Дело №–31/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
20 июля 2015 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд
в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
при секретаре: Новосельцевой И.А.
с участием представителей заявителя Гладковой И.В., Сидельниковой А.В.,
представителя администрации г. Минеральные Воды Ибрагимова Р.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Ангар», заинтересованные лица: Министерство имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрация города Минеральные Воды, ООО «ФинГрупп», торгово-промышленная палата Ставропольского края, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимостии внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Ангар» 12.01.2015 года обратилось в Ставропольский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (…) площадью 128 009 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, ул. (…), равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года в размере 58884 100 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 26-АЗ № 658755 выданного 14.12.2011 года, заявитель является собственником указанного земельного участка с кадастровым номером 26:24:040303:5.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ставропольского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость находящегося на праве собственности земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером (…), на 1 января 2012 года установлена в размере 133 988 300,39 руб.
Не согласившись с результатами оценки указанного выше земельного участка ООО «Ангар» обратилось в Торгово-промышленную палату Ставропольского края для определения рыночной стоимости земельного участка.
По итогам независимой оценки стоимости указанного выше земельного участка, выполненной по заказу заявителя экспертом Торгово-промышленной палаты Ставропольского края и представленной в отчете от 13 мая 2014 года № 036/01/14, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2012 года в размере 58884100 рублей.
По итогам проведения экспертизы № 1688/2014-3 от 25.07.2014 года, объектом которой послужил отчет № 036/01/14 «Об определении рыночной стоимости земельного участка», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 и требованиям федеральных стандартов.
Считает, что результат государственной кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка являются недостоверными и нарушают его права как плательщика земельного налога, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в разы превышает его рыночную стоимость.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности, Сидельникова А.В. уточнила требования, с учетом заключения эксперта, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (…) площадью 128 009 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, ул. (…), равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года в размере 61316 000 руб.; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю в течение 10 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере.
Представитель заявителя по доверенности Гладкова И.В. в судебном заседании так же поддержала доводы заявления, и просила удовлетворить их в полном объеме
В судебном заседании представитель администрации г. Минеральные Воды по доверенности Ибрагимов Р.А. просил вынести решение в соответствии с законом.
Управлением Росреестра по Ставропольскому краю предоставлены возражения на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.209-213).
ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю предоставлены пояснения по исковому заявлению, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать ( л.д.214-216).
В судебном заседании представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю Мартыненко О.Н. с требованиями не согласился.
Представитель администрации г. Минеральные Воды Ибрагимов Р.А. представил суду возражения относительно заявленных требований.
В судебном заседании представитель администрации г. Минеральные Воды Ибрагимов Р.А. после ознакомления с заключением экспертизы, просил вынести законное и обоснованное решение.
Министерство имущественных отношений СК, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ООО «ФинГрупп», торгово-промышленная палата Ставропольского края извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. Заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом надлежащего извещения и с согласия сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года №382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года №222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АЗ № 658755 выданного 14.12.2011 года, ООО «Ангар» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:24:040303:5 площадью 128 009 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, ул. (…)
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость находящегося на праве собственности земельного участка с кадастровым номером (…), на 1 января 2012 года установлена в размере 133988300,39рублей (т.1 л.д. 217).
Согласно отчету № 036/01/14 от 13 мая 2014 года, проведенного оценщиком Торгово-промышленной палаты Ставропольского края, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:24:040303:5 площадью 128 009 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, ул. (…), по состоянию на 01.01.2012 года составляет 58884100 руб.
По заключению судебной экспертизы №1000/8-2 от 11.06.2015 года, выполненной ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (…) по состоянию на 01.01.2012 года составляет 61316 000 рублей.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Оценив представленные в материалы дела отчет и заключение эксперта, заключение судебной экспертизы №1000/8-2 от 11.06.2015 года, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что данные документы обладают необходимой ясностью и полнотой, содержащиеся в них выводы аргументированы со ссылками на нормы действующего законодательства и основаны на результатах проведенных исследований. Расхождение в стоимости, определенной в отчете и заключении судебной экспертизы, по мнению суда, являются несущественными. Оснований для сомнений в их обоснованности, наличия существенных противоречий в выводах суд не усматривает.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о несоответствии кадастровой оценки спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем, уточненные требования в этой части подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части внесения внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка, а именно указать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:24:040303:5 площадью 128 009 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, ул. (…), равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года в размере 61316 000 руб., поскольку считает их излишне заявленными, так как в силу ст.24.20 ФЗ от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░ « ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (…) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2012 ░░░░- 61 316000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (…) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2012 ░░░░-61 316000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:24:040303:5, ░░░░░░░░ 128009 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░. (…), ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2012 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 61316 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (…) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2012 ░░░░-61 316000 ░░░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ -12.01.2015 ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 20.08.2014 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2015 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░ : ░.░. ░░░░░░░░░