Решение по делу № 2а-14/2018 ~ M-124/2017 от 25.12.2017

Решение

Именем Российской Федерации

г. Одинцово

13 февраля 2018 г.

Одинцовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Авдонкина В.С., с участием секретарей судебного заседания Карпеченкова Д.С. и Новиковой А.С., административного истца Салтусь А.В., представителя административного ответчика – Поповой Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> Салтусь об оспаривании решения заместителя начальника отдела № 1 федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении административного истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений,

установил:

Салтусь обратился в Одинцовский гарнизонный военный суд с указанным выше иском, в котором он, с учетом представленного им уточнения, просит суд:

- признать незаконными решение заместителя начальника отдела № 1 федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Отдел № 1) от 7 декабря 2017 г. /ТС об отказе во включении административного истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений;

- обязать Отдел № 1 включить административного истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений.

В обоснование данных требований в исковом заявлении истец указал, что он проходит с ДД.ММ.ГГГГ военную службу по контракту в <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> При этом он с членами своей семьи – женой и двумя детьми, фактически проживают в квартире, принадлежащей по праву собственности его тещи ФИО4, по адресу: <адрес>. По данному адресу он и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ, а затем по требованию тещи, ввиду невозможности дальнейшего совместного проживания, они снялись с этого регистрационного учета и зарегистрировались по месту жительства его отца в <адрес>. В указанной выше квартире тещи продолжают проживать семь человек: он и члены его семьи, теща, ее муж и свекровь. Теща и ее свекровь имеют ряд заболеваний и инвалидность. Его семья проживает в одной комнате, площадью 18 м2, дети вынуждено ограничены в играх, домашних занятиях. Отношения его семьи с указанными родственниками "прохладные".

Указанным же выше отказом заместителя начальника Отдела № 1 нарушено его право на получение служебного жилья, предусмотренное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Между тем в <адрес> имеется много незаселенных служебных жилых помещений.

Административный истец Салтусь в судебном заседании поддержал заявленные им требования, при этом дополнительно дал показания о том, что в 2015 г. он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, на основании соответствующего заявления собственника – его тещи, ФИО4 При этом между ними не оговаривалось каких-либо ограничений, соглашений по проживанию Салтусь, за исключением того, что его семья непосредственно занимает одну из комнат этой квартиры и участвует в оплате коммунальных услуг. Им также доступны места общего пользования в квартире, а когда в ней нет ФИО5 – в отведенной ей комнате играют сыновья, в воспитании которых оказывают помощь иные совместно с ними проживающие родственники. Когда в мае 2017 г. он поступил на военную службу, теща сказала, что ему надо выписаться из квартиры, так как всем им в ней жить тесно, а ему должны предоставить служебное жилье.

Представитель административного ответчика – Попова Г.С., иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении, указывая, что ответчик, поступив ДД.ММ.ГГГГ на военную службу по контракту в <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> и снявшись 18 мая того же года с регистрационного учета по месту жительства в тот же <адрес>, намерено создал условия для обеспечения его служебным жилым помещением, то есть злоупотребил своим правом.

Разрешая по существу требования административного истца, исследовав доказательства по делу, оценивая приводимые из них в настоящем решении как относимые, достоверные и допустимые, а в совокупности достаточные для принятия решения по делу, заслушав доводы истца и представителя ответчика, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании сообщила суду, что она является матерью жены Салтусь и собственником, с 2015 г., квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. В этой квартире Салтусь фактически проживает со времени его вступления в брак с ее дочерью в 2005 г. При этом сначала он был в ней зарегистрирован по месту пребывания. После оформления этого жилья в ее собственность, с 2015 г., Салтусь, был зарегистрирован по месту жительства на основании ее, как собственника, соответствующего заявления. При этом между ними не оговаривалось каких-либо ограничений, соглашений по проживанию Салтусь, за исключением того, что его семья непосредственно занимает одну из комнат этой квартиры и участвует в оплате коммунальных услуг. Всего в квартиру были вселены ипроживают сейчас 6 человек: она, ее муж и семья Салтусь – он, его жена (ее дочь) и двое их сыновей. Кроме того, в этой квартире периодически – месяц через месяц, пребывает ее свекровь, ФИО5, которая является инвалидом, страдает психическим заболеванием, которое было ей диагностировано врачом в домашних условиях в <адрес>, где она также периодически, месяц через месяц, пребывает у другого своего сына. При этом ФИО5 в том же в <адрес> имеет в собственности 2-х комнатную квартиру, где никто фактически не проживает, а она, ФИО5, там зарегистрирована по месту жительства, но большее время в сутках проводит в указанной выше квартире, принадлежащей ей, ФИО4 Отношения между родственниками в целом хорошие, но когда в этой квартире находятся все эти 7 человек, у них имеются сложности в общении, реализации личных потребностей. Поэтому когда в мае 2017 г. Салтусь поступил на военную службу, она, полагая, что ему, как военнослужащему, должно быть предоставлено служебное жилье, предложила чтобы он вместе с женой и детьми снялся с регистрационного учета по месту жительства из указанной квартиры. Фактически же они продолжают проживать там, ввиду чего у них возникают трудности в общении, что негативно отражается на состоянии ее здоровья, поскольку она имеет ряд заболеваний и инвалидность.

В соответствии с выпиской из приказа статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу), копией контракта о прохождении военной службы, выпиской из послужного списка личного дела Салтусь, справками от ДД.ММ.ГГГГ и 219, выданными врио начальника <данные изъяты>, административный истец с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в указанном выше центре, расположенном по адресу: <адрес> При этом членами его семьи являются жена и два малолетних сына.

Согласно копиям паспортов Салтусь и его жена были по 18 мая 2017 г. зарегистрированы по месту жительства: <адрес>, а со 2 июня 2017 г. – в <адрес>. Кроме того, они и их сыновья регистрированы с 10 октября 2017 г. по месту пребывания по адресу прохождения Салтусь военной службы в <адрес>, что подтверждается копиями соответствующих свидетельств о такой регистрации, выпиской из домовой книги.

Из сообщения начальника МП № 6 отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Одинцовское" от ДД.ММ.ГГГГ , копий заявления ФИО4 о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРН следует, что Салтусь был зарегистрирован по месту жительства на основании указанного заявления собственника жилого помещения – ФИО4, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В последнюю из этих дат он был снят с этого регистрационного учета по личному заявлению. Согласно оформленным ДД.ММ.ГГГГ работниками абонентского пункта № 4 обособленного подразделения "<данные изъяты>" ООО ГУЖФ выписке из домовой книги и сведениям о финансово-лицевом счете в указанном выше помещении проживают и зарегистрированы по месту жительства с 2002 г. ФИО4 и ее муж.

В соответствии с копией принятого 7 декабря 2017 г. заместителем начальника Отдела № 1 ФИО8 решения /ТС административному истцу отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, так как Салтусь с членами его семьи, добровольно снявшись 18 мая 2017 г. с регистрационного учета по мету жительства в <адрес>, намерено создали условия для постановки вопроса о предоставлении им служебного жилого помещения.

Принимая на основе установленных обстоятельств решение по существу дела, суд исходит из следующих правовых положений.

Пунктом 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Из ст. 4 и 5 ЖК РФ следует, что к жилищным отношениям с участием в том числе граждан РФ, являющихся военнослужащими применяются положения этого Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

То есть основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, в том числе служебным, регулируются как нормами указанного Закона, так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

По смыслу ст. 93 и ч. 1 ст. 100 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются для временного проживания в них военнослужащим-гражданам в связи с прохождением ими военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Таким образом, жилищное законодательство обуславливает возможность предоставления служебного жилого помещения отсутствием у военнослужащего в населенном пункте, по месту прохождения им военной службы, иного жилого помещения, находящегося в собственности, пользовании или владении, а также установленными ЖК РФ основаниями. Ввиду того, что последние в отношении служебного жилья прямо, непосредственно не изложены в ЖК РФ, суд также, с учетом ст. 7 этого Кодекса и ч. 6 ст. 15 КАС РФ, исходит из следующих норм права, регулирующих сходные отношения:

- в силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся, в том числе, собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- ч. 1 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев;

- согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий;

- из ч. 1 ст. 54 ЖК РФ следует, что если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, то в таком случае допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, жилищные правоотношения, исходя из требований ст. 10 ЖК РФ, возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В соответствии с п. 1 и 5 ст. 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку гражданские правоотношения предполагают добросовестность реализации своих прав и разумность действий участников этих отношений. Согласно п. 2 этой же нормы Кодекса в случае установления того факта, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права. Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, исходя из анализа норм жилищного и гражданского законодательства в их совокупности и взаимосвязи, положение о добросовестности участников жилищных правоотношений является основой этих отношений и предполагается изначально.

Между тем из исследованных доказательств следует, что:

- Салтусь, проходя военную службу в <адрес>, фактически проживал и был зарегистрирован по месту жительства в находящейся в этом же населенном пункте указанной выше квартире тещи, принадлежащей ей по праву собственности. При этом вселение Салтусь в эту квартиру было оформлено установленным порядком по заявлению тещи, без каких-либо юридически значимых ограничений, соглашений. В этом жилом помещении площадью <данные изъяты> м2проживали всего 6 человек, являвшиеся родственниками;

- после заключения в 2017 г. Салтусь контракта о прохождении военной службы, по инициативе тещи, полагавшей, что ему, как военнослужащему, должно быть предоставлено служебное жилье, он вместе с женой и детьми снялся с регистрационного учета по месту жительства из указанной квартиры, продолжая проживать там и зарегистрировавшись по месту жительства у отца в <адрес>, а по месту пребывания – по адресу воинской части, где он проходит военную службу.

Таким образом, Сатусь, имея право пользования жильем, намерено совершил действия направленные на предоставление ему Минобороны России служебного жилья, при этом пять лет со дня совершения этих действий не прошли. Поэтому суд считает законным оспариваемое истцом решение ответчика.

Доводы же истца о наличии у ФИО4 и ФИО5 определенных заболеваний и инвалидности, несостоятельны, поскольку:

- согласно положениям приказа Минздрава России от 29 ноября 2012 г. №987н имеющиеся у ФИО4 заболевания не относятся к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире;

- согласно данному на запрос суда ответу главного врача ГБУЗ ВО "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ администрация этой больницы не располагает сведениями о заболеваниях ФИО5 ввиду отсутствия информации о ней в базе данных прикрепленного к больнице населения. Иных достоверных и допустимых доказательств о наличии у ФИО5 заболевания, включенного в указанный выше приказ Минздрав России, суду не представлено. Более того, свидетель ФИО4 дала показания о том, что официально такого вида заболевания у ФИО5 не диагностированы;

- по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ – при наличии предусмотренных указанным выше приказом Минздрав России тяжелых форм хронических заболеваний, жилье должно предоставляться именно гражданам, страдающим этими заболеваниями, а не иным лицам.

Исходя из изложенного выше, иные же доводы административного истца не имеют юридического значения для иных выводов суда по существу рассматриваемого иска.

При разрешении вопроса о судебных расходах суд исходит из положений ст. 111, 114 КАС РФ, обстоятельств производства по делу и существа принимаемого решения. Поскольку суд пришел к выводу о наличии основания для принятия решения об отказе в удовлетворении рассматриваемого заявления, то судебные расходы не подлежат возмещению административному истцу.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 175-180, 226-228, 295-298 КАС РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении заявленных Салтусь требований о признании незаконным оспариваемого решения заместителя начальника отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. /ТС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Одинцовский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий

В.С. Авдонкин


<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-14/2018 ~ M-124/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салтусь А.В.
Ответчики
ФГКУ "Западрегионжилье"
Суд
Одинцовский гарнизонный военный суд
Судья
Авдонкин Виталий Сергеевич
25.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
23.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2018[Адм.] Судебное заседание
13.02.2018[Адм.] Судебное заседание
19.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее