№ 2-159/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 1 марта 2017 года
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Мозжериной Г.Ю.,
при секретаре Усмановой Г.А.,
с участием истца Кильдияровой Э.И.,
представителей ответчика Токарева А.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на три года, Юлдыбаевой С.С., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ., сроком на <данные изъяты> года,
третьего лица Шарафутдинова И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кильдияровой Э.И. к Зиминой Т.А. о понуждении исполнения обязательства по договору, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кильдиярова Э.И. обратился в суд с исковым заявлением к Зиминой Т.А. Исковые требования мотивировала тем, что в ДД.ММ.ГГГГ между Кильдияровой Э.И. и Шарафутдиновым И.Р. заключен договор уступки права требования по предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №
Стоимость передаваемого права требования, согласно п.3 договора уступки права требования по предварительному договору купли-продажи земельного участка №-И от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 450000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно расписке о получении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, истцом оплачена полная стоимость передаваемого права требования, согласно п.3 договора уступки права требования по предварительному договору купли-продажи земельного участка №-И от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей.
Предварительный договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключен от имени Зиминой Т.А. юристом Козловской А.В. при наличии нотариальной доверенности.
Согласно п.4 предварительного договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, основной договор должен быть заключен не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, после обращения истца для заключения основного договора купли-продажи по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ по предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрации права собственности на земельный участок по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ по предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ никаких действий со стороны Зиминой Т.А. не произведено.
Просит суд: 1. Признать предварительный договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № договором купли-продажи земельного участка.
2. Обязать Зимину Т.А. заключить с Кильдияровой Э.И. основной договор купли-продажи земельного участка по договору уступки права требования по предварительному договору купли-продажи земельного участка №-№ от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № исполнить требования по договору уступки права требования по предварительному договору купли-продажи земельного участка №-И от ДД.ММ.ГГГГ путем передачи земельного участка с кадастровым номером № в собственность.
3. Органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, провести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № от Зиминой Т.А. к Кильдияровой Э.И.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.
На основании с.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Истец Кильдиярова Э.И. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика Токарев А.В. и Юлдыбаева С.С. исковые требования не признали, просили отказать, привели доводы, изложенные в отзыве.
Третье лицо Шарафутдинов И.Р. считал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Козловская А.В., действующая за Зимину Т.А. и Шарафутдинов И.Р. заключили предварительный договор купли-продажи земельного участка №, предметом которого являлось заключение в будущем основного договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно п. 1.4 предварительного договора стороны договорились, что существенным условием настоящего договора является отлагательное условие, при наступлении которого у сторон возникают права и обязанности по заключению основного договора. Под отлагательным условием стороны понимают: обязательства продавца по регистрации в ЕГРП права собственности на размежеванные земельные участки, образованные путем: перераспределения двух смежных исходных земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Из п.1.2 предварительного договора следует, что цена участка составила сумму в размере 400000 руб.
Согласно приложению N 1 к предварительному договору № срок заключения основного договора определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. Шарафутдинов И.Р. и Кильдиярова Э.И. заключили договор уступки права (требования) по предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому Шарафутдинов И.Р. передал Кильдияровой Э.И. права и обязанности по предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием исполнить принятые на себя обязательства - заключить основной договор купли-продажи.
Судом установлено также, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Зиминой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном кодексе.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (пункт 3 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (применительно к договорам, заключаемым путем составления одного документа, подписываемого сторонами, акцепт выражается в подписании договора), и только в случаях, когда в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Соответственно, по смыслу п. 1 и 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не установлено в договоре, вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
По правилам п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 382 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 384 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Нормами статьи 385 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено. Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, если уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора.
П. 5.6 предварительного договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрено, что покупатель не имеет права передавать третьим лицам свои права и обязанности по настоящему договору без письменного разрешения продавца.
Третьим лицом Шарафутдиновым И.Р. суду представлено дополнительное соглашение № к предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Козловская А.В., действующая за Зимину Т.А. и Шарафутдинов И.Р. пришли к обоюдному соглашению об исключении п.5.6. предварительного договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Представители ответчиков в судебном заседании заявили, что данное дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ. подписывалось не Козловской А.В., а иным лицом.
Для правильного рассмотрения данного дела, судом ДД.ММ.ГГГГ. назначена судебная почерковедческая экспертиза.
Согласно заключению эксперта №-№, подписи от имени Козловской А.В. в предварительном договоре купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Козловской А.В., действующей за Зимину Т.А. и Шарафутдиновым И.Р. с приложением № и подпись от имени Козловской А.В. в дополнительном соглашении № от 26.03.2016г. к предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены разными лицами.
Пунктом 7 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 67 ГК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оснований сомневаться в объективности и соответствии действительности выводов заключения <данные изъяты>» № у суда не имеется. Экспертное заключение дано на основании подлинников документов, квалифицированным специалистом, обладающим специальными познаниями. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Изложенное означает, что по смыслу данной нормы, а также положений ст. 420, 421, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая оценка сделки должна осуществляться исходя из содержания договора, его предмета, условий, прав и обязанностей сторон, их ответственности и т.д., а название договора само по себе не может служить основанием для отнесения его к тому или иному виду договора, а соответственно, и обязательства.
Таким образом, судом установлено, что дополнительное соглашение № к предварительному договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенное ДД.ММ.ГГГГ. подписано не уполномоченным на подписание от имени Зиминой Т.А. лицом.
ДД.ММ.ГГГГ. Зимина распорядилась об отмене доверенности, выданной ею на имя Козловской А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Показания свидетеля Козловской А.В. о том, что именно ею подписано дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ., суд не принимает, поскольку данные показания не соответствуют письменным доказательствам по делу.
Так же суд находит доводы представителей ответчиков о том, что Козловская А.В., действующая от имени Зиминой Т.А. при заключении предварительного договора с Шарафутдиновым И.Р. действовала с превышением полномочий по доверенности, обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст.182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Сделка, которая совершена с нарушением правил, установленных в абзаце первом настоящего пункта, и на которую представляемый не дал согласия, может быть признана судом недействительной по иску представляемого, если она нарушает его интересы. Нарушение интересов представляемого предполагается, если не доказано иное.
В силу ч.1 ст.183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
Согласно пункту 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Исходя из буквального толкования условий доверенности, выданной Зиминой Т.А. на имя Козловской А.В. ДД.ММ.ГГГГ, Зимина Т.А. уполномочила Козловскую А.В. осуществить раздел земельного участка кадастровый № адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, на любое количество земельных участков любой пощади и зарегистрировать в собственность Зиминой Т.А.; продать за цену и на условиях по своему усмотрению любые образовавшиеся в результате раздела земельные участки по указанному адресу. Из буквального толкования полномочий переданных Козловской А.В. по вышеуказанной доверенности следует, что продавать она могла земельные участки после раздела земельного участка с кадастровым номером №
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка № усматривается, что спорный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами № и №, тогда как в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. полномочий на распоряжение земельным участок № не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Козловская А.В. действовала за пределами полномочий, указанных в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что Зимина Т.А. не одобряет сделку по предварительному договору от ДД.ММ.ГГГГ., так же как и по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования Кильдияровой Э.И. не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Кильдияровой Э.И. к Зиминой Т.А. о понуждении исполнения обязательства по договору, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Ю. Мозжерина
Решение в окончательной форме принято 03.03.2017г.