Судья Гадисов С.К. Дело №33 -807-2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе председательствующего Абдуллаевой А.К. и судей Устаевой Н. X. и Гасановой Д.Г. при секретаре Алиеве А.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 23 марта 2011 г. дело по кассационной жалобе представителя Отделения Фонда РФ по РД по доверенности Хинабиевой 3. Л. на решение С.Стальского районного суда от 27 января 2011 года, которым постановлено:
«1. Иск Исаева Г.С. удовлетворить.
2.Признать решение отдела - ГУ ОПФР по РД в Курахском районе №10 от 6 декабря 2010 года незаконным.
3.Обязать отдел - ГУ ОПФР по РД в Курахском районе зачесть в специальный стаж педагогической деятельности время службы по призыву в Вооруженных Силах СССР Исаева Г.С. с 02 мая 1984 года по 17 июня 1987 года, т.е.З года 15 дней. Обязать отдел - ГУ ОПФР по РД в Курахском районе назначить Исаеву Г.С. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения за ней, т.е. с 6 декабря 2010 года».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителя Отделения Фонда РФ по РД по доверенности Хинабиевой З.Л., просившей решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исаев Г.С. обратился в суд с иском об оспаривании решения отдела ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от <дата> №, которым из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью исключен период его военной службы по призыву с 2 мая 1984 года по 17 июня 1987 года.
Свои требования он мотивировал тем, что принятое ответчиком решение противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которому, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, возможно, применение законодательства, действующего на момент выполнения работы, то есть применение Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Указанным Постановлением предусмотрено включение учителям в стаж работы по специальности выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, службы в
составе Вооруженных Сил СССР. Поэтому отказ ему в назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику без учета периода службы в составе Вооруженных Сил СССР считает он незаконным. Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представителя Отделения Фонда РФ по РД по доверенности Хинабиевой 3. Л. ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно Постановления Совета Министров РФ № 953 от 22.09.1993г. на территории РФ Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», руководствуясь которым суд принял решение, не применяется.
В соответствии со ст. 10 п.1 ФЗ-173 от 17.12. 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части первой ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что в эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В данном случае речь идет о наличии у заявителя специального стажа не менее 25 лет.
Пунктом 3 ст. 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» служба в рядах С А не поименовано.
Кроме того, служба в вооруженных силах не относится к образовательным учреждением для детей, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является необходимым условием назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностьи.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного
неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровье указанных лиц.
Постановлением Министерства труда РФ от 17.12.2003г. № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсиях в соответствии со ст. 27,28 и 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», в которых изложен порядок подсчета специального стажа со дня отмены закона или нормативного акта. Согласно этому Постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включается периоды работы, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в спец. стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий или специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего спец. трудового стажа, дававшее право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой, и соответственно период службы в составе Вооруженных сил СССР не может быть включен в льготный педагогический стаж работы, дающий право на пенсию по выслуге лет.
Таким образом, отказ Управления ГУ-ОПФР по Курахскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости соответствует нормам пенсионного законодательства и Постановлению Правительства № 781 от 29.10.2002г..
При таких обстоятельствах выводы суда о включении в специальный стаж работы время прохождения службы в армии нельзя признать
соответствующим регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеются.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года И 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что в декабре 2010 г. Исаев Г.С. обратился в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Курахском районе Республики Дагестан с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 6 декабря 2010 года N 10 Исаеву Г.С. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, специальный стаж Исаева Г.С. составил 23 года 11 месяцев 15 дней. В специальный стаж не был включен период прохождения Исаевым Г.С. срочной службы по призыву в армии с 18 апреля 1984 г. по 25 марта 1987 года со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
В период, когда истец служил в армии с 18 апреля 1984 г. по 25 марта 1987 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения Исаева Г.С. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Исаев Г.С. имеет право на зачет указанного периода службы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом права и свобод человека и гражданина.
Довод кассационной жалобы о том, что служба в вооруженных силах не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей был исследован судом первой инстанции и мотивированно опровергнут.
Других доводов, влекущих отмену по существу законного решения суда первой инстанции, в кассационной жалобе не приводится, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ССтальского районного суда от 27 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Абдуллаева А.К.
Судьи: Устаева Н.Х.
Гасанова Д.Г.