Мотивированное решение составлено 16 августа 2017 года
Дело № 2а-1200/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Боровиковой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
15 августа 2017 года
административное дело по административному иску прокурора Ярославского района Ярославской области к Администрации городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области по не опубликованию решения Муниципального совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области № 6 от 28.02.2017 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Муниципального Совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.12.2016 №24 «О бюджете городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Дело рассмотрено судом по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).
В судебном заседании помощник прокурора Разумов Р.Л. требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Вьюнов С.Д. – глава Администрации городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области в суде требования признал. Пояснил, что решение Муниципального совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области № 6 от 28.02.2017 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Муниципального Совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.12.2016 №24 «О бюджете городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» не было опубликовано в средствах массовой информации по причине отсутствия денежных средств.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Статьей 36 БК РФ закреплен принцип прозрачности (открытости) бюджетов, который в том числе означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а - также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131-ФЗ), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно ч. 6 ст. 52, ФЗ №131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Прокуратурой Ярославского района в рамках исполнения приказа Генпрокуратуры России от 02.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции администрацией городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области.
Проведенной проверкой установлено, что главой городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района в нарушение ч. 2 ст. 5, ст. 37 БК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 36, ч. 6 ст. 52 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не опубликовано в средствах массовой информации решение Муниципального совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области № 6 от 28.02.2017 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Муниципального Совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.12.2016 №24 «О бюджете городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Отсутствие опубликования правовых актов о бюджете муниципального образования снижает возможность общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности администрации поселения, нарушает основные принципы и нормы бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, а также нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями, а также подрывает правовую основу деятельности органов местного самоуправления на соответствующей территории, что нарушает интересы муниципального образования.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Не обеспечение администрацией городского поселения принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленные законом для населения гарантии получения официальной информации о расходах местного бюджета и нарушает их право на осуществление местного самоуправления и получение информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности указанных органов.
Для обеспечения прозрачности своей деятельности органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ не только к информации о своей деятельности, но и к сведениям о ходе исполнения бюджета, а так же о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их содержание.
Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии Администрации городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области, в результате бездействия нарушены права и интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования прокурора Ярославского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области по не опубликованию решения Муниципального совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области № 6 от 28.02.2017 г. «О внесении изменений и дополнений в решение Муниципального Совета городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.12.2016 №24 «О бюджете городского поселения Лесная Поляна Ярославского муниципального района Ярославской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Ш. Сайфулина