Дело № 2-227/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2016 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием представителя должника администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей по доверенности №Д от ДД.ММ.ГГГГ,
судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФФСП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле заявление администрации Кизеловского муниципального района об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Кизеловского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кизеловским городским судом, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о включении в список на переселение и предоставлении социальной выплаты семье ФИО1.
Администрация Кизеловского муниципального района обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора на основании позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении № 13-П от 30.07.2001 года. В рамках исполнительного производства администрацией службе судебных приставов была предоставлена информация о принимаемых мерах по исполнению судебного решения. Администрация Кизеловского муниципального района не смогла исполнить судебное решение в установленный 5-ти дневный срок. Включение в список граждан, подлежащих переселению, происходит на наблюдательном совете, протокол которого согласуется в г. Москва с ГУРШ и Министерством энергетики РФ. После чего формируется список на финансирование для предоставления социальных выплат с учетом поступления направленных на реализацию Программы межбюджетных трансфертов. Заседание наблюдательного совета состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, финансирование социальных выплаты в рамках содействия гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам этих городов и поселков. Объем финансирования на предоставление социальных выплат с учетом остатка прошлых лет в 2015 году составил № рублей, сумма освоенных средств- № рублей, остаток на ДД.ММ.ГГГГ- № рублей, размер социальной выплаты на 1-го человека на сегодняшний день составляет № рублей, средства федерального бюджета на 2016 год не предусмотрены. Администрация Кизеловского муниципального района обратилась с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в Арбитражный суд города Москвы о взыскании за счет средств казны Российской Федерации суммы в размере № рубля, необходимой для исполнения судебных решений Кизеловского городского суда о предоставлении гражданам социальных выплат. ДД.ММ.ГГГГ по делу № А40-21509/15 вынесена резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований. ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов РФ подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2015 года, которая на сегодняшний день не назначена к слушанию. Считает, что при вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления о взыскании исполнительского сбора не дана оценка мер, принимаемых должником для исполнения судебного акта.
В судебном заседании представитель администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. на требованиях по заявленным доводам настаивает, пояснила, что первая часть решения суда о включении взыскателя в Список на переселение исполнения до возбуждения исполнительного производства. Протокол наблюдательного совета согласован Министерством энергетики РФ ДД.ММ.ГГГГ. На обращения главы Администрации Кизеловского муниципального района по поводу выделения дополнительных средств для исполнения решений суда Министерством энергетики РФ был дан отрицательный ответ. Решение Арбитражного суда г. Москвы не вступило в законную силу. Считает, что должник не имел возможности исполнить требования исполнительного документы в срок, установленный для добровольного исполнения, в силу независящих от него обстоятельств, но принимал меры для получения денежных средств федерального бюджета.
Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю Борисова Ю.Б. не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представители заинтересованных лица Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю и Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне слушания дела, от представителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель УФССП России по Пермскому краю о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Суд считает, что администрацию Кизеловского муниципального района следует освободить от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что по вступившему в законную силу решению Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Кизеловского муниципального района возложена обязанности: включить ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и выделить социальную выплату на семью в указанном составе для приобретения благоустроенного жилого помещения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, на основании чего, взыскателю выдан исполнительный лист, который предъявлен для принудительного исполнения в Отдел судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, которое поступило в администрацию Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней, при этом, орган местного самоуправления предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, в срок, предоставленный для добровольного исполнения, без уважительных причин, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации Кизеловского муниципального района взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей за неисполнения без уважительных причин решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Данное постановление утверждено начальником отдела- старшим судебным приставом.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков с последующими изменениями, которые утверждают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию таких программ.
В соответствии с пунктами 8, 12 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Установлен следующий порядок включения граждан в список на переселение: решение по уточнению списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (ТЭО), принимается на заседании наблюдательного совета при администрации Кизеловского муниципального района. Данный протокол направляется для утверждения в Министерство энергетики РФ, которое своим протоколом утверждает скорректированный Список ТЭО и возвращается в администрацию Кизеловского муниципального района. При поступлении денежных средств на цели переселения из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, наблюдательный совет при администрации Кизеловского муниципального района своим решением формирует список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, который утверждается главой администрации района и согласуется с Министерством энергетики РФ. После поступления данного списка в администрацию с гражданами заключается договор на предоставление социальной выплаты.
Вместе с тем, сроки утверждения и согласования Списков и Протоколов принятыми нормативными правовыми актами не предусмотрены.
Согласно пунктам 1.7, 3.3 Порядка предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов, утвержденного Постановлением Администрации Кизеловского муниципального района № 285 от 24.07.2012 года во исполнение вышеуказанных Постановлений Правительства РФ, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном и вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранное для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. Договор на социальную выплату с приложением документов, указанных в абз. 1 п. 3.5 настоящего Порядка, предъявления в Администрацию района в течение 3 месяцев с даты выдачи договора.
Согласно пункту 2 Правил, предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п.п. а п. 3 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, согласно которому межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий, в том числе: содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Согласно пунктов 6, 20 Правил, размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению. Органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков несут ответственность за осуществление расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами.
Таким образом, предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета.
Статьи 12, 130-133 Конституции РФ, Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устав Администрации Кизеловского муниципального района признают и гарантируют местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет и решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законами отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, и запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Аналогичные положения установлены статьями 2, 4, 55 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федарации".
Таким образом, установленные законом права муниципальных образований гарантируются государством и не могут быть нарушены путем принятия нормативных правовых актов, касающихся прав муниципальных образований, в том числе по вопросам исполнения местных бюджетов. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями реализуется только путем принятия соответствующего закона с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий остается подконтрольной государству, а не передается этим же органам местного самоуправления, а условия и порядок осуществления контроля определяется законом.
Судом установлено, семья взыскателя включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, на основании протокола № заседания наблюдательного совета при администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный Список на переселение направлен заказной почтой с уведомлением заместителю Министра энергетики РФ ДД.ММ.ГГГГ, утвержден совместным протоколом представителей Министерства энергетики РФ, Федерального государственного бюджетного учреждения «ГУРШ», администрации Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
В письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Кизеловского муниципального района, обращаясь в адрес заместителя Министерства энергетики РФ, указывает, что необходимо продлить Программу, предусмотреть возможность дополнительного финансирования в федеральном бюджете на 2016-2018 годы, в том числе для исполнения судебных решений.
Из датированного ДД.ММ.ГГГГ ответа Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ следует, что бюджетные ассигнования на Программу в 2016-2017 годах не предусмотрены, неблагоприятный прогноз макроэкономического развития предполагает увеличение расходов федерального бюджета, продление финансирования Программы не входит в компетенцию Министерства энергетики РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом г. Москвы постановлено решение о взыскании денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации Кизеловского муниципального района для исполнения 37 решений Кизеловского городского суда, в том числе, в отношении семьи взыскателя.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Анализ положений ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» свидетельствует, что взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочием налагать предусмотренное взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. Нормы, закрепленные в специальном федеральном законе «Об исполнительном производстве» не предусматривают особый порядок наложения денежного взыскания в виде исполнительского сбора на органы местного самоуправления, выступающего должником в исполнительном производстве.
В силу ст. 112 Федерального закона «Об исполнительно производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст. 401 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор рассматривается как мера публично-правовой ответственности за неисполнение без уважительных причин требований исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производства» (статья 112) исполнительский сбор приобретает характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается всегда, и только наличие у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), которые он сам и должен доказать судебному приставу-исполнителю, освобождает должника от уплаты исполнительского сбора. Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации указал, что учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано именно такими обстоятельствами. В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П основанием освобождения должника от уплаты исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом заявления должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Анализируя совокупность добытых по делу доказательств, суд приходит к выводу, что в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа исполнение судебного решения было невозможно вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе. Указанная специфика состоит в том, что для исполнения судебного акта необходимо не только включение взыскателя в Список на переселение на наблюдательном совете при администрации Кизеловского муниципального района, но и проведение ряда мероприятий: в первую очередь утверждение уточнения в Список ТЭО Министерством энергетики РФ, что не зависит от должника, затем выделение средств федерального бюджета, что также не зависит исключительно от действий должника, после чего администрацией Кизеловского муниципального района с взыскателем заключается договор на предоставление социальной выплаты, которым гражданину предоставляется трехмесячный срок для подбора жилого помещения и заключения договора купли-продажи, то есть, оформление сделки безусловно требует большого количества времени.
Суду представлены доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда осуществление всех этих мероприятий было объективно невозможно в связи с наличием обстоятельств независящих от воли должника, соответственно, реальная возможность для исполнения требований исполнительного документа, к моменту истечения указанного срока, отсутствовала. Таким образом, установлены уважительные причины неисполнения решения суда в установленный для его добровольного исполнения срок, поскольку приведенная выше процедура исключает и делает невозможным исполнение судебного акта в пятидневный срок.
На основании изложенного имеются основания для освобождения администрации Кизеловского муниципального района от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Освободить администрацию Кизеловского муниципального района от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава -исполнителя Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 06.042015 года на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кизеловским городским судом.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В. Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева
Подлинный документ подшит
в гражданском деле № 2-227/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края