именем Российской Федерации
город Воркута Республика Коми 18 января 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием представителя истца Корнюхиной З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова А.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о назначении пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. Просил суд обязать ответчика назначить пенсию по пп.7 п.1 ст.30 и ст.33 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 23 апреля 2016 года, выплатить неполученную в связи с отказом в назначении сумму пенсии с индексацией на индексы роста потребительских цен, установленных по Республике Коми. Взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные в связи с оплатой юридических услуг по ведения гражданского дела в суде в размере 14000 руб., а также госпошлину в размере 300 руб., оплаченную за подачу искового заявления. В обоснование иска указал, что 23 апреля 2016 года обращался в Управление Пенсионного фонда в г.Воркуте за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.30 п.1 поди.7 и ст.33 п.2 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. Истец не согласен с тем, что из специального стажа ответчик исключил периоды работы в качестве водителя лесовоза, водителя на вывозке леса с 05.09.1987 по 31.12.1987, с 22.08.1988 по 31.12.1988, с 22.07.1989 по 31.12.1989, с 16.06.1990 по 31.12.1990, с 23.02.1991 по 31.12.1991 гг., поскольку в период до 01.01.1992 г. не требовалась полная занятость в течение рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда. Также не согласен с исключением из специального стажа периода службы в армии, поскольку Списком №2 от 1956 г. была предусмотрена профессия, в которой он работал после армии. Считает, что с учетом спорных периодов у него есть право на пенсию.
В судебном заседании истец, участия не принимал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил представителя. Представитель ответчика в суд не явился, отзыв не предоставил, об отложении дела слушанием не просил. Согласно статье 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, материалы наблюдательного дела по Средне-Печорскому леспромхозу Печорского производственного лесосплавного объединения «Печорлесосплав», суд приходит к следующему.
Истец 23 апреля 2016 г. обратился к ответчику за назначением пенсии по пп.7 ч.1 ст. 30 и п.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 17.05.2016 г. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа по пп.7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Из протокола № 2911 от 17.05.2016 г. следует, что в лицевых счетах по начислению заработной платы должность указана как водитель МАЗ, место работы не указано, в связи с чем период с 1991 по 1996 гг. не может быть учтен в специальный стаж. По представленным документам страховой стаж составил календарно 28. л. 11 м. 27 дн., льготно – 40 л. 11 м. 26 дн., стаж работы в РКС с учетом МКС 20 л. 07 м. 22 дн., стаж работы на лесозаготовках и лесосплаве – 8 л. 09 м. 28 дн. Из таблицы трудовой деятельности следует, что периоды работы с 05.09.1987 по 31.12.1987, с 22.08.1988 по 31.12.1988, с 22.07.1989 по 31.12.1989, с 16.06.1990 по 31.12.1990, с 23.02.1991 по 31.12.1991 гг. на Подгорном сплавном участке Средне-Печорской сплавной конторы (Средне - Печорского леспромхоза) в качестве водителя лесовоза исключены из специального стажа работы, дающего право на пенсию по пп.7 ч.1 ст. 30 и п.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом спорные периоды работы включены ответчиком в стаж МКС. Период службы в армии с 09.11.1984 по 08.12.1986 гг. также исключен из специального стажа истца.
В силу пп.7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В силу п.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Таким образом, для назначения пенсии по пп.2 п.1 ст.30 и п.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 50 лет истец должен отработать на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 мес.
В силу п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г., пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из копии трудовой книжки следует, что с 07.01.1987 по 01.06.1995 гг истец работал на Подгорном сплавном участке Средне-Печорской сплавной конторы (Средне - Печорского леспромхоза) в качестве водителя категории «С», водителя лесовоза; с 01.06.1995 по 30.06.2001гг. в Подгорном лесопункте ОАО «Печоралеспром» в качестве водителя на вывозке леса.
Из справок, представленных по запросу суда (л.д. 60-62) следует, что в периоды работы с 05.09.1987 по 31.12.1987, с 22.08.1988 по 31.12.1988, с 22.07.1989 по 31.12.1989, с 16.06.1990 по 31.12.1990, с 23.02.1991 по 31.12.1991 гг. на Подгорном сплавном участке Средне-Печорской сплавной конторы (Средне - Печорского леспромхоза) истец работал в качестве водителя лесовоза и был занят на вывозке древесины, также был занят ремонтом автомобиля. При этом из указанных справок усматривается, что истец работал на автомобиле МАЗ-509. Из справки о предоставлении Филиппову А.А. отпусков в периоды с 1987 по 1995 гг. следует, что истец во всех приказах значится как водитель лесовоза.
Также в материалах наблюдательного дела и в материалах пенсионного дела имеется технологический процесс основного производства по филиалу Среднепечорлес ОАО Печорлеспром, из которого следует, что вывозка леса осуществлялась автомобилями МАЗ – 509.
Из материалов наблюдательного дела по Средне-Печорскому леспромхозу Печорского производственного лесосплавного объединения «Печорлесосплав» следует, что водители, занятые на вывозке леса пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение, в настоящее время предприятие ликвидировано.
В соответствии с подп. "д" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудование), утвержденный Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 1992 г. N 273.
В соответствии с указанным Списком, право на досрочное назначение пенсии имеют водители автомобилей на вывозке леса, занятые в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности
До утверждения Списков от 24.04.1992 г. N 273 льготные пенсии работникам, занятым на лесозаготовках, устанавливались в соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173. В раздел XXII "Лесозаготовки" указанного Списка включена профессия "шофер лесовозных автомобилей".
Постановлением Минтруда РФ от 01 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года N 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173.
В соответствии с Положением о порядке присвоения квалификации водителя от 13.02.1976 года N 40 и Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 года N 176 водитель - это шофер, управляющий транспортными средствами, автомобилями, независимо от вида и предназначения, автобусами и т.д.
Поскольку из представленных документов следует, что истец в периоды с 05.09.1987 по 31.12.1987, с 22.08.1988 по 31.12.1988, с 22.07.1989 по 31.12.1989, с 16.06.1990 по 31.12.1990, с 23.02.1991 по 31.12.1991 гг. работал в качестве водителя лесовоза и был занят на вывозке древесины, истец работал на автомобиле МАЗ-509, которыми согласно технологического процесса основного производства и производилась вывозка древесины, в приказах о предоставлении отпусков должность истца указана как водитель лесовоза, организация, в которой работал истец, занималась заготовкой и вывозом леса с лесозаготовительных участков в период действия утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 года N 1173 Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в раздел XXII "Лесозаготовки" которого была включена профессия "шофер лесовозных автомобилей", суд приходит к выводу о том, что спорные периоды должны быть включены в специальный стаж истца, как и остальные периоды работы в Подгорном сплавном участке Средне-Печорской сплавной конторы (Средне - Печорского леспромхоза), которые ответчик учел в специальный стаж истца.
Согласно копии военного билета, истец проходил военную службу по призыву с 09.11.1984 года по 08.12.1986 года. Согласно таблице трудовой деятельности период военной службы по призыву истца с 09.11.1984 года по 08.12.1986 года включен ответчиком в общий трудовой стаж. Период работы истца после военной службы по призыву в Подгорном сплавном участке Средне-Печорской сплавной конторы (Средне - Печорского леспромхоза) в качестве водителя категории «С», водителя лесовоза является работой с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 и включен ответчиком в специальный стаж истца.
Проверив расчет специального стажа истца, суд считает доводы истца обоснованными, по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Соответственно, вышеназванный спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом спорных периодов работы и службы в армии специальный стаж истца составит более 12 лет 06 мес.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми следует возложить обязанность назначить Филиппову А.А. досрочную страховую пенсию по пп.7 ч.1 ст. 30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 апреля 2016 года и выплатить недоплату пенсии с 23 апреля 2016 года по 31 января 2017 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми, поскольку своевременно невыплаченные суммы пенсии потеряли свою покупательскую способность.
В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, социальной значимости данной категории дела, с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы в размере 9000 рублей, а также в возврат уплаченной госпошлины 300 рублей, что подтверждено документально.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми назначить Филиппову А.А. досрочную страховую пенсию по пп.7 ч.1 ст. 30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 апреля 2016 года и выплатить недоплату пенсии с 23 апреля 2016 года по 31 января 2017 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Филиппова А.А. судебные расходы в размере 9000 рублей, расходы по уплаченной государственной пошлине 300 рублей, а всего взыскать 9300 (девять тысяч триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина