприцевой (требуемое количество 2 на койку, необходимо – 18 штук, в наличии 9); мобильная реанимационная тележка; отсасыватель послеоперационный шприцевой (требуемое количество 2 на койку, необходимо – 18 штук, в наличии 8); аппарат для подогрева кровезаменителей и растворов.
В операционном блоке отсутствуют: система для обогрева пациентов (термоматрас); аппарат для внутритканевой термоаблации; аппарат хирургический для травматологии и ортопедии (дерматом); хирургические бинокулярные лупы с осветителем для микрохирургических операций; операционный микроскоп; аппарат ультразвуковой диагностики с интраоперационным датчиком для открытой и лапароскопической хирургии; аппарат для фотодинамической терапии; аппарат для флюоресцентной диагностики.
В отделении онкоурологии отсутствуют: цистрофиброскоп; цистрофиброскоп для фотодинамической диагностики; цистоскоп с обтуратором; набор оптики цистоскопической с углом зреня 0-120°; нефрофиброскоп; уретротом эндоскопический.
В отделении онкогинекологии отсутствует оптика резектоскопическая для фотодинамической диагностики
В отделении опухолей головы и шеи отсутствуют: аппарат для плазменной хирургии и «NO» терапии; отсасыватель хирургический (0.5 атм);
В кабинете врача-диетолога отсутствует аппарат для исследования компонентного состава тела (биоимпедансометрии).
В нарушение требований пп. «д» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, допущено нарушение:
отсутствует обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи у шести медицинских сестер отделения паллиативной помощи, предусмотренных п.6 приложения №7 к приказу Минздрава России от 14.04.2015 №187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».
В судебном заседании представитель ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» Агаревская Л.В. факт совершения правонарушения признала и дополнительно пояснила, что все обнаруженные нарушения имели место быть, но в настоящее время часть устранена, для устранения оставшихся ведется работа. Просила признать правонарушение малозначительным и применить наказание в виде предупреждения.
Представители Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области Кондрючая Н.В., Кольяненко Е.П., Долгих Е.А. пологали, что в действиях ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В силу пункта 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следует из материалов дела, ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 09 февраля 2017 г. N ЛО 30-01 001628, выданной Министерством здравоохранения Астраханской области.
В период с 09.02.2017 по 13.03.2017 должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области от 30.01.2017 №П30-19/17 «О проведении плановой выездной проверки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Областной онкологический диспансер» по адресу осуществления медицинской деятельности: г. Астрахань, ул. Бориса Алексеева д. 57 проведена плановая выездная проверка соблюдения указанным медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, которые зафиксированы в акте проверки от 13 марта 2017 г.
14 марта 2017 г. начальником отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области в отношении ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу в период с 09.02.2017 по 13.03.2017 установлено, что учреждением допускается нарушение лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Также факт совершения ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» указанного правонарушения помимо протокола об административном правонарушении), составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашел свое подтверждение в других материалах дела.
Таким образом, суд, всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, выслушав представителя ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер», оценив его показания в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приходит к выводу о совершении ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли, а также положения ст. 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Доводы представителя ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» о малозначительности выявленных нарушений нахожу несостоятельными, поскольку несоблюдение требований законодательства РФ по медицинской деятельности нарушает права граждан на охрану здоровья, в том числе право на получение медицинской помощи качественными, безопасными и доступными средствами, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснением, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем судом учитывается, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям, может заключаться не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании правонарушителем требований российского законодательства о медицинской помощи. Так согласно ч. 1 ст. 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Областной онкологический диспансер» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф внести на имя получателя: УФК по Астраханской области – (Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области) ИНН 3016044760 ОКТМО 12701000 БИК 041203001 КПП 301501001 Р/с 40101810400000010009 ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области, КБК 06011690040046000140.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу) в Кировский районный суд г. Астрахани.
Судом разъяснены положения частей 1 и 2 статьи 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу, учреждение будет нести административную ответственность по ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья И.З. Синёва
Копия верна:
Судья И.З. Синёва
Секретарь