Дело № 2-215/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2017 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Шаравиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к сельской администрации Карагайского сельского поселения о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к сельской администрации Карагайского сельского поселения о возложении обязанности разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указывая, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Карагайское сельское поселение» законодательства об отходах производства и потребления. Прокуратурой установлено, что администрацией необходимые документы не разрабатывались, в связи с чем в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, указанные в представлении нарушения не устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Тойдонова Э.Л., действующая по поручению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора № 08-2017 от 10.08.2017 г., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – глава МО «Карагайское сельское поселение» Кудрявцев Е.П. в судебное заседание не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела без их участия, в котором указал, что исковые требования ответчик исполнить не сможет ввиду отсутствия денежных средств. Самостоятельно администрация данную работу провести не может, необходимо заключить договор с ООО «Экобезопасность», стоимость выполнения работ - <данные изъяты> рублей.
Представитель третьего лица – администрации МО «Усть-Коксинский район» по доверенности Иркитова Ю.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что вопрос о выделении денежных средств на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов ни их размещение будет рассмотрен положительно осенью 2017 г. при подготовке проекта внесения изменений и дополнений в бюджет МО «Усть-Коксинский район» на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг.
В судебное заседание представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай – первый заместитель министра Мунатов Е.А. обратился с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, в котором также указал, что в срок до 17.08.2017 г. в данное Министерство для утверждения проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от администрации МО «Карагайское сельское поселение» не поступал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Как установлено ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Карагайское сельское поселение» законодательства об отходах производства и потребления.
Проверкой установлено, что администрацией МО «Карагайское сельское поселение» не разрабатывались проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, указанные в представлении нарушения не устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан.В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды) определено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ст. 24 Федерального закона об охране окружающей среды).
В статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Полномочия по утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется Министерством природных Ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в соответствии с порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, утвержденным приказом Министерства от 16.09.2016 г. № 493.
Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направленных на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки.
По состоянию на 18.07.2017 г. сельской администрацией МО «Карагайское сельское поселение» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, что является нарушением вышеуказанных требований законодательства.
Отсутствие утвержденных в установленном законом порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение значительно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, потому исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует продолжительного периода времени, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к сельской администрации Карагайского сельского поселения о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию Карагайского сельского поселения разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2017 года.