Дело № 2-3023/14 08 июля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Козловой А.И.
при секретаре Папыкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2014 года гражданское дело 2-3023/14 по иску Быстрова И. В. к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в обоснование заявленных исковых требований указывая на то, что Быстрову И.В. на семью из четырех человек Министерством обороны РФ по договору социального найма, заключенного с ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по вышеуказанному адресу. Однако он и члены его семьи не могут в настоящее время реализовать свое право на приватизацию данной квартиры, поскольку отсутствует порядок передачи квартир Министерством обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации и на этом основании жилищные органы МО РФ отказывают им в реализации указанного права. В связи с чем, ссылаясь на положения Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец просил признать за ним и несовершеннолетней дочерью право собственности на указанную квартиру в равных долях.
Представитель истцов – Пилипченко В.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, представитель третьего лица Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, третьи лица Быстрова Н.В., Быстров Д.И., Быстров А.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 33-35).
Принимая во внимание, что представители ответчиков Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление имущественных отношений» МО РФ, представитель третьего лица Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, третьи лица Быстрова Н.В., Быстров Д.И., Быстров А.И. надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания по правилам ст. 113 ГПК РФ, об уважительных причинах неявки не сообщили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело на основании ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.
В п. 5 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру общей площадью 81,60 кв.м., жилой площадью 46,10 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 9).
<адрес> была предоставлена Быстрову И.В. на семью из четырех человек (Быстрову И.В., Быстровой Н.В. - его супруге, Быстрову Д.И. – сыну, Быстрову А.И. - сыну) на основании договора социального найма жилого помещения <№> от <дата> (л.д. 6-8).
С <дата> истец Быстров И.В. постоянно зарегистрирован на спорной жилой площади (л.д. 12).
Быстров А.И., Быстров Д.И., Быстрова Н.В. дали согласие и не возражали против приватизации спорной квартиры (л.д. 20).
Истец Быстров И.В. обращался в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с письменным заявлением о передаче вышеуказанной квартиры в собственность в порядке приватизации, однако ответа до настоящего времени не поступало (л.д. 14).
По смыслу положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П от 15 июня 2006 года в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности, права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Истец участия в приватизации жилья на территории Российской Федерации не принимали, прав собственности на жилье, в том числе, на территории Санкт-Петербурга не имел и не имеет, что подтверждается представленными истцами документами (л.д. 36, 37).
Принимая во внимание, что на основании части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, суд полагает, что отсутствие у истца предусмотренных законом препятствий для реализации своего права на приватизацию жилья является доказанным вышеизложенными фактами и документами и не требует повторного дополнительного подтверждения.
Кроме того, представители ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерства обороны Российской Федерации не представили в судебное заседание сведений, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для осуществления истцом своего права на приватизацию спорной квартиры, хотя с учетом их компетенции, указанными сведениями они могут обладать.
Отсутствие в МО РФ установленного порядка передачи квартир в собственность военнослужащих, в том числе граждан, уволенных с военной службы, не может служить основанием для неисполнения закона, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об обороне» законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Таким образом, у истца имеется право на получение в собственность занимаемой ими квартиры, которое предусмотрено Федеральным законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», однако бездействие ответчиков препятствует реализации истцами указанного права. Следовательно, данное препятствие в настоящее время может быть преодолено путем вынесения судебного решения о признании за истцом права собственности на занимаемое им по ордеру жилое помещение, что соответствует требованиям ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 и ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности Российской Федерации на спорную жилую площадь подлежит прекращению по правилам ч. 1 ст. 235 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, <...>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <№>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 81,60 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 46,10 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░ 2014 ░░░░.