Дело № 2а- 1400/2017
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
24 марта 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя У.А. К.В.Ю. к УМВД России по Ярославской области об оспаривании отказа в предоставлении временного убежища,
У С Т А Н О В И Л :
У.А. в лице своего представителя К.В.Ю. обратился в суд с административным иском к УМВД России по Ярославской области в лице Управления по вопросам миграции, просил признать незаконным отказ в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации. Требования мотивированы следующим. Административный истец является гражданином <адрес>, прибыл на территорию Российской Федерации в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ к сестре и ее семье. Причина его переезда из государства <адрес> – военные действия в этом государстве, опасения за свою жизнь. Приехав в <адрес>, он надеялся получить временное убежище, обратился с заявлением в УМВД РФ по Ярославской области, однако в предоставлении временного убежища ему было отказано. Считает данный отказ незаконным.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен К.С.П.
В судебном заседании представитель административного истца К.В.Ю. доводы заявления поддержал, пояснил, что у административного истца нет заболеваний, требующих медицинского оперативного вмешательства. После получения У.А. временного убежища в Россию намерена перебраться и вся его семья.
Представитель УМВД РФ по Ярославской области по доверенности Л.М.Э. с иском не согласилась, подтвердила доводы отзыва на административное исковое заявление, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ У.А. обратился в УВМ УМВД России по Ярославской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища. С ним было проведено индивидуальное собеседование с заполнением анкеты и опросного листа, в котором он сообщил, что покинул территорию <адрес> из-за террористических актов в государстве гражданской принадлежности. По итогам рассмотрения заявления с учетом всех обстоятельств, в том числе, свидетельствующих об отсутствии медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства, а также реальной угрозы для жизни административного истца в случае возвращения на родину, принято решение об отказе в предоставлении временного убежища. Согласно справке о ситуации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ФМС России со ссылкой на МИД России, в настоящее время за соблюдением прав человека и верховенства закона в <адрес> следит целый ряд государственных инстанций и международных организаций. В условиях напряженной обстановки в стране <данные изъяты> повышенное внимание уделяет повышению численности и уровня подготовки силовых структур. <данные изъяты> национальная армия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, пытается проводить самостоятельные операции по зачистке от боевиков важных в стратегическом отношении районов страны и уничтожению их баз и центров подготовки. Напряженной является ситуация в северных провинциях <адрес>. В ходе проверки по заявлению У.А. установлено, что до прибытия в Россию он проживал в <адрес>, окончил <данные изъяты> школы, работал <данные изъяты>, торговая точка принадлежит его семье. Конкретных фактов, подтверждающих опасения У.А. за свою жизнь, административный истец не привел. В настоящее время в <адрес> проживают мать, два старших брата и две старшие сестры У.А. Фактов, подтверждающих наличие угрозы их жизни, У.А. также не привел. О фактах негуманного обращения в отношении себя и членов семьи, проживающих в <адрес>, У.А. также ничего не сообщил. Военные действия происходят на территории <адрес> более 30 лет, при этом не все провинции <адрес> охвачены боевыми действиями. Вероятнее всего причины, по которым У.А. покинул <адрес>, носят экономический характер и продиктованы желанием проживать и работать в государстве с более благоприятной экономической ситуацией. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно лишь при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации. Кроме того, У.А. имеет возможность беспрепятственного въезда в государство гражданской принадлежности и выезда за его пределы, что подтверждается наличием у него электронных авиабилетов на рейс <данные изъяты> и <данные изъяты>, действительных до ДД.ММ.ГГГГ Свой правовой статус на территории Российской Федерации У.А.. должен определять в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Основания для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации заявителю отсутствуют.
Заинтересованное лицо К.С.П. в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит требования У.А. не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких условий при разрешении настоящего административного спора суд не усматривает.
Судом установлено, что У.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ У.А. прибыл на территорию Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ У.А. обратился с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.
По итогам рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданина <адрес> Утманзая А. решением УМВД России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1.
Суд находит принятое решение законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (далее - ФЗ «О беженцах») беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений; временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу норм действующего законодательства, основным критерием предоставления лицу временного убежища является наличие у него в случае возвращения на родину вполне обоснованных опасений стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются также: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Между тем, перечисленных причин при проведении проверки по заявлению У.А. УМВД России по Ярославской области не выявлено.
И при рассмотрении настоящего административного дела административным истцом не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе ему или его близким стать жертвами преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе в случае его возвращения в <данные изъяты>.
Суд также учитывает, что административный истец приобрел не только билет рейсом <данные изъяты>, но и обратный билет в <адрес>, что само по себе свидетельствует об отсутствии опасения возврата в страну гражданской принадлежности. Помимо этого, суд принимает во внимание то, что политическая и экономическая ситуация в <адрес>, согласно справке ГУВМ МВД России, на протяжении ряда лет является неизменной, при этом У.А., который приезжал в Россию в ДД.ММ.ГГГГ году, с заявлением о предоставлении ему временного убежища не обращался, вернулся на свою Родину, что также приводит к выводу об отсутствии у административного истца опасений за свою жизнь.
Наличие родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не является основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 N 1317-О-П, временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
В связи с чем, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный истец обратился в миграционные органы не с целью поиска убежища, а с целью легализации своего нахождения на территории России, а потому оснований, предусмотренных п.п. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» для признания его беженцем и предоставления ему временного убежища не имеется.
Таким образом, решение УМВД России по Ярославской области принято с учетом отсутствия угрозы для жизни У.А. при его возможном возвращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства, а потому является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 175,177-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления представителя У.А. К.В.Ю. к УМВД России по Ярославской области об оспаривании отказа в предоставлении временного убежища отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
И.Н.Бабикова |