Решение по делу № 2-1456/2012 от 26.06.2012

Дело № 2-1456/12

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 сентября 2012 года Соликамский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующей судьи – Жулановой Г.И.

При секретаре – Васькиной М.Д.

С участием:

Помощника Березниковского природоохранного прокурора – Курбатова О.С.

Представителя администрации <данные изъяты> муниципального района – Майер Н.Н., действующей на основании доверенности

Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <данные изъяты> муниципального района к администрации <данные изъяты> муниципального района о возложении обязанности

У с т а н о в и л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Соликамский городской суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <данные изъяты> муниципального района Пермского края к администрации <данные изъяты> муниципального района о признании бездействия по не организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района незаконным, о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района, о возложении обязанности организовать строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В обоснование заявленных требований, Березниковский межрайонный природоохранный прокурор указывает, что в ходе осуществления плановой проверки за исполнением законодательства об отходах производства и потребления установлено, что администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района. Администрацией <данные изъяты> муниципального района не заключены договоры на утилизацию и переработку бытовых отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) и мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), собираемых и вывозимых с территорий сельских поселений <данные изъяты> муниципального района с юридическими лицами, имеющими лицензию на право размещения отходов. Санкционированные объекты размещения отходов на территории <данные изъяты> муниципального района отсутствуют, их создание и ввод в эксплуатацию администрацией <данные изъяты> района не организовано. Места для размещения отходов на территории <данные изъяты> муниципального района не обустроены.

Договоры, заключенные администрацией <данные изъяты> муниципального района с ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» включают в предмет договора лишь работы по утилизации крупногабаритных бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территорий сельских поселений <данные изъяты> муниципального района, и лишь в установленных для размещения местах.

Места для размещения отходов на территории <данные изъяты> муниципального района не обустроены. ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не имеют лицензию на право размещения твердых бытовых отходов (4 класса опасности), принимаемых от сторонних организаций. Такую деятельность на территории <данные изъяты> муниципального района осуществляет МКУП «<данные изъяты>», с которой договор администрация <данные изъяты> муниципального района не заключала.

Кроме того, свалка ТБО, эксплуатируемая МКУП «<данные изъяты>», признана решением Соликамского суда от 21.08.2008 года противоречащей требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Указанным решением на администрацию <данные изъяты> и МКУП «<данные изъяты>» возложена обязанность организовать место сбора и захоронения отходов производства и потребления за пределами населенного пункта и вывести из эксплуатации свалку ТБО <данные изъяты>, расположенную в <данные изъяты> с момента организации места сбора и захоронения отходов производства и потребления.

В связи с не организацией администрацией <данные изъяты> муниципального района утилизации и переработки отходов, администрации сельских поселений в соответствии с заключенными договорами несут расходы из местного бюджета на утилизацию отходов, собираемых с территории сельских поселений. Кроме того, отходы с территории сельских поселений вывозятся на несанкционированные свалки, образованные сельскими поселениями.

Все это создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей <данные изъяты> района на благоприятную окружающую среду, нарушается предоставленное Конституцией Российской Федерации право граждан на охрану здоровья.

В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Майер Н.Н, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что администрацией <данные изъяты> муниципального района в полном объеме исполняются полномочия по решению вопроса по организации утилизации и переработки бытовых отходов. Указанные полномочия выполняются в объеме средств, предусмотренных бюджетом <данные изъяты> муниципального района, путем реализации Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от <дата> №, в том числе путем заключения администрацией договоров на утилизацию и переработку бытовых отходов, которые оплачиваются за счет средств бюджета <данные изъяты> муниципального района, а не из средств бюджетов сельских поселений, как это указывает прокурор. Понятие « организации утилизации и переработки бытовых отходов» не равнозначно понятию «осуществление деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов», а способ исполнения полномочий определяется органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе, путем заключения необходимых договоров.

В целях исполнения полномочий по утилизации бытовых отходов администрацией <данные изъяты> муниципального района заключены договоры на утилизацию и переработку бытовых отходов на территориях сельских поселений, входящих в состав <данные изъяты> муниципального района. Администрациями сельских поселений заключаются договоры на сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов, денежные средства на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в бюджетах поселений не предусматриваются. Считают, что требование прокурора о признании незаконным бездействие по не организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района не подлежащими удовлетворению. В части возложения на администрацию обязанности организовать строительство и вод в эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов могут пояснить, что в настоящее время совместно с <данные изъяты> городским округом ведется работа по созданию такого объекта на территории <данные изъяты> муниципального района. Предусмотрено межмуниципальное сотрудничество в сфере утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов в Соглашении между Администрацией города <данные изъяты> и Администрацией <данные изъяты> муниципального района от <дата> В состав рабочей группы по реализации мероприятий по строительству нового полигона твердых бытовых отходов вошли представители как администрации города <данные изъяты> так и представители администрации <данные изъяты> муниципального района, так как новый полигон ТБО будет межмуниципальным и будет располагаться на территории <данные изъяты> муниципального района.

Таким образом, считают требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1,2,4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> «№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно частям 1 и 2 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как следует из части 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года № 155, твердые и жидкие бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Отходы из жилищ несортированные (включая крупногабаритные) и мусор от бытовых помещений организаций несортированный имеют 4 класс опасности и. согласно ст.4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся к малоопасным отходам.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункту 14 части 1 статьи 6 Устава <данные изъяты> муниципального района Пермского края организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения <данные изъяты> муниципального района.

В судебном заседании установлено, что администрацией <данные изъяты> муниципального района разработана Муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды <данные изъяты> района на 2011-2013 годы», которая утверждена Постановлением главы <данные изъяты> района от <дата> №. Данной Программой предусмотрено проведение работ по утилизации и переработке бытовых отходов, образующихся на территориях сельских поселений района. В соответствии с Программой, Администрацией <данные изъяты> муниципального района заключены договоры с обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», имеющим лицензию на размещение бытовых отходов для их последующей утилизации на полигоне ТБО в городе <данные изъяты> (поселок <данные изъяты>), на выполнение работ по утилизации бытовых отходов на территориях сельских поселений района ( № 17 – 23 от 05.03.2012 года). Работы, предусмотренные договорами, осуществляются в течение всего года, до <дата>. Оплата работ производится за счет средств, выделяемых из бюджета <данные изъяты> муниципального района. Также администрацией <данные изъяты> муниципального района были заключены договора с ООО «<данные изъяты>» на размещение бытовых отходов на территории полигона ТБО города <данные изъяты>.

    Выполнение работ, предусмотренных договорами, подтверждается актами выполненных работ от <данные изъяты>

    Вывозка бытовых отходов с территорий сельских поселений осуществлялась на основании договоров, заключенных сельскими поселениями с ООО «МП <данные изъяты>»», оплата данных договоров осуществлялась за счет средств сельских поселений (договор

№ С 02-12-2 от 02.04.2012 года).

    Выполнение администрацией <данные изъяты> муниципального района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, реализация мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от 02.05.2011 года № 148, предусматривающей проведение работ по утилизации отходов нашло подтверждение в судебном заседании совокупностью представленных суду и исследованных в судебном заседании доказательств.

    Таким образом, суд считает, что требование Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в части признания незаконным бездействия администрации <данные изъяты> муниципального района по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района и обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> муниципального района удовлетворению не подлежит.

В то же время суд считает, подлежащим удовлетворению требование о возложении на администрацию <данные изъяты> муниципального района обязанности организовать строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов, в соответствии с требованиями ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку в судебном заседании установлено, что такой объект на территории <данные изъяты> муниципального района отсутствует. Твердые промышленные и бытовые отходы, вывозимые с территории сельских поселений <данные изъяты> муниципального района, размещаются на полигоне ТБО в городе <данные изъяты>, который решением Соликамского городского суда от 21 августа 2008 года администрация города <данные изъяты> обязана вывести из эксплуатации с момента организации места сбора и захоронения отходов производства и потребления за пределами населенного пункта.

Как установлено судом, администрацией города <данные изъяты> и <данные изъяты> муниципального района заключено Соглашение о намерениях от <дата>, предусматривающее межмуниципальное сотрудничество, в том числе. в сфере утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов. В целях реализации данного соглашения, с целью организации места сбора и захоронения отходов производства и потребления за пределами населенного пункта создана рабочая группа по реализации мероприятий по строительству нового полигона твердых бытовых отходов, в состав которой вошли представители администрации города <данные изъяты> и администрации <данные изъяты> района, так как новый полигон ТБО будет межмуниципальным, будет располагаться на территории <данные изъяты> муниципального района..

Таким образом, требование прокурора в части возложения на администрацию <данные изъяты> муниципального района обязанности организовать строительство и ввод в эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

    Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

    Возложить на администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края обязанность организовать строительство и ввод в эксплуатацию объект размещения твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Установить администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края срок исполнения указанной обязанности – 2 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В удовлетворении остальной части требований к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору – отказать.

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение месяца в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в апелляционном порядке.

Председательствующая Г.И.Жуланова

2-1456/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее