Дело № 2 – 273
М О Т И В И Р О В А Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шумихинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Махмутова М.Х.
секретаря судебного заседания Усмановой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2017 года в г. Шумиха Курганской области гражданское дело по иску Хлызовой Е. А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Хлызова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что 10.11.2016 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи работой в медицинских учреждениях, но решением ответчика от 28.12.2016 № 370 в назначении ей пенсии отказано. В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.02.2005 по 04.03.2005, с 05.04.2010 по 23.04.2010, с 15.09.2014 по 25.09.2014, с 01.10.2014 по 10.10.2014, с 18.02.2015 по 06.03.2015, с 16.03.2015 по 07.04.2015. Не включен специальный стаж период работы с 10.04.1989 по 13.03.1994, поскольку в трудовой книжке указано, что работала в должности заведующей Котликским фельдшерским пунктом, но фактически она работала фельдшером. Кроме неё в фельдшерском пункте была ещё только санитарка. Просит отменить решение ответчика от 28.12.2016 № 370, включить в специальный стаж оспариваемые периоды и назначить её досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за её назначением, то есть с 10.11.2016.
В судебном заседании истец отсутствует, просит рассмотреть дело без ее участия. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в заявлении, пояснив что она фактически работала фельдшером, вела прием взрослых и детей. Ставила прививки, ходила на патронаж и вызова, вела всю фельдшерскую документацию, возила больным лекарства. С ней работала только санитарка, которой она руководила.
Представитель истца Сыровацкий В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Недомец Е.В. иск не признал, пояснив, что согласно записи в трудовой книжке и приказе о приеме на работу в спорный период, истец работала в должности заведующей Котликским ФП Шумихинской районной больницы. При этом в Списке нет указаний на должность заведующей, а есть конкретно фельдшер. Заведующая это административная должность, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в медицинской должности. Полагает что оснований для включения в специальный стаж спорных периодов не имеется, что касается курсов повышения квалификации, истец в период нахождения на курсах не занималась лечебной деятельностью, что не дает ей права на назначение страховой пенсии по старости, кроме того ей не выплачивалась заработная плата за работу в медицинском учреждении, а за ней сохранялась заработная плата и место работы, поэтому считает, что указанные периоды также не подлежат включению в специальный стаж.
Представитель третьего лица ГБУ «Шумихинская ЦРБ» в судебном заседании отсутствует, просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Заслушав объяснения сторон и свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащие удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2-4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о регистрации брака, истцу после регистрации брака 21.09.1991 присвоена фамилия Хлызова.
Из трудовой книжки истца следует, что Хлызова Е.А. с 10.04.1989 и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, что подтверждено также справкой ГБУ «Шумихинская ЦРБ» от 10.08.2017.
С учетом этого специальный стаж истца в связи с лечебной деятельностью составляет 20 лет 04 месяца 18 дней. Данное обстоятельство установлено решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.12.2016.
Этим же решением комиссии Хлызовой Е.А. отказано в зачете в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в должности заведующего Котликским фельдшерским пунктом Шумихинской районной больницы.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, не предусмотрено, что периоды обучения работника на курсах повышения квалификации не засчитываются лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в стаж.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель произвел отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец направлялась на курсы повышения квалификации по распоряжению руководителя с сохранением по месту работы за-работной платы.
Периоды нахождения Хлызовой Е.А. на курсах повышения квалификации подтверждаются выписками из приказов от 01.02.2005 № 11-к, 30.03.2010 № 52-к, 08.09.2014 № 159-к, 23.10.2014 № 188-к, 17.02.2015 № 25-к, 12.03.2015 № 41-к, удостоверениями о повышении квалификации, свидетельством о повышении квалификации.
Таким образом, судом установлено, что в указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец занималась лечебной деятельностью, при этом трудовой договор с ней не расторгался, и за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.При таких обстоятельствах, учитывая, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием для работы, а истец направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением лечебной деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и отчислений в Пенсионный фонд, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и включению периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07.02.2005 по 04.03.2005, с 05.04.2010 по 23.04.2010, с 15.09.2014 по 25.09.2014, с 01.10.2014 по 10.10.2014, с 18.02.2015 по 06.03.2015, с 16.03.2015 по 07.04.2015.
По требованию истца о включении периодов ее работы в должности заведующей Котликским фельдшерским пунктом в период с 10.04.1989 по 13.03.1994 судом установлено следующее.
Из копии приказа от 10.04.1989 № 42 следует, что истец принята на работу заведующей Котликским ФП на 1,0 ставку с 10.08.1989.
В ведомостях по заработной плате истец указана как заведующая ФП.
В сметах и штатном расписании за оспариваемый период, должность среднего медицинского персонала указана как заведующая Котликским ФП.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен порядок зачисления стажа работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Работа в должности указанная в пункте раздела 1 списка «Наименование должностей» зачисляется в стаж при условии ее выполнения в учреждениях указанных в п. 1-31 раздела «Наименования учреждений» списка.
В разделе 1 вышеуказанного Списка указано, что право на пенсию за выслугу лет имеет заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер. А в п. 13 раздела «Наименования учреждений», указан фельдшерско-акушерский пункт.
Согласно решению ответчика от 28.12.2016 период работы с 10.04.1989 по 13.03.1994 в должности заведующей ФП не засчитан в специальный стаж, поскольку нет документального подтверждения, что должность заведующей ФП относится к среднему медицинскому персоналу, которому предусмотрено право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Пунктом 1 Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список), в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно п. 1 данного Списка правом на пенсию за выслугу лет обладают «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
В судебном заседании установлено, что в оспариваемый период Хлызова Е.А. фактически выполняла работу заведующей фельдшерско-акушерского пункта – фельдшера - вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные листы, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, осуществляла профилактическую работу, что подтверждается дипломом об окончании истцом в 1989 году Юргамышского медицинского училища по фельдшерской специальности, медицинскими картами амбулаторного больного, в которых имеются записи произведенные фельдшером Хлызовой Е.А., показаниями свидетелей О. и Л.
В обязанности истца как заведующей входило обеспечение работы фельдшерского пункта, а как фельдшер она выполняла лечебно-профилактическую работу и работу акушерки, что соответствует Положению о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000, действовавшему в то время.
Запись в трудовой книжке истца о принятии ее на работу заведующей фельдшерским пунктом, обуславливалась тем, что Хлызова Е.А. являясь единственным медработником в фельдшерском пункте - фельдшером, также выполняла и обязанности заведующей, составляла материальные отчеты, закупала лекарства. Кроме того, в тот период в фельдшерском пункте иных должностей не было, предусматривалось, что обязанности фельдшера и заведующей будет выполнять один человек.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в оспариваемый период Хлызова Е.А. выполняла работу заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера.
Следовательно, с учетом установленных обстоятельств период работы истца в должности заведующей Котликским фельдшерским пунктом с 10.04.1989 по 18.10.1992 подлежит зачёту в специальный стаж, поскольку в указанный период истец работала заведующей и занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения согласно функциональным обязанностям заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера.
Оспариваемый период с 19.10.1992 по 13.03.1994 включения в специальный стаж не подлежит, поскольку в указанный период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждено приказом от 29.09.1992 № 172-к по Шумихинской ЦРБ.
При этом судом учитывается, что отпуск по уходу за ребенком начался после 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию - абзацу второму пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и три месяца.
Таким образом, периоды работы Хлызовой Е.А. до 01.11.1999 подлежат зачету в специальный стаж в льготном порядке: один год работы за один год и три месяца.
Согласно условному расчету предоставленному ответчиком, стаж для определения права истца на пенсию на 10.11.2016 составляет 25 лет 04 месяца 17 дней.
При таких обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика назначить ей пенсию с 10.11.2016, подлежат удовлетворению.
В случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы, в том числе и уплаченная государственная пошлина, подлежат возмещению ответчиком по правилам ст. 98 ГПК РФ. Соответственно подлежит взысканию с ответчика в пользу истца возврат государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хлызовой Е.А. удовлетворить, частично.
Отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и распоряжение от 28 декабря 2016 года № 370 ГУ УПФР в Шумихинском районе Курганской области в части отказа включения периодов работы в специальный стаж Хлызовой Е.А.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области засчитать в специальный стаж Хлызовой Е. А., дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды:
нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении:
с 07 февраля 2005 года по 04 марта 2005 года,
с 05 апреля 2010 года по 23 апреля 2010 года,
с 15 сентября 2014 года по 25 сентября 2014 года,
с 01 октября 2014 года по 10 октября 2014 года,
с 18 февраля 2015 года по 06 марта 2015 года,
с 16 марта 2015 года по 07 апреля 2015 года,
в должности заведующей Котликским фельдшерским пунктом в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца:
с 10 апреля 1989 года по 18 октября 1992 года,
и назначить ей пенсию с 10 ноября 2016 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области в пользу Хлызовой Е. А. судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня его приня-тия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский рай-онный суд.
Судья Махмутов М.Х.
Мотивированное решение
изготовлено 25 августа 2017 года
Судья Махмутов М.Х.