Дело № 2-539/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ишимбай 10 мая 2017 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Совиной О.А.
при ведении протокола секретарем Самсоновой А.В.
с участием истца Усмановой Л.В.
представителя истца Рахимовой Г.М.
представителя ответчика Хасановой Э.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Усмановой Л.В. к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Территориальному управлению Росимущества по Республике Башкортостан, Акционерному обществу «Машиностроительная компания «Витязь» о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Усманова Л.В. обратилась в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указала, что является наследником имущества супруга ФИО1 с которым она состояла в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Соцкультбыт» заключен договор долевого участия в реконструкции жилья №, по которому ООО «Соцкультбыт» произвел реконструкцию жилого <адрес>, а ФИО1. оплатил стоимость квартиры № в данном жилом доме, соответственно приобрел данное жилое помещение в свою собственность. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Соцкультбыт» ликвидировано, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Поскольку наследодатель при жизни не зарегистрировал право собственности на квартиру по адресу <адрес>, Усманова Л.В. не имеет возможности оформить наследственные права, несмотря на то, что в установленном законом порядке приняла наследство супруга.
Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, истец просила включить в наследственную массу ФИО1 квартиру по адресу <адрес> и признать за ней право собственности на данное жилое помещение.
В судебном заседании истец Усманова Л.В. исковые требования поддержала, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства супруга, однако отсутствие зарегистрированного права супруга на квартиру по <адрес> является препятствием для выдачи свидетельства о праве на наследство. Другие наследники, их дети ФИО2 и ФИО3 отказались от принятия наследства.
Представитель истца Рахимова Г.М. иск поддержала. Пояснила, что поскольку квартира принадлежала ФИО1 при жизни на законных основаниях и является совместным имуществом супругов, постольку является наследственным имуществом. Истец в установленном законом порядке приняла наследство супруга, следовательно, вправе претендовать на включение квартиры в состав наследственной массы и признание права собственности на данный объект недвижимости.
Представитель ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Хасанова Э.З. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, заслушав объяснения истца и его представителя, а также представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
В силу пункта 4 статьи 1152 названного Кодекса принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (часть 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Соцкультбыт» и ФИО1 заключен договор долевого участия в реконструкции жилья №, по которому ООО «Соцкультбыт» произвело реконструкцию здания <адрес>, а ФИО1 оплатил и приобрел в реконструированном жилом доме однокомнатную квартиру № (строительный №) стоимостью <данные изъяты>
Вышеназванный факт подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ООО «Соцкультбыт» № от ДД.ММ.ГГГГ о полной оплате стоимости квартиры, справкой ООО «Соцкультбыт» № от ДД.ММ.ГГГГ о нумерации квартир.
Принадлежность здания <адрес> (общежитие) ООО «Соцкультбыт» подтверждается договором купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Ишимбайтрансмаш» и ООО «Соцкультбыт». Договор зарегистрирован Ишимбайским БТИ ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке. В свою очередь, право собственности на данный объект недвижимости, ОАО «Ишимбайтрансмаш» приобрело на основании договора купли-продажи №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «Ишимбайская фабрика трикотажных изделий». Договор также зарегистрирован органами БТИ ДД.ММ.ГГГГ.
Правомерность проведенной реконструкции здания подтверждена протоколом технического совещания, утвержденным администрацией г. Ишимбая ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Ишимбая № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта приемки в эксплуатацию пятиэтажного семидесяти квартирного жилого <адрес>, материалами инвентарного дела №.
Согласно списку №, утвержденному ООО «Соцкультбыт» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником квартиры № (строительный номер «№») в жилом доме <адрес>.
Спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав вышеназванные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие зарегистрированного права, однокомнатная квартира № в жилом <адрес> принадлежала ФИО1. на праве собственности.
ФИО1 и Усманова Л.В. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается соответствующими свидетельствами.
ДД.ММ.ГГГГ Усманов Л.В. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону после смерти супруга, их дети ФИО2. и ФИО3 отказались от наследства (материалы наследственного дела №).
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что принятое наследство со дня его открытия признается принадлежащим наследнику, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о включении вышеназванного имущества в состав наследственной массы и признании за истцом, как единственным наследником принявшим наследство, права собственности на данное имущество.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Территориальному управлению Росимущества по Республике Башкортостан и Акционерному обществу «Машиностроительная компания «Витязь», поскольку предметом спора является жилое помещение, на которое истец претендуют как на наследственное имущество, соответственно участниками этого спора должны являться лица, которые помимо истца могут претендовать на это жилое помещение в порядке наследования.
Спорным имуществом является жилая квартира, и при определенных условиях она может оказаться выморочным имуществом, следовательно, в этом случае надлежащим ответчиком является муниципальное образование, а не Территориальное управление Росимущества по Республике Башкортостан и Акционерное общество «Машиностроительная компания «Витязь» (не являющееся правопреемником ООО «Соцкультбыт»), которые не являются субъектами спорных отношений по приобретению в собственность выморочного имущества в виде жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Усмановой Л.А. к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, однокомнатную квартиру по адресу <адрес>
Признать за Усмановой Л.В. право собственности в порядке наследования на квартиру по адресу <адрес>
В удовлетворении иска к Территориальному управлению Росимущества по Республике Башкортостан, Акционерному обществу «Машиностроительная компания «Витязь» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 15.05.2017 года.
Судья Совина О.А.