Дело № 5-62/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об административном правонарушении
с. Усть-Кулом 24 апреля 2017 года
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Ю.Н. Ерчин, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> Лютоевой О.А.
установил:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми направило в суд для рассмотрения материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> Лютоевой О.А. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №-у в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> проведена плановая документарная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования.
По результатам проведения проверки (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования без специального разрешения (лицензии) – в нарушение частей 1,4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательная организация реализует образовательную программу дошкольного образования с 01.09.2014 по настоящий момент, о чем свидетельствуют: журнал регистрации обращений граждан МОУ «НОШ» <адрес>, содержащий сведения о приеме воспитанников в образовательную организацию с 01.09.2014, заключенные образовательной организацией с родителями (законными представителями) обучающихся Лютоевой Н.Н., Гичевой Е.Ю., скрин-шот страниц официального сайта. Вместе с тем, образовательной организации выдана Министерством образования Республики Коми лицензия на осуществление образовательной деятельности серии РО № (регистрационный номер №-ОУ от ДД.ММ.ГГГГ). В приложении к лицензии указано, что образовательная организация имеет право ведения образовательной деятельности только по основной общеобразовательной программе – образовательной программе начального общего образования, по дополнительным общеобразовательным программам. Право ведения образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования лицензией не установлено. По состоянию на 29.03.2017 образовательная организация для переоформления лицензии в части добавления дошкольного образования (реализуемого с 2014 года уровня общего образования) в лицензионный орган не обращалась. Лютоева О.А. является директором муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> ею как должностным лицом не были приняты своевременные меры по лицензированию образовательной деятельности по реализуемой основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования. В соответствии с ч. 8 статьи 51 ФЗ «Об образовании» руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> Лютоева О.А. вину в совершении административного правонарушения признала и раскаялась, что допустила его совершение. По обстоятельствам пояснила, что у них имеется группа кратковременного пребывания детей по присмотру и уходу. При нехватке дошкольных учреждений ею в течение длительного времени проводилась работа по получению лицензии на образовательную деятельность в данной группе, однако в отсутствие денежных средств получение лицензии было невозможным. В настоящее время получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность в группе.
Защитник должностного лица Лебедева О.В. подтвердила обстоятельства, приведенные Лютоевой О.А., дополнительно пояснила, что для реализации программы и получения лицензии на образовательную деятельность в группе имелись недостатки, на исправление которых отсутствовали денежные средства. В настоящее время денежные средства выделены, получены положительные заключения надзорных органов.
Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми об участии должностного лица в рассмотрении дела извещено, на рассмотрение дела должностное лицо не явилось.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 указанного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.
В силу положений п. 40 ч. 1 ст. 1�������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????��??????????????????????????????????????�???�???�??????�??????????????????????�??????�????????????????????�?????????????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной вид деятельности – образование начальное общее. Дополнительными видами деятельности являются: образование дошкольное и образование среднее общее. Предмет, цели и задачи деятельности учреждения определены его Уставом, утв. постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право на ведение образовательной деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Республики Коми, возникает у Школы с момента выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности (п. 1.13 Устава).
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №-ОУ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования Республики Коми. Согласно приложению № 1 к указанной лицензии имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам: уровень образования – общеобразовательный; направленность образовательной программы – начального общего образования (основная); физкультурно-спортивная и художественно-эстетическая (дополнительные).
Вместе с тем, муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» д. Верхний Воч реализует образовательную программу дошкольного образования в отсутствие соответствующей лицензии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> директором учреждения является Лютоева О.А.
Из пункта 3.2 Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> следует, что директор Школы назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами. Компетенция, ответственность и обязанности директора устанавливаются должностной инструкцией, утверждаемой начальником Управления образования АМР «Усть-Куломский». Директор принимает решения самостоятельно, если иное не установлено настоящей главой, и выступает от имени Школы без доверенности.
В соответствии с должностными обязанностями директора муниципального общеобразовательного учреждения Лютоева О.А. организовывает и обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности Школы и к качеству образования.
Вина должностного лица в совершении указанного правонарушения подтверждаются следующими письменными доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о проведении плановой документарной проверки №-у от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; лицензией на право ведения образовательной деятельности №-)У от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования Республики Коми; выписки из ЕГРЮЛ; Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес>; журналом регистрации обращений граждан (начало ведения журнала: ДД.ММ.ГГГГ);приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах проверки работы дошкольной группы за 2015 год»; сведениями о режиме работы дошкольной группы МОУ «Начальная общеобразовательная школа» <адрес>; договорами, заключенными между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания; скрин-шот страниц официального сайта учреждения; учебным планом дошкольного образования на 2016-2017 учебный год; положением о группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, а также другими собранными по делу материалами.
Оценив представленные доказательства, учитывая, что директором муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> Лютоевой О.А. не были предприняты своевременные меры по лицензированию образовательной деятельности по реализуемой основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования, считаю, что в действиях должностного лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен правомочным должностным лицом.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не имеется.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Признание вины и раскаяние в совершении административного правонарушения следует признать как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
С учетом привлечения к административной ответственности впервые, предпринимаемых мер направленных на устранение правонарушения, характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о назначении административного наказания в виде административного предупреждения.
Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать директора муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа» <адрес> Лютоеву О.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья - подпись.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин