Дело № 2-49/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Литвиной В.С., с участием прокурора Гориченко Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 к Правительству <данные изъяты> и Территориальному управлению Министерства социального развития <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к <адрес> и Территориальному управлению Министерства социального развития по <данные изъяты> в защиту жилищных прав ФИО2 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот, поскольку ее родители были лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по письменному заявлению была включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> «О специализированном жилищном фонде <адрес>» и «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» истцу после включения ее в соответствующий список <адрес> должно быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. Однако, жилым помещением истец не обеспечена до настоящего времени. Просит возложить братился в суд с иском в защиту жилищных прав обязанность предоставить на <адрес> обязанность предоставить ФИО2 по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., находящееся на территории <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 требования к <адрес> поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Истец ФИО2 в судебном заседании иск прокурора поддержала и пояснила, что в настоящее время проживает в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем родителям ее сожителя, своего жилья, а также регистрации по месту жительства не имеет.
Представители Территориального управления Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу и <адрес> в судебное заседание не явились. В письменном отзыве представитель Территориального управления Министерства социального развития <данные изъяты> ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не отрицает наличие у ФИО2 права на получение специализированного жилого помещения, однако считает, что жилое помещение должно быть ей предоставлено в порядке очередности принятия решений о включении в список на получение жилья.
Представитель ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, истца. исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в <адрес>; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО6 и ФИО7 (л.д. 33).
Решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО7 были лишены родительских прав в отношении ФИО2 (л.д. 39-40).
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27) ФИО2 передана на попечительство ФИО8
Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей-сирот и детей? оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда (л.д. 20,21).
По окончании учебного заведения ФИО2 обратилась в ТУ Минсоцразвития Пермского края по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д.17).
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГУП «<данные изъяты> (л.д. 9-15) ФИО2, ее родители в собственности и найме жилья не имеют.
Из данных адресной справки, ФИО2 зарегистрирована по <адрес> (Детский дом). Жилое помещение по указанному адресу не принадлежит на праве собственности ФИО2
Таким образом, установлено, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла восемнадцатилетнего возраста, была включена в список на получение жилья, по окончании учебного заведения обратилась с письменным заявлением в территориальный орган Минсоцразвития, при этом, иного жилого помещения не имеет. Следовательно, истец вправе рассчитывать на своевременное получение жилья по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
С учетом данных обстоятельств, требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения являются обоснованными.
Доводы представителя Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по ЛГО о том, что жилое помещение ФИО2 может быть предоставлено только в порядке очередности, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в Федеральный Закон N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако, ни положения Жилищного кодекса РФ, ни указанный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
Также суд считает, что являются обоснованными требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения на <адрес> как на постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти <адрес>.
Так, в соответствии с частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда.
При этом данный Порядок фактически конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление специализированных жилых помещений, не определяет.
Государственное казенное учреждение <адрес> "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>" в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
В соответствии с частью 6 статьи 6 данного Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом <адрес>.
Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на <адрес> как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти <адрес>.
Более того, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на Правительство <данные изъяты> обязанности предоставить ФИО2 жилого помещения на территории <адрес> по следующим основаниям.
В силу п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В силу п. 1.3 указанного Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
Как установлено в судебном заседании в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в <данные изъяты> году, утвержденным Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории <адрес> планировалось в <данные изъяты>. Однако в связи с судебными разбирательствами по поводу установления права собственности сдача указанных объектов перенесена на более позднее время. Жилые помещения в построенных домах предварительно распределены между детьми-сиротами и лицами из их числа.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что в соответствии с утвержденным Порядком жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 на территории субъекта ФИО1 в случае невозможности предоставления жилого помещения на территории <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 удовлетворить.
Возложить на Правительство <данные изъяты> обязанность предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на территории Пермского края.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца.
Судья: