Судья Большакова Т.Н. Дело № 21- 90/2017
Р Е Ш Е Н И Е
19 мая 2017 года г. Орел
Судья Орловского областного суда Сорокин С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 24 марта 2017 года.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» КМВ., поддержавшего жалобу, старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Орлу ЩЕВ., полагавшую обжалуемое решение законным и обоснованным, судья Орловского областного суда
установил:
постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Орлу (далее по тексту – старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Орлу) ЩЕВ от 26 января 2017 года Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ОАО «РЖД» обратилось в Заводской районный суд г. Орла с жалобой о признании постановления незаконным и об его отмене.
Решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 24 марта 2017 года постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Орлу ЩЕВ оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд ОАО «РЖД» просит решение судьи районного суда отменить, вынести по делу новый судебный акт о снижении размера суммы назначенного административного штрафа.
Указывает на то, что железнодорожный переезд содержится ОАО «РЖД» в соответствии с установленными законом требованиями и нормативами, однако в силу объективных причин инфраструктура переезда разрушается быстрее нормативных сроков.
Обращает внимание на то, что размер назначенного административного штрафа чрезмерно завышен и имеются основания для его снижения.
Проверив материалы дела в полном объеме, в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Из содержания положений частей 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что рассмотрение жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении лица к административной ответственности, осуществляется в порядке и сроки, установленные статьями 30.2-30.8 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент привлечения ОАО к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Обязанность содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов, в силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возлагается на владельцев железнодорожных путей.
Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Орлу от 26 января 2017 года ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности, с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей за то, что 22 декабря 2016 года на участке дороги по переулку Маслозаводскому в Заводском районе г. Орла, в месте расположения железнодорожных переездов, при движении со стороны улицы Комсомольской в сторону улицы Городской выявлено несоблюдение владельцем железнодорожного переезда – ОАО «РЖД», требований Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТов Р 52289-2004, Р 50597-93, Р 50970-2011, Р 50971-2011, Р 51256-99, приказов Министерства транспорта Российской Федерации № 237 от 31 июля 2015 года, № 402 от 16 ноября 2012 года, распоряжения ОАО «РЖД» № 1252р от 4 июня 2013 года.
Недостатки в эксплуатационном состоянии железнодорожного переезда, выразилось в том, что при движении со стороны улицы Комсомольской справа по ходу движения допущено наличие колейности, перед железнодорожными путями и в междурельсовом пространстве выбоины и разрушения асфальтового полотна дороги и тротуара (размерами превышающими нормативные) залиты водой. Пешеходные ограждения, расположенные справа по ходу движения не имеют начальных и конечных элементов, на поверхности налет ржавчины. Тротуар и край дорога справа по ходу движения не расчищены oт снега, имеют повреждения. Сигнальные столбики имеют повреждения и разрушения, выполнены из различных материалов (пластик и бетон). Вертикальная разметка и сигнальные элементы на них частично отсутствуют либо загрязнены. Дорожная горизонтальная разметка 1.4 и 1.12 «Стоп - линия», на полотно дороги не нанесена. Край проезжей части не расчищен от снега, имеет повреждения. Слева по ходу движения со стороны улицы Городской дорожно-транспортное ограждение не очищено от снега, имеет повреждения, частично отсутствуют элементы болтовых соединений. На полосе дороги, на железнодорожном переезде на резиново - кордовом покрытии разрушения и разрывы. С обеих сторон от резинокорда разрушения асфальтового полотна, размерами, превышающими допустимые нормативными требованиями. Перед железнодорожными путями разрушения дорожного полотна и наличие колейности, затрудняющие движение транспортных средств. Край проезжей части в границах переезда имеет повреждения и разрушения. По переулку Маслозаводскому со стороны улицы Комсомольской видимость дорожных знаков «железнодорожный переезд», с табличкой 8.1.1, ограничена. Дорожные знаки не видны с расстояния 100 метров. С нарушением очередности, со стороны переулка Пищевого установлены дорожные знаки «Однопутная железная дорога», ниже «железнодорожный переезд со шлагбаумом», под ним табличка 8.1.1 «6 м». Со стороны переулка Пищевого, перед переездом установлен дорожный знак «железнодорожный переезд без шлагбаума», а должен быть установлен дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11 января 2017 года, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 22 и 28 декабря 2016 года.
Установив указанные выше обстоятельства, должностное лицо, а впоследствии и судья районного суда, пришли к правильным выводам о том, что действия ОАО «РЖД» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данное юридическое лицо, как владелец железнодорожных путей, обязано содержать участок автомобильной дороги, расположенный в границах железнодорожного переезда по переулку Маслозаводскому в г. Орле, при этом у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но ОАО «РЖД» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении фактические обстоятельства были установлены должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно и объективно.
Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, административное наказание, назначено ОАО «РЖД» в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренном частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент привлечения ОАО к административной ответственности), в размере 150 000 рублей.
В силу частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 26-ФЗ, действующим с 18 марта 2017 года, статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции, согласно которой смягчена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений – установлен штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку постановление о назначении административного наказания ОАО «РЖД» не исполнено, нахожу необходимым снизить размер назначенного ОАО «РЖД» размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых постановления и решения, по иным основаниям, по настоящему делу ни должностным лицом, ни судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решил:
снизить размер административного штрафа по постановлению старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Орлу ЩЕВ от 26 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 100 000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление и решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 24 марта 2017 года - оставить без изменения.
Судья Орловского
областного суда С.В. Сорокин