№ 11-16/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 мая 2017 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ерш Е.Н.,
при секретаре Поварковой С.В.,
с участием помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Сорокиной А.В., истца Рахматулиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рахматулиной Динары Мирфаисовны на решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Рахматулиной Д. М. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тоцкая районная больница» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд в интересах Рахматулиной Д.М. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «(адрес обезличен) больница» о взыскании расходов по оплате жилья, указав, что истец с (дата обезличена) является работником здравоохранения и с (дата обезличена) работает в ГБУЗ «<данные изъяты> РБ», проживает в сельской местности и пользовалась льготами по 100 - процентной оплате жилья, связанных с освещением и отоплением. Считает, что истец имеет право на социальную поддержку и правовую защиту, как медицинский работник. Размер социальной поддержки истца не может быть меньше, чем предоставлялся до (дата обезличена).
Прокурор просил взыскать в пользу Рахматулиной Д.М. с Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Тоцкая районная больница» расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере <данные изъяты>
Решением мирового судьи от (дата обезличена) в удовлетворении исковых требований прокурора Тоцкого района отказано.
В апелляционной жалобе Рахматулина Д.М. просит решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района от (дата обезличена) отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Рахматулина Д.М. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что (дата обезличена) она была принята в <данные изъяты> поликлинику Министерства обороны РФ на должность медицинской сестры хирургического отделения. (дата обезличена) ей был предоставлен отпуск по беременности и родам в соответствии со ст. 255 ТК РФ, который продлился по (дата обезличена). (дата обезличена) она была уволена из <данные изъяты> поликлиники Министерства обороны РФ по основаниям п.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации – работодателя. Считает, что прерывание стажа работы, дающего право на получение гарантий и компенсаций, произошло по не зависящим от неё обстоятельствам. Кроме того, она была занята уходом за малолетним ребенком и не имела возможности трудоустроиться по специальности или приобрести статус безработной немедленно после окончания периода нетрудоспособности. (дата обезличена) она была принята в (номер обезличен) на должность медсестры терапевтического отделения поликлиники.
Помощник прокурора Тоцкого района Оренбургской области Сорокина А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение мирового судьи от (дата обезличена) отменить в части, возместив расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за (дата обезличена)
Представители ответчиков Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Тоцкая ЦРБ» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим.
Суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее - квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее - компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Статьей 2 данного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц.
В соответствии со ст.3 названного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Согласно ст.4 Закона расходы на выплату компенсации, установленной настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счёт средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляются по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья пришел к выводу о том, что истец в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) не работала в системе здравоохранения, непрерывного стажа работы, дающего право на получение гарантий и компенсаций, не имела. При этом, мировой судья указал, что прием истца на работу (дата обезличена) в муниципальное учреждение здравоохранения «Тоцкую центральную больницу» по совместительству не предполагает сохранение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми она пользовалась бы до (дата обезличена) на основании ч.2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
С выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований суд апелляционной инстанции соглашается на основании следующего.
Статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 в первоначальной редакции (действовали до 1 января 2012 года) (далее - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) к государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации (часть 2 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Пунктами 13, 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статьи 12 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены ряд изменений.
В частности, часть 1 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была изложена в новой редакции, согласно которой к государственной системе здравоохранения отнесены федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
Часть 2 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также изложена в новой редакции: к государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. В данном перечне медицинские роты и лечебные учреждения войсковых частей не названы.
Реализуя предоставленные приведенными нормами федерального законодательства полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839).
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления Правительство Российской Федерации установило с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 было предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации возложена обязанность определить порядок осуществления выплат в соответствии с этим постановлением.
В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1556ан и Министерства финансов Российской Федерации N 174н от 16 декабря 2011 года "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" утвержден Порядок осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Указанный порядок определял правила осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72).
Из приведенных нормативных положений следует, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839, принятого во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утративших силу с 1 января 2012 года, распространялось на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья.
Между тем в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции в области обороны, и, следовательно, не является федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья и не входит в систему государственных органов здравоохранения. Соответственно подчиненные Министерству обороны Российской Федерации войсковые части не относятся к федеральным государственным учреждениям здравоохранения, на работников которых распространено право, которыми они пользовались бы до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Как следует из материалов дела, истец окончила <данные изъяты> медицинский колледж в (дата обезличена), впервые была принята на работу временно (дата обезличена) в войсковую часть (номер обезличен) на должность палатной медсестры детского инфекционного отделения, работала в войсковой части <данные изъяты> по (дата обезличена). С (дата обезличена) по (дата обезличена) истец работала в <данные изъяты> поликлинике Министерства обороны РФ; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в войсковой части (номер обезличен) в должности палатной медсестры; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в <данные изъяты> поликлинике Министерства обороны РФ; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в войсковой части (номер обезличен). (дата обезличена) истец принята в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» по совместительству медсестрой хирургического отделения. (дата обезличена) истец переведена на должность фельдшера отделения профилактики МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ».
Таким образом, с (дата обезличена) Рахматулина Д.М. работала в войсковых частях подчиненных Министерству обороны Российской Федерации. В МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» была принята на работу лишь (дата обезличена) и работает по настоящее время. Следовательно, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии в действующим законодательством Рахматулина Д.М. не приобрела.
Более того, у истца Рахматулиной Д.М. трудовой стаж в учреждениях здравоохранения (войсковых частях подчиненных МО РФ) прерывался, поэтому длящихся правоотношений, предусмотренных ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не имеется.
Согласно записям в трудовой книжке Рахматулиной Д.М. она была уволена (дата обезличена) с занимаемой должности, как временно принятая в <данные изъяты> поликлинику (войсковая часть (номер обезличен)) на должность медсестры стоматологического кабинета. После чего принята в в/ч (номер обезличен) на должность палатной медсестры отоларингологического отделения временно лишь (дата обезличена).
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что истцом Рахматулиной Д.М. не доказано наличие фактов, имеющих юридическое значение, порождающих возникновение длящихся правоотношений, указанных в ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.09.2004 года, а также факта работы на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья до (дата обезличена), в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобе основаны на неверном толковании закона, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от (дата обезличена) оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахматулиной Д. М. - без удовлетворения.
Судья Е.Н.Ерш