Дело № 3а-18/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Элиста 18 апреля 2017г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л.,
при секретаре Клиповой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мутырова Николая Борисовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Мутыров Н.Б. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером <…>, общей площадью <…> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, по адресу: <…>.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия» кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 июня 2012 г.составила <…> руб. <…> коп. (<…>руб.) <…> коп.
В связи с тем, что завышенный размер кадастровой стоимости по отношению к реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, нарушаются права истца как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка, он обратился к независимому оценщику для проведения оценки земельного участка. Согласно заключению независимого оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка составила <…> (<…> руб.). На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 337/2017 от 03.03.2017г.
Мутыров Н.Б. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 25 марта 2013г. в размере, равном его рыночной стоимости - <…> руб.
В судебном заседании представитель Мутырова Н.Б. Манджиев Х.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представители Правительства Республики Калмыкия, Управления Росреестра по РК, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, не сообщив суду о причинах неявки, возражений в установленный судом срок не представили.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей Правительства Республики Калмыкия и Управления Росреестра по РК.
Выслушав объяснения Манджиева Х.Г., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено законом или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Мутыров Н.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером <…>, общей площадью <…> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, по адресу: <…>.
Право собственности подтверждается договором купли-продажи недвижимого и движимого имущества № 23-ЛТМ от 30.05.2016г. между продавцом ООО «РедОйл» и покупателем Мутыровым Н.Б., выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.11.2016г.
В соответствии с частью 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности.
Таким образом, Мутыров Н.Б., будучи собственником указанного земельного участка, имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Мутыров Н.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером <…>, общей площадью <…> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, по адресу: <…>. Земельный налог на земельный участок исчисляется из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 518 от 24 декабря 2012г. «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Калмыкия, состоящих на кадастровом учете на 01 июня 2012г.
Земельный участок с кадастровым номером <…> состоит на кадастровом учете с 25 марта 2013г.
Кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, согласно кадастровой справке, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия», составила <…> руб. <…> коп. Кадастровая стоимость утверждена 25 марта 2013г. на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия № 518 от 24 декабря 2012г. «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия».
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, Мутыров Н.Б. обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету № Н-27 от 20.02.2017г., составленному независимым оценщиком Сорокиным М.А. (включен в реестр оценщиков Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 07 июля 2008 г. под регистрационным № 004691, свидетельство № 0017663 от 25 мая 2014 г.), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> по состоянию на 25 марта 2013г. составила <…> рублей.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 03 марта 2017г., из содержания которого следует, что отчет об оценке № Н-27 от 20.02.2017г. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и заданию на оценку, выводы эксперта о величине рыночной стоимости объекта признаны обоснованными.
Изучив отчет об оценке и положительное экспертное заключение на него, суд приходит к выводу, что представленный обществом отчет является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование требований Мутыровым Н.Б. представлен отчет № Н-27 от 20.02.2017г., составленный независимым оценщиком Сорокиным М.А.
Данный отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Учитывая изложенное, суд признает заявленное Мутыровым Н.Б. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…> по состоянию на 25 марта 2013г., равной <…> руб., подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям абзаца третьего и пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость для целей определения арендной платы и выкупной цены, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости.
Мутыров Н.Б. подал заявление в суд 04 апреля 2017г.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с приведенными нормами закона изменение данных в государственном кадастре недвижимости после вынесения судом соответствующего решения является обязанностью органа кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Мутырова Николая Борисовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> по адресу: <…>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, равной его рыночной стоимости в размере <…> (<…>) руб. по состоянию на 25 марта 2013г., на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Мутыровым Н.Б. о пересмотре кадастровой стоимости считать 04 апреля 2017г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Лиджеева Л.Л.