Дело № 2-316/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2017 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре Зиядиновой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Мышинского А.Ю. к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», Бахчисарайскому районному отделению энергосбыта Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» о признании действий незаконными, признании незаконной методики расчета потребленной электроэнергии, взыскании морального вреда и штрафных санкций,-
УСТАНОВИЛ:
Истец Мышинский А.Ю. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», Бахчисарайскому районному отделению энергосбыта Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» о признании действий по направлению истцу счетов и уведомления о прекращении предоставления услуг на основании расчетных данных, незаконными, признании незаконной используемую ответчиком нигде не опубликованную методику расчета потребленной электроэнергии, взыскании морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и штрафных санкций в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что 17.09.2016 года истцом был получен счет-квитанция за услугу энергоснабжения № за август 2016 года. Расчет оплаты был произведен на основании расчетных данных отличающихся от реальных в десять раз. В частности, при показаниях счетчика на 01.09.2016 года по факту <данные изъяты>, в соответствии с которыми, сумма счета должна была составлять <данные изъяты> рублей, в счете были указаны расчетные показания <данные изъяты>, и выставлен счет на сумму <данные изъяты> рублей. 18.09.2016 года по телефону истцом было сообщено о недостоверных данных и сообщены достоверные данные, однако ответчиком не была произведена сверка счетов, как это предполагается договором на поставку электроэнергии. 20.09.2016 года в адрес истца было направлено уведомление о приостановлении услуг энергоснабжения от Бахчисарайского отделения ГУП РК «Крымэнерго» без регистрационных данных на типовом бланке, не содержащем данных об исходящем номере и дате уведомления. 16.10.2016 года ответчиком в почтовый ящик истца вновь был положен очередной счет на сумму <данные изъяты> рублей на основании недостоверных расчетных данных.
Выставление ответчиком счетов за оплату на основании неких «расчетных данных» и игнорирование сообщенных ответчику действительных данных, направление уведомлений о прекращении поставок электроэнергии на основании недостоверных расчетных данных, отказ ответчика провести сверку счетов на основании сообщенных ему достоверных показаний счетчика 18.09.2016 года и продолжение выставления счетов на основании недостоверных расчетных данных, истец считает незаконным и нарушающим его права потребителя и наносящими ему как потребителю моральный ущерб, который он оценивает в <данные изъяты> рублей.
Методика расчета потребленной электроэнергии, на основании которой ответчиком выставляются счета и рассылаются уведомления, нигде официально не опубликована, что противоречит нормам ст. 15 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании истец Мышинский А.Ю., настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУП РК «Крымэнерго» Янус С.И. исковые требования не признала в полном объеме, предоставила свои возражения, и просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, Мышинский А.Ю. является потребителем электрической энергии по адресу: <адрес> (л.д.48-49).
Согласно счета-квитанции за услугу энергоснабжения № за июль 2016 года, истцу начислено <данные изъяты>. С указанием показаний счетчика: начальные <данные изъяты>, конечные <данные изъяты> (л.д.6).
Согласно счета-квитанции за услугу энергоснабжения № за август 2016 года, истцу начислено, с учетом оплаты поступившей в августе 2016 года, <данные изъяты>, в том числе задолженность на 01.08.2016 года <данные изъяты>. С указанием показаний счетчика: начальные <данные изъяты>, конечные <данные изъяты> (л.д.7).
Согласно счета-квитанции за услугу энергоснабжения № за сентябрь 2016 года, истцу начислено, с учетом оплаты поступившей в сентябре 2016 года, <данные изъяты>, в том числе задолженность на 01.09.2016 года <данные изъяты>. С указанием показаний счетчика: начальные <данные изъяты>, конечные <данные изъяты> (л.д.7).
В указанных счетах-квитанциях, потребителю разъяснено, что в случае если у него возникли какие-либо вопросы по показаниям, выставленным в счете, оплате или сумме начисления, он может обратиться в абонентский отдел по телефону или на приеме. Кроме того, потребителю предложено для точности расчетов, ежемесячно на 01 число снимать показания прибора учета и передавать их в ГУП РК «Крымэнерго». В случае не предоставления потребителем сведений о показаниях приборов учета и (или) не допуска к приборам учета, размер платы рассчитывается в соответствии с п. 59 и п. 60 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
В соответствии с уведомлением о приостановлении предоставления услуги энергосбережения, врученного 20.09.2016 года, Мышинский А.Ю. уведомлен, что в связи с нарушением сроков и полноты оплаты за потребленную электроэнергию по состоянию на 20.09.2016 года, на лицевом счете истца образовалась задолженность в размере <данные изъяты>, что превышает сумму двух расчетных периодов и является основанием для приостановления предоставления услуги энергосбережения
07.10.2016 года Мышинским А.Ю. в Бахчисарайское районное отделение ГУП РК «Крымэнерго» была направлена претензия по вышеуказанным основаниям (л.д.4).
Согласно ответа Бахчисарайское районного отделения энергосбыта ГУП РК «Крымэнерго» от 11.10.2016 года, на претензию Мышинского А.Ю., последнему сообщено, что выставленный счет на сумму <данные изъяты> по показаниям <данные изъяты>, не влечет безусловную обязанность потребителя по оплате, то есть не порождает гражданских прав и обязанностей, а значит, факт его выставления не может расцениваться в качестве нарушающего права потребителя. Несогласие потребителя с основанием и правильностью расчета может быть предметом обсуждения с энергоснабжающей организацией. По состоянию на день данного ответа, в ходе проведенной сверки по лицевому счету №, открытого на имя истца, по показаниям <данные изъяты>, задолженность за потребленную электрическую энергию отсутствует. Основания для возмещения морального ущерба, отсутствуют (л.д.5).
Согласно счета-квитанции за услугу энергоснабжения № за октябрь 2016 года и лицевого счета с расчетами начислений за энергоснабжение, истцу осуществлен перерасчет по фактическим показаниям прибора учета (л.д.28-33).
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.
Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Истцом заявлены требования о признании действий по направлению ему счетов и уведомления о прекращении предоставления услуг на основании недостоверных расчетных данных, незаконными.
Однако, ГУП РК «Крымэнерго», направившее истцу спорные счета-квитанции и уведомление, является коммерческой организацией и не наделено нормами права какими-либо властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота, в том числе по отношению к истцу. Указанные счета и уведомление не являются актом государственного органа или органа местного самоуправления и сам факт их составления не нарушает прав истца. Такой способ защиты как признание незаконным направление данных счетов и уведомления, действующим законодательством не предусмотрен. Данные счета и уведомление не направлены на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть не являются и гражданско-правовыми сделками, о недействительности которых может быть заявлен иск.
Таким образом, суд приходит к выводу, что направление поставщиком уведомления об имеющейся задолженности, выставление счетов об оплате электроэнергии не может рассматриваться в качестве основания возникновения у истца гражданских прав и обязанностей.
Указанные документы по своей правовой природе не являются исполнительными документами, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, и оспаривание действий по их предъявлению законом не предусмотрено.
Поскольку ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами не предусмотрен такой способ защиты права как признание незаконным выставление счета и направления уведомления, указанные действия сами по себе не нарушают интересов истца, и правовые основания для удовлетворения такого иска отсутствуют.
Самостоятельное оспаривание счета об оплате потребленной электроэнергии, без предъявления материально-правового требования, согласующегося со способами защиты права, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустимо.
Кроме того, после непосредственного обращения истца к ответчику с претензией, показания прибора учета были скорректированы, и ему был направлен ответ об отсутствии у него задолженности.
Также, истцом заявлены требования о признании незаконной используемой ответчиком нигде не опубликованной методики расчета потребленной электроэнергии.
Однако, как пояснила представитель ответчика, специальная методика расчета предусмотрена только для расчета потребленной электроэнергии без прибора учета, а поскольку у истца имеется индивидуальный прибор учета, какой-либо специальной методики не предусмотрено.
Пунктом 38 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Истцом также не предоставлена обжалуемая им методика.
Таким образом, суд считает, что вышеуказанные требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных норм и положений статьи 1099 ГК РФ право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Поскольку судом установлено, что какие-либо права, свободы или законные интересы истца не нарушены, а его моральные страдания обоснованы тем, что он из-за возможного отключения электроэнергии рисковал потерять связь с родственниками, у суда не имеется и оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда и взыскании с ответчика штрафа, предусмотренного Законом РФ "О защите прав потребителей".
Кроме того Бахчисарайское районное отделение энергосбыта ГУП РК «Крымэнерго» не является юридическим лицом, не обладает самостоятельной правосубъектностью, и не может являться ответчиком в суде, в связи с чем исковые требования заявленные к Бахчисарайскому районному отделению энергосбыта ГУП РК «Крымэнерго», также удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мышинского А.Ю. – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 04.04.2017 года.
Судья: