Председательствующий – Ередеева А.В. Дело № 33-944
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2017 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.
судей – Красиковой О.Е., Шинжиной С.А.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Березикова ВВ на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 05 июня 2017 года, которым
оставлены без удовлетворения требования Березикова ВВ о признании незаконным бездействия ФСИН России, УФСИН России по Республике Алтай, выразившиеся в не рассмотрении в установленный срок заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании незаконной Выписки из протокола от <дата> № комиссии ФСИН России, обязании ФСИН России, УФСИН России по Республике Алтай поставить Березикова ВВ на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты подачи рапорта.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Березиков В.В. обратился в суд с заявлением к УФСИН России по Республике Алтай, ФСИН России г. Москва об оспаривании решения, указывая, что <дата> обратился с рапортом в УФСИН России по РА о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Однако <дата> истцу в постановке на соответствующий учет было отказано, поскольку им в числе прочих документов не были представлены сведения об общей площади и статусе жилого помещения, информация о регистрации члена семьи, сведения из Росреестра в отношении супруги по ее прежней фамилии, домовая книга не читаема. Отказ полагает необоснованным, поскольку комиссия приняла и проверила документы, дополнительных требований не выдвинули и <дата> направила документы в ФСИН России, которая рассмотрела вопрос о постановке на учет лишь <дата>, с нарушением трех месячного срока рассмотрения, чем нарушены права истца.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым Березиков В.В. в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решение суда. Жалоба мотивирована тем, что требование комиссии об обязательности представления копии финансового лицевого счета не обосновано, поскольку дом, в котором зарегистрирован истец и его семья, является частным домовладением и финансовые лицевые счета по нему не ведутся. В решении суда неверен вывод о том, что УФСИН России по РА принимает документы, проверяет сведения, указанные в документах и формирует пакет документов. Согласно приказу УФСИН России по РА №346 от 22.10.2013 года, Приказ ФСИН от 29.08.2013 №496, Приказ ФСИН от 16.10.2014 года №550 подкомиссия учреждения осуществляет функции по проверке представленных документов на предмет соответствия Перечню, определенному в Правилах, а при выявлении недостатков документов, возвращает их сотруднику с указанием в письменном виде причин возврата.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав Березикова В.В. и его представителя Сарайкина Д.А., поддержавших доводы жалобы, представителя УФСИН России по Республике Алтай Дементьеву Н.Г., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник проживает в общежитии.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", которым утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, а также за сотрудниками и уволенными со службы в учреждениях и органах гражданами Российской Федерации, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г. федеральными органами исполнительной власти.
Указанной категории лиц единовременная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных Правилами для сотрудников.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в период с <дата> Березиков В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе.
На момент обращения в комиссию <дата> замещал должность <данные изъяты> Выслуга лет в календарном исчислении составляет более <данные изъяты>.
<дата> Березиков В.В. обратился с рапортом в ФСИН России через территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Алтай о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи <данные изъяты> человека.
Протоколом заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Алтай № от <дата> произведен расчет единовременной выплаты и принято решение о направлении учетного дела Березикова В.В. в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременном выплаты.
Письмом УФСИН России по Республике Алтай от <дата> № истцу было сообщено, что заявление и документы о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты территориальной подкомиссией рассмотрены. При этом постановлено решение о направлении учетного дела в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай от <дата> № уволен по п. «е» ст 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел. Выслуга лет истца в календарном исчислении на дату подачи рапорта составляла <данные изъяты>.
Протоколом Комиссии ФСИН России от <дата> № Березикову В.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369.
Основаниями для отказа послужило то, что общая площадь и статус жилых помещений по адресам: <адрес>, и <адрес> неизвестны; информация о регистрации дочери до <дата> не представлена; справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра, без указания предыдущей фамилии супруги.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что при рассмотрении комиссией ФСИН России материалов дела, отсутствовали относимые и допустимые доказательства, позволяющих сделать вывод о том, что Березиковым В.В. в полном объеме были представлены необходимые для решения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, документы.
В связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о том, что комиссией ФСИН России было правомерно отказано Березикову В.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с нарушением подпункта "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, так как истцом не предоставлены обязательные документы.
Доводы жалобы о том, что требование комиссии об обязательности представления копии финансового лицевого счета не обосновано, поскольку дом, в котором зарегистрирован истец и его семья, является частным домовладением и финансовые лицевые счета по нему не ведутся, не влечет отмены решения суда, поскольку в подпункте "з" пункта 5 Правил указано о необходимости представления выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, в том числе и на следующее.
Согласно материалам учетного жилищного дела, истец с <дата> по настоящее время, супруга с <дата> по настоящее время, дочь с <дата> по настоящее время, постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: №. Из копии домовой книги, представленной в дело, статус помещения и общая площадь дома не известны. Согласно пояснениям истца и его представителя, данным в суде апелляционной инстанции, дом принадлежит его отчиму, родственных отношений не имеется, в связи с чем, они и не предоставляли документов по указанному жилому помещению.
В суде апелляционной инстанции свидетель ЧВВ пояснил, что он являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с <дата>, Березиков В.В. был вселен и зарегистрирован как член семьи, сын его сожительницы. Супруга Березикова В.В. и дочь зарегистрированы как члены семьи Березикова В.В.
Из учетного дела также следует, что супруга Березикова с <дата> была постоянно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> Из копии домовой книги, представленной в дело, статус помещения и общая площадь дома не известны. Согласно пояснениям истца и его представителя, данным в суде апелляционной инстанции, дом принадлежит матери супруги, супруга была зарегистрирована как член семьи своей матери, свидетельства о государственной регистрации на данную квартиру не имеется, есть технический паспорт, в связи с чем, они и не предоставляли документов по указанному жилому помещению.
То есть, проверяя представленные истцом документы, ответчик, в отсутствие указанных документов, не мог проверить принадлежность помещений, их правовой статус, не мог определить с учетом данных помещений обеспеченность истца и членов его семьи нормой жилой площади.
Кроме того, не могут явиться основанием для отмены или изменения судебного решения и доводы о возможности предложить истцу представить дополнительные документы, поскольку в силу требований приведенных выше норм обязанность по предоставлению полного комплекта документов лежит именно на заявителе.
Как указано выше, Комиссия в установленный Правилам срок принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно не установил оснований для признания незаконным отказа Комиссии в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также оснований для обязания ответчика поставить истца на такой учет.
Кроме того, суд первой инстанции, разрешая требования Березикова В.В. о признании незаконным бездействия ФСИН России, УФСИН России по Республике Алтай, выразившиеся в не рассмотрении в установленный срок заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, пришел к верному выводу об отказе в их удовлетворении, установив, что указанное обстоятельство не влияет на законность оспариваемого решения.
Судебная коллегия также полагает необходимым обратить внимание на то, что согласно пункту 23 вышеназванных Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
То есть, комиссия ФСИН России вправе рассмотреть представленные Березиковым В.В. документы в порядке общей очередности, не нарушив процедуру рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах УИС, а также их законные права и интересы.
Таким образом, нарушений прав истца процедурой рассмотрения рапорта должностные лица ФСИН России не допустили.
Из материалов дела следует, что решение об отказе в постановке Березикова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято комиссией ФСИН России <дата> (протокол №).
При изложенных обстоятельствах, у Березикова В.В. отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите. В этой связи, достаточных оснований полагать, что со стороны ответчика ФСИН России допущено незаконное бездействие, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в безусловном порядке, при рассмотрении дела первой инстанцией допущено не было.
Оснований для проверки судебного акта за пределами доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 05 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Березикова ВВ – без удовлетворения.
Председательствующий Ялбакова Э.В.
Судьи Красикова О.Е.
Шинжина С.А.