Дело № 2-1086/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 04 июня 2013 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием старшего помощника Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО5,
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний № с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний № с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее ФКУ ОИК-5), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в апреле 2013 года в ИК-6 ФКУ ОИК-5 была проведена проверка, в том числе по вопросам соблюдения требования законодательства об аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе которой было установлено, что в настоящее время в ИК-6 ФКУ ОИК-5 не аттестовано по условиям труда 91 бюджетное рабочее место, в том числе 20 рабочих мест из числа осужденных, 26 рабочих мест из числа вольнонаемных сотрудников, а также 45 рабочих мест из числа аттестованных сотрудников. Данное положение нарушает права сотрудников и осужденных на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права сотрудников и осужденных, которые будут трудоустроены в ИК-6 ФКУ ОИК-5. В соответствии с п. 6 Положения о ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России от 12.12.2008 года № 709 ГУФСИН России по Пермскому краю для подведомственных учреждений является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Соответственно, финансовое обеспечение расходов, связанных с аттестацией рабочих мест в ИК-6 ФКУ ОИК-5 возлагается на ГУФСИН России по Пермскому краю.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на иске настаивает по доводам, изложенным в заявлении, просит обязать ФКУ ОИК-5 провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном законом порядке в ИК-6 ФКУ ОИК-6, считает возможным срок установить до <дата> обязать ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с аттестацией рабочих мест по условиям труда в ИК-6 ФКУ ОИК-5.
Представитель ответчика - ФКУ ОИК-5 ФИО7, действующая на основании доверенности, с иском прокурора не согласна по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого <дата> ФКУ ОИК-5 в ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка на выделение денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда по бюджетной деятельности на сумму <данные изъяты>. После поступления финансирования из федерального бюджета на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 года № 342н будут проведены мероприятия по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии с Уставом учреждение ФКУ ОИК-5 является самостоятельным юридическим лицом, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета через орган федерального казначейства и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении №
Представитель ответчика - ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО8, действующая на основании доверенности, с иском не согласна по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого ГУФСИН России по Пермскому краю не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, а также Устава ФКУ ОИК-5 является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Источником финансирования являются средства финансирования, доходы, полученные от приносящей дохода деятельности. Согласно п. № Устава ФКУ ОИК-5 доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности, зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Таким образом, считает, что оплата услуг по проведению аттестации рабочих мест должна быть проведена за счет дополнительного бюджетного финансирования, связанного с привлечением осужденных к оплачиваемому труду №
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Прокурор, согласно ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно п. 2 которого аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п.п. 1, 5, 8 Порядка).
В судебном заседании установлено, что ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом, что подтверждается Уставом учреждения №
В отношении имеющихся в исправительном учреждении - ИК-6 ФКУ ОИК-5 бюджетных рабочих мест из числа спецконтингентов – 20 единиц, вольнонаемных работников по бюджетной деятельности – 20 единиц, сотрудников аттестованных – 45 единиц не проведена аттестация по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н, в отношении 14 рабочих мест проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением начальника ФКУ ОИК-5 от <дата> и не оспаривается представителем ответчика ФКУ ОИК-5 №
Суд считает, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе обязанность по обеспечению и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ возложена на работодателя.
Отсутствие (недостаточность) бюджетных и иных находящихся в распоряжении учреждения денежных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не может являться основанием для неисполнения учреждением этой обязанности.
Довод представителя ответчика – ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что ФКУ ОИК-5 является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, в связи с чем оплата услуг по проведению аттестации рабочих мест должна быть проведена за счет приносящей доход деятельности с привлечением труда осужденных, суд считает необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом № Устава ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, … и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации №
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, поскольку неисполнение требований трудового законодательства по проведению аттестации рабочих мест является нарушением прав работников ИК-6 ФКУ ОИК-5 на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом характера нарушений и объема исковых требований срок исполнения решения следует определить до <дата>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № с особыми условиями хозяйственной деятельности» ГУФСИН России по Пермскому краю провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном законом порядке в ИК-6 ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в срок до <дата>.
Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний (России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с аттестацией рабочих мест по условиям труда в ИК-6 ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме <дата>.
Судья Н.В.Рублева