Дело №2а-1437/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 11 апреля 2017 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка незаконными, устранении нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
с участием представителя административного истца по доверенности П
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Министерство) (с учетом уточнения), в обоснование указав, что она обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении земельного участка в аренду и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на несоответствие представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории утвержденному проект планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Отказа считает необоснованным и незаконным, поскольку земельный участок согласно генеральному плану развития города Кызыла и Правилам землепользования и застройки расположен в зоне жилой застройки. Проект планировки территории – документ для определенной территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено. Разрабатывается одновременно с проектом межевания территории, содержащим схему границ существующих земельных участков и границ будущих земельных участков. Не соответствует ст. 19 ФЗ о землеустройстве. Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Из приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на выше названный адрес виден факт наличия кадастровой ошибки. Для ее устранения необходима утвержденная схема расположения земельного участка. Минземимущество РТ в абзац № указывает, что если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения и государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные для кадастрового учета. Права и законные интересы С нарушены отказом ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка для постановки на государственный кадастр недвижимости. Просит признать отказ ответчика о предварительном согласовании предоставлении земельного участка аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> исх. <данные изъяты> незаконным, устранить нарушения прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>., приложенный к заявлению С от <данные изъяты>
Административный истец С просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного истца по доверенности П. административное исковое заявление полностью поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.12 ФЗ «О порядке обращения граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года №59-ФЗ (в редакции от 03 ноября 2015 года) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.8.1 Конституционного закона РТ "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на обращение С отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка, утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
В силу ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Кроме того, С обращалась в прокуратуру Республики Тыва, в связи с нарушением ее прав.
Так, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной проверкой установлены нарушения требований п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в государственной собственности, в собственность, в аренду, постоянное пользование и безвозмездное пользование без проведения торгов, утвержденного приказом министра земельных и имущественных отношений РТ <данные изъяты>, тридцатидневного срока. По выявленным нарушениям министру внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием о привлечении и виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
С учетом изложенного, поскольку материалами дела установлено, что административным истцом предъявлено заявление, которое в установленном порядке зарегистрировано в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва за вх. номером <данные изъяты>, ввиду отсутствия ответа на заявление истца в установленные законом сроки, суд находит подтвердившимся факт бездействия административного ответчика, в связи с не рассмотрением в установленный законом срок заявления С
Исходя из положений ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, поскольку установлен факт нарушения прав истца несоблюдением административным ответчиком сроков рассмотрения заявления в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, то требования С о признании отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п.1); Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп.10 п.2).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, которым предусмотрена подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп.1 п.1).
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1); Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
В соответствии с п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).
Так, согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о наличии проекта планировки территории кадастрового квартала №, в которых входит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «город Кызыл Республики Тыва», утв. решением Хурала представителей г. Кызыла от <данные изъяты>, указанный земельный участок расположен во втором поясе защиты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водозабор), принципиальное содержание которого установлено СанПин 2.1.4.1110-02 («Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в том числе в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 6 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
При этом по смыслу ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, схемы территориального планирования муниципальных районов.
Согласно ч. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
В силу ч. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 указанного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Судом установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка, утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, что не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа «город Кызыл Республики Тыва».
С учетом изложенного, имеются основания для признания отказа административного ответчика незаконным, соответственно, административное исковое заявление С о признании отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка незаконными, обязании устранить нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежит удовлетворению, с установлением 15-дневного срока для устранения нарушения, полагая данный срок соответствующим интересам сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление С к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка незаконными, обязании устранить нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на заявление С в предварительном согласовании земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории исх. <данные изъяты>.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушение права С путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва – 19 апреля 2017 года (с учетом выходных дней).
Судья А.М. Ооржак