№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>
Судья <данные изъяты> городского суда Московской области Даценко Д.В. и секретарь судебного заседания Дзюба С.А., рассмотрев административное исковое заявление генерального директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» Сухенького Сергея Львовича об оспаривании представления об устранении нарушений земельного законодательства № № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного заместителем <данные изъяты> городского прокурора Московской области Ханчичем В.Л.,-
УСТАНОВИЛ:
административный истец оспаривает представление об устранении нарушений земельного законодательства вынесенное заместителем <данные изъяты> городского прокурора Московской области Ханчичем В.Л. Указанным представлением определено, что ООО «<данные изъяты>» нарушило требования федерального законодательства при обороте земель сельскохозяйственного назначения. В то же время, указанные в представлении нарушения земельного законодательства необоснованны. Представление не содержит указания на конкретные меры, которые Общество должно предпринять для устранения выявленных нарушений. Кроме того, требование прокурора о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц не соответствуют п.1 ст. 24, п.4 ст. 10, п.2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Просит признать незаконным представление об устранении нарушений земельного законодательства № 7.25-2016 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное заместителем <данные изъяты> городского прокурора Московской области Ханчичем В.Л.
В судебном заседании представители административного истца, по доверенности Сесицкий Д.Е. и Якушина И.Н., поддержали заявленные требования.
Представитель <данные изъяты> городской прокуратуры Будкин А.С. заявленные требования не признал, пояснил, что при проверке ООО «<данные изъяты> были выявлены нарушения земельного законодательства. Вынесенное представление полагает законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 24.03.2005 N 110-О законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22,27,30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Как следует из материалов дела, Наро-Фоминской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО «<данные изъяты> в ходе которой установлено, что в нарушение требований п.2 ст. 7, п. п. 1, 3 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 4 Федерального закона № 264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства», ч.1 ст. 11 и ст. 42 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» Общество использует земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м., не по целевому назначению.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем <данные изъяты> городского прокурора Ханчич В.Л. внес в адрес генерального директора ООО <данные изъяты>» Сухенького С.Л. представление № об устранении нарушений Федерального законодательства, в котором потребовал рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры, незамедлительно принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, а также разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО <данные изъяты> Сухенький С.Л. обратился в <данные изъяты> городской суд с административным исковым заявлением о признании представления прокурора незаконным.
Принимая решение по делу суд исходит из того, что в соответствии с п.2 ст. 7 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В соответствии с ч.1 ст. 11Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 42 Закона, при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
Обстоятельства нарушения Обществом земельного законодательства подтверждается: копией свидетельства о государственной регистрации права, в соответствии с которым Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер № копией свидетельства о государственной регистрации права на нежилое 2-х этажное здание общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер № копией свидетельства о государственной регистрации права на нежилое 2-х этажное здание общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер № копией договора купли – продажи объектов недвижимого имущества; копией кадастровой выписки о земельном участке; копией кадастрового паспорта; копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ; копией устава ООО «<данные изъяты> копией распоряжения главы городского поселения <данные изъяты> муниципального района Голубева Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица в рамках муниципального земельного контроля; копией акта проверки органом муниципального контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; копией фототаблицы, приложение к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ В данном случае, как видно из представления прокурора и материалов проверки, Общество, в нарушение требований федерального законодательства при обороте земель сельскохозяйственного назначения, использует часть принадлежащего ему земельного участка не по целевому назначению.
При таких обстоятельствах, указанные в представлении обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом были нарушены требования земельного законодательства, в связи с чем, представление прокурора в данной части является обоснованным. Использование расположенного на земельном участке здания под продовольственный склад не свидетельствует о том, что Общество, как собственник земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, освобождается от необходимости исполнения требований федерального законодательства при обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, в представлении прокурором также ставиться вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона. Данное требование суд полагает необоснованным, по следующим основаниям. Согласно, пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленные в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.
При этом, согласно пункту 2 статьи 26 данного Федерального закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Кроме того, положения Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляют гарантии привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, включая гарантии, касающиеся сроков, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание.
Таким образом, по указанным основаниям, представление прокурора в указанной части подлежит отмене, как необоснованное.
Руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Сухенького Сергея Львовича – удовлетворить частично.
Признать обоснованным представление заместителя <данные изъяты> городского прокурора Московской области Ханчича В.Л. в части безотлагательного рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры, принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, сообщения о результатах принятых мер прокурору в письменной форме.
Признать необоснованным представление <данные изъяты> городского прокурора Московской области прокурора Ханчича В.Л. в части решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения закона.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение одного месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья