Дело № 2-3328/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием представителя истца Р.В. Горфина,
представителя ответчика Маслова Д.А.,
при секретаре Кипрушевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 5 апреля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Бамбиной С.В. к обществу с ограниченной ответственностью УК «Октябрьская» о возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Бамбина С.В. обратилась в суд с иском к ООО УК «Октябрьская» о возложении обязанности вывесить на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах, органов Государственной жилищной инспекции, укомплектовать светильники дома ... плафонами, заменить нецельное окно, состоящее из кусков стекла в оконной раме между ... этажами ... подъезда дома №..., взыскании компенсацию морального вреда в размере ...., штрафа и судебных расходов в размере ...
В судебном заседании истец участия не приняла, извещена надлежащим образом, ее представитель Горфин Р.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Маслов Д.А. исковые требования не признал.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Бамбина С.В. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу...
Управление жилым домом ... осуществляет ООО УК «Октябрьская» на основании договора управления, заключенного с Бамбиной В.И. и протокола общего собрания собственников помещений МКД от ** ** **
Из представленных истцом фотографий следует, что в третьем подъезде жилого дома ... отсутствуют плафоны на светильниках, в оконной раме между ... этажами установлены куски стекла.
На день подачи иска ответчиком в ... подъезде указанного дома, где проживает Бамбина С.В., не была размещена информация о местных органах самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах, органов Государственной жилищной инспекции.
В ходе судебного разбирательства ответчиком частично указанная информация размещена, а именно: аварийная служба, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (орган Государственной жилищной инспекции).
Не размещена информация: о местных органах самоуправления; городского (районного) жилищного управления, пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства, санитарно-эпидемиологической станции.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что на ответчике, как на управляющей компании лежит обязанность по устранению указанных истцом недостатков.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; сохранность имущества физических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества включает в себя содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, содержание общего имущества, элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2013 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пункту 5 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда смена и восстановление отдельных элементов (приборов) оконных и дверных заполнений относится к текущему ремонту.
В соответствии с пунктом 3.2.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
- требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
- нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3. Правил).
Лестничные клетки должны регулярно проветриваться с помощью форточек, фрамуг или створок окон на первом и верхнем этажах одновременно, а также через вентиляционные каналы и шахты (пункт 3.2.4. Правил).
Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям (пункт 3.2.5. Правил).
В соответствии с пунктом 4.7.1. Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;
нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;
периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции (п. 3.5.7).
Согласно пункту 5.6.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Негерметичность стекла ухудшает его теплоизоляционные свойства, а отсутствие на светильниках подъезда плафонов не только ухудшает их внешний вид, но является нарушением норм пожарной безопасности, создает угрозу возникновения пожара.
В силу положений статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в перечень входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что на ответчике как на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, лежит в силу закона обязанность обеспечить надлежащее содержание жилищного фонда и оказание надлежащего качества услуг по осуществлению комплекса работ, суд приходит к выводу о том, что заявленное истцом требование о возложении обязанности разместить информацию, произвести замену стекла и установку плафонов является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что указанные работы не включены в перечень работ и услуг, утвержденный договором управления, признаются судом не состоятельными. Утверждение ответчика о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 N 170, не являются нормативно-правовым актом, подлежащим применению к данным правоотношениям, носят рекомендательный характер, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 1.1 данных Правил установлено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий.
Поскольку правоотношения сторон в сфере оказания услуг по управлению общим имуществом дома подлежат регулированию Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», суд на основании ст. 15 указанного Закона также взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, причиненного истцу нарушением ее прав как потребителя, в размере .... При определении размера компенсации суд учитывает продолжительность нарушения прав Бамбиной С.В. как потребителя услуг, характер и степень причиненных ей нравственных страданий, степень вины ответчика.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая, что требования истца в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены, с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию штраф в размере ...
В силу ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Статьей 100 ГПК Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об оказании юридической помощи от ** ** ** Бамбина С.В. поручила Горфину Р.В.оказание юридической помощи по иску к ООО УК «Октябрьская».
Документально подтвержденные расходы Бамбиной С.В. по оплате услуг представителя в соответствии с распиской от ** ** ** составили ...
Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
С учетом изложенного, принимая во внимание объем выполненной представителем истца работы, заключающейся в составлении искового заявления, подготовке необходимых документов к иску, подаче искового заявления, участии в судебном заседании, суд признает подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере ...
Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации с ООО УК «Октябрьская» подлежит взысканию в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственная пошлина в размере ...
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью УК «Октябрьская» вывесить на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции, укомплектовать светильники дома ... плафонами, произвести замену стекла на целое в оконной раме между ... этажами ... подъезда дома ...
В части возложения обязанности по размещению информации об аварийной службе, органах Государственной жилищной инспекции отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УК «Октябрьская» в пользу Бамбиной С.В. компенсацию морального вреда в размере ...., штраф в размере ... расходы на оплату услуг представителя в размере ...
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УК «Октябрьская» в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере ...
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца, через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья- Н.Е. Колосова