Дело № 2-973/2017 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.
При секретаре Пожогиной М. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Калининградский морской рыбный порт» о понуждении к совершению определенных действий
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Калининградский морской рыбный порт» (далее - ФГУП «КМРП»), мотивируя свои требования тем, что в январе 2017 года проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на объектах транспорта ФГУП «КМРП», по результатам которой выявлены нарушения ФЗ № 16-ФЗ от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности», Постановления Правительства РФ от 16.07.2016г. № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта».
Статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Установлено, что ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имеет объекты транспортной инфраструктуры - Универсальный грузовой терминал и Топливно-грузовой комплекс.
В соответствии с пунктом 7 ч.2 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно требованиям п. 1 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Приказом Министерства транспорта России от 31.07.2014 № 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее - сил ОТБ), (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка, подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. В соответствии с п.7 Порядка полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
На официальном сайте «Служба морской безопасности» имеется информация о том, что данная организация в соответствии с приказом Росморречфлота от 17.06.2016 № 76 наделена полномочиями органа аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте.
Установлено, что согласно приказу ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» от 03.10.2016 № 544 начальник службы режима и контроля <данные изъяты> заместитель начальника службы режима и контроля <данные изъяты> назначены ответственными должностными лицами за обеспечение транспортной безопасности, прошли профессиональную подготовку в сфере транспортной безопасности, однако, в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона № 16
ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 до настоящего времени не аттестованы в установленном законом порядке.
Нарушение законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в ФГУП «КМРП» угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса. А также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым.
Просят обязать ФГУП «КМРП» направить на аттестацию должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями законодательства. Установить срок исполнения исковых требований – до 01.07.2017 года.
В судебном заседании помощник Калининградского транспортного прокурора Эглит Д. А. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнив, что прокурор не возражает против установления для ответчика срока устранения выявленных нарушений – до 31.12.2017 года.
Представитель ответчика ФГУП «КМРП» Беляков Ю. Н. по доверенности в судебном заседании исковые требования полностью признал, пояснил, что выявленные нарушения действительно имеют место. На настоящий момент времени утверждается порядок проведения аттестации, в связи с чем просил продлить срок направления на аттестацию до 31.12.2017 года.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (подп. 4, 9, 10). Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации (п. 1.2).
Положения подпункта 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры относят технологический комплекс, включающий в себя в том числе: г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений..., судоходные гидротехнические сооружения; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", целями обеспечения транспортной безопасности являются в том числе устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 7.2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
В силу п. 1.3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (п. 3).
Согласно п. 5.1 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности", органы аттестации - компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГУП «КМРП» принадлежат следующие объекты транспортной инфраструктуры: «Универсальный грузовой терминал» по адресу: Калининград, ул. 5-я Причальная, 1 и «Топливно-грузовой комплекс» по адресу: Калининград, ул. Петрозаводская, 95, в отношении которых разработан и утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта, а также проведена оценка уязвимости и плана обеспечения транспортной безопасности.
Приказом № 544 от 03.10.2016 года <данные изъяты> назначен должностным лицом портового средства, ответственным за охрану портовых средств: «Универсальный грузовой терминал» и «Топливно-грузовой комплекс». Заместителем должностного лица портового средства, ответственного за охрану указанных транспортных объектов назначен <данные изъяты>
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п. 3, 4).
В силу названных Требований субъект транспортной инфраструктуры в т.ч. обязан: осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку сил обеспечения транспортной безопасности (далее - силы ОТБ) и направлен на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности (далее ОТБ) работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Согласно ч. 2 ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности», силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пп. 12 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 678, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности". К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 утверждены "Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности". В соответствии с п. 3,4 которого аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы. Аттестация проводится органами аттестации. Не допускается проведение аттестации организацией, осуществившей подготовку аттестуемого лица, предусмотренную частью 1 статьи 12.1 Федерального закона и предшествующую аттестации.
Приказом Росморречфлота от 17.06.2016 N 76 "О наделении федерального бюджетного учреждения "Служба морской безопасности" полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте", федеральное бюджетное учреждение "Служба морской безопасности" наделена полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте.
Как следует из сертификата № PSO 1657, <данные изъяты> прошел подготовку должностного лица портового средства, ответственного за охрану, получил удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. <данные изъяты> прошел подготовку должностного лица портового средства, ответственного за охрану (свидетельство № PSO 002975) и получил удостоверение о повышении квалификации № 20-8310/2016.
Вместе с тем, как указано выше, полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
На основании изложенного, должностные лица портового средства, ответственные за охрану портовых средств «Универсальный грузовой терминал» и «Топливно-грузовой комплекс» ФГУП «КМРП», <данные изъяты> и <данные изъяты> непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти установленную законом аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Доказательств прохождения указанными должностными лицами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте в установленном законом порядке в материалы дела не представлено, а судом не добыто. Как следует из ответа ФБУ «Служба Морской безопасности» от 08.02.2017 года, заявлений на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности ФГУП «КМРП» не поступало. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в отношении работников ФГУП «КМРП» не проводилась. Указанные обстоятельства стороной ответчика не отрицались
Вместе с тем, поскольку указанные мероприятия по транспортной и антитеррористической безопасности, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, бездействие ответчика по не направлению на аттестацию должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями законодательства, является незаконным, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в области транспортной безопасности, в связи с чем исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, учитывая фактические обстоятельства дела, совокупность необходимых действий для проведения аттестации, установленных вышеприведенными нормативными актами, пояснения сторон, суд полагает возможным установить срок для устранения нарушений до 31.12.2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Калининградский морской рыбный порт» удовлетворить.
Обязать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» направить на аттестацию должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями законодательства в срок до 31.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2017 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья Вартач-Вартецкая И. З.
Секретарь Пожогина М. А.
Решение не вступило в законную силу 06 марта 2017 года
Судья Вартач-Вартецкая И. З.