дело № 2-1332/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2012 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Кудрявцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаджиновой Ю.П. к администрации Пушкинского муниципального района об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,
установил:
Хаджинова Ю.П. обратилась в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> К участку ведет проезд, который относится только к данному земельному участку. После согласования границ с владельцами соседних земельных участков участок истицы стал на 100 кв.м меньше, а проезд площадью 182 кв.м был оставлен только для въезда и входа только на ее участок. Администрация Пушкинского района отказала ей в передаче участка площадью 182 кв.м в собственность. Истица не согласна с данным решением, считает, что данный участок обеспечивает проезд только к ее участку и может быть передан ей в собственность. Просит обязать ответчика предоставить ей спорный участок в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога.
В судебном заседании истица Хаджинова Ю.П. и ее представитель ФИО1 поддержали заявленные требования. Истица пояснила, что изначально ее отцу был предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.м, который он впоследствии разделил на два земельных участка, оставив себе участок площадью 1000 кв.м. К данному участку имеется въезд, он существует с 50-х годов, им пользуется она (истица) и владельцы смежного участка при доме №, въезд оборудован воротами с калиткой. Ключи от калитки у нее имеются, а ключи от ворот находятся у владельца участка дома №. Владельцы участка № претендуют на спорную территорию въезда. У владельцев участка № имеется также вход на свой участок со стороны улицы, они загородили ей проход на участок. Кадастровый план на спорный участок не сделан, так как нужно много согласований. Площадь основного участка 1000 кв.м уменьшилась из-за захвата земли владельцами другого смежного участка - №№.
Представитель ответчика – администрации Пушкинского муниципального района ФИО2 не признал иск, представитель 3 лица – администрации п.Зеленоградский в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истица Хаджинова Ю.П. является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации п.Зеленоградский от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7, 8). Из плана к свидетельству видно, что к участку обозначен проезд (л.д.6).
Согласно кадастровому плану земельного участка, площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании (л.д.10).
Истцом представлен план границ земельного участка, выполненный ЗАО «Земус» от 20.07.2009г. (л.д.11), из которого следует, что площадь проезда составляет 182 кв.м, площадь основного участка – 903 кв.м.
02.03.2011г. истица обратилась в администрацию Пушкинского района с заявлением о предоставлении участка площадью 182 кв.м, прилегающего к основному участку, в собственность (л.д.28).
Из ответа администрации п.Зеленоградский от 30.07.2010г. следует, что проезд используется как истицей, так и владельцами участка № (л.д.29).
Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района истице отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 182 кв.м (л.д.22).
Согласно ст.28 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определения цены (стоимости) и арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в собственность (аренду) для присоединения к смежному землепользованию на территории Пушкинского муниципального района, принятым решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 16.05.2007г. №474/55, присоединяемый земельный участок (дополнительный земельный участок) - земельный участок, испрашиваемый для присоединения к смежному землепользованию, принадлежащему заявителю на праве собственности. Присоединяемый земельный участок в соответствии с зонированием территорий и градостроительным регламентом не может быть предоставлен для строительства (площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования или его конфигурация, месторасположение не позволяют его использовать в качестве самостоятельного объекта землепользования для целей строительства) и формируется с учетом фактически сложившегося землепользования (в случае, если доступ/проход к испрашиваемому участку кроме как со смежного землепользования заявителя не возможен).
Согласно пунктам 4.1 – 4.5 указанного Положения:
4.1. Физические лица, заинтересованные в предоставлении в собственность (аренду) присоединяемого земельного участка (дополнительного земельного участка) к смежному землепользованию (существующему земельному участку), обращаются с заявлением в администрацию Пушкинского муниципального района. В заявлении указываются площадь дополнительного земельного участка, место его расположения, площадь существующего земельного участка, режим его использования и вид права, на котором он принадлежит Заявителю. В случае если существующий земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, заявление подается совместно.
4.2. К заявлению, указанному в п. 4.1 настоящего Положения, прилагаются следующие документы:
копии документов, удостоверяющих личность Заявителя;
доверенность доверенного лица Заявителя, если есть доверенное лицо;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на существующий земельный участок, а также копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на существующий земельный участок;
выписка из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт существующего земельного участка);
документ, подтверждающий отсутствие зарегистрированных прав на дополнительный земельный участок (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписка из государственного кадастра недвижимости);
копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на существующие объекты недвижимости (здания, строения, сооружения);
заключение Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования о невозможности (возможности) использования испрашиваемого земельного участка в качестве самостоятельного объекта землепользования.
4.3. Руководитель администрации Пушкинского муниципального района в трехдневный срок рассматривает заявление и направляет его в уполномоченный орган для исполнения.
4.4. Уполномоченный орган проверяет наличие документов, приложенных к заявлению в соответствии с п. 4.2 настоящего Положения, устанавливает наличие обременений и прав требований третьих лиц, проверяет соответствие испрашиваемого земельного участка требованиям действующего законодательства и нормативных актов Пушкинского муниципального района, после чего выносит заявление для рассмотрения на ближайшее заседание Комиссии.
4.5. Комиссия, рассмотрев представленные документы, принимает решение о возможном использовании земельного участка под заявленные цели или о возвращении документов Заявителю для доработки.
Комиссия вправе отказать Заявителю в предоставлении земельного участка в случаях:
непредставления документов, предусмотренных п. 4.2 настоящего Положения;
наличия обременения и прав третьих лиц, препятствующих предоставлению дополнительного земельного участка;
несоответствия испрашиваемого земельного участка требованиям действующего законодательства и нормативных актов Пушкинского муниципального района;
невозможности его использования под заявленные цели.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности. Из объяснений истицы и из материалов дела следует, что участок находится в пользовании как истицы, так и владельца смежного земельного участка и используется ими в качестве прохода к своим участкам. В связи с наличием правопритязаний третьих лиц на земельный участок комиссия вправе была принять решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Решение комиссии принято в рамках предоставленных ей полномочий, не противоречит Земельному кодексу РФ и указанному Положению от 16.05.2007г. №474/5. Нарушенное право истицы на пользование спорным земельным участком может быть защищено иным правовым способом.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Хаджиновой Ю.П. к администрации Пушкинского муниципального района об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.03.2012г.
Судья: