Дело № 2а-42/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Мордово 02 февраля 2017 года.
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Воронина Е.К.,
с участием помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Кирьянова М.О.,
представителя административного истца Худяков Р.И. – Москалев С.Ю..,
представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области Шеина Н.В.,
представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 Шевченко В.А.,
представителя административных ответчиков территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 Плужников А.В.,
представителя избирательной комиссии Тамбовской области и административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 Черкасов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Худяков Р.И. к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,
У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина».
Худяков Р.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304, оформленного протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.
В обоснование заявленных требований административный истец Худяков Р.И. указал в административном исковом заявлении, что 18 сентября 2016г. в единый день голосования состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, но участковой избирательной комиссией избирательного участка № 304 при подсчете голосов избирателей были допущены существенные нарушения действующего законодательства о выборах, которые повлияли на определение результатов выборов. Процедура подсчета неиспользованных бюллетеней участковой избирательной комиссией избирательного участка № 304 была нарушена. Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился. Осуществленный подсчет неиспользованных бюллетеней пачками, сформированными накануне выборов, либо путем загибания их уголков, противоречил основополагающему принципу подсчета голосов избирателей и фактически лишил других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности действий, производимых с неиспользованными бюллетенями. Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.
По мнению административного истца, указанные нарушения подсчета бюллетеней по смыслу закона не допускаются и являются существенными. При таких обстоятельствах выявить действительную волю избирателей невозможно. Протокол и соответствующее решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 об итогах голосования подлежат отмене. Суд, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.
По мнению административного истца, указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следствием нарушений стало неправильные итоги голосования на указанном избирательном участке. Просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Представитель административного истца по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГг., бланк №, Москалев С.Ю. требования административного истца Худяков Р.И. в судебном заседании поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что действительная воля избирателей не была установлена. Просит суд отменить решение УИК избирательного участка № 304, оформленное протоколом №1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии (УИК) избирательного участка № 304 председатель УИК избирательного участка № 304 Шевченко В.А. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней, собранных им со стола у членов УИК с правом решающего голоса, и тех, что достали из сейфа, производился полистно путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками не было. Полистной подсчет неиспользованных бюллетеней проводился в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, проводился одним человеком. При этом все присутствующие хорошо видели, что это бюллетени, в которых нет отметок о голосовании, и слышали как осуществляется их подсчет. Эти бюллетени погасили, отрезав нижний левый угол, и опечатали. Данные о количестве неиспользованных бюллетеней были занесены в протокол и в большой протокол. После рассортировки проголосовавших бюллетеней на 4 стопы, он взял бюллетени зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу и стал раскладывать их по табличкам, на которых были написаны фамилии кандидатов. Он брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, показывая всем присутствующим каждый бюллетень, чтобы каждый видел, за какого кандидата стоит отметка в бюллетене, и раскладывал бюллетени по табличкам с фамилиями кандидатов. После того как он разложил бюллетени по кандидатам, он начал подсчет голосов за каждого кандидата. Подсчитывали не одновременно все члены комиссии, а считал он один пошагово за каждого кандидата. Сначала подсчитал за одного кандидата, огласил итоговое количество, записали в протокол и в его увеличенную форму, потом подсчитал за второго кандидата, огласил итоговое количество, записали, и так подсчитал за всеми кандидатами. Считал вслух, перекладывая бюллетени по одному. Сведения в протокол и в увеличенную форму протокола вносились поочередно, после подсчета голосов за конкретного кандидата. После окончания выборов он спросил, есть ли замечания, претензии. Их не было. Всем, кто пожелал, выдали копию протокола об итогах голосования. За уголок бюллетени считали после того, как они были посчитаны, сведения внесены в протокол и в увеличенную форму протокола, и только с целью математической проверки перед тем, как окончательно опечатать бюллетени. Все данные совпали. Действия членов УИК соответствовали требованиям закона. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области председатель территориальной избирательной комиссии Мордовского района Шеина Н.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней и подсчет проголосовавших бюллетеней на избирательном участке № 304 производился полистно, поочередно, в соответствии с требованиями закона, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц, все действия УИК были законны и видны всем присутствующим. Никаких жалоб ни от кого из присутствующих, и в том числе представителей партии «Родина» и Худяков Р.И., в день проведения выборов не поступало. Никаких обращений на нарушение избирательных прав не было. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Плужников А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, административным истцом не доказаны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Подсчет бюллетеней осуществлялся правильно, в точном соответствии с процедурой, прописанной в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правильность подсчета подтверждается материалами дела и показаниями свидетелей. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель избирательной комиссии Тамбовской области, проинформированной в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда данного административного искового заявления, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., являясь также представителем ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Черкасов А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что требования административного истца необоснованны, не доказаны. Факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, своего подтверждения не нашли. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Свидетель Свидетель №1 показала в судебном заседании, что она была секретарем УИК избирательного участка № 304. После окончания голосования председатель УИК собрал у членов УИК неиспользованные бюллетени и достал неиспользованные бюллетени из сейфа. Их подсчитали полистно путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую. Считал один человек. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками и всеми членами УИК не было. После их подсчета озвучили цифру, записали в протокол и в увеличенную форму протокола. Неиспользованные бюллетени погасили, отрезав левый нижний угол, и опечатали. Бюллетени зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу тоже раскладывал один человек, их раскладывал председатель УИК. Он брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, показывал всем, где стоит отметка, и что эта отметка стоит именно за этого кандидата, и передавал тому члену комиссии, за кем был закреплен данный кандидат в депутаты, перед которым стояла табличка с фамилией этого кандидата. После того как председатель разложил бюллетени по кандидатам, он начал подсчет голосов за каждого кандидата, считая полистно, перекладывая бюллетени по одному из одной части пачки в другую. Считал вслух. Он перекладывал бюллетени так, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть фамилию кандидата и отметку избирателя. Сначала подсчитал голоса за одного кандидата, огласил их количество, эту цифру записали в протокол и в его увеличенную форму, потом подсчитал голоса за второго кандидата, огласил, эту цифру записали, и так подсчитал за всеми. После окончания подсчета голосов председатель УИК спросил, есть ли жалобы, замечания. Их не было. Копии протокола об итогах голосования выдали тем, кто просил. На избирательном участке осуществлялась видеосъемка. Видеосъемка проводилась наблюдателем от политической партии «Родина».
Свидетель Свидетель №2 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 304 она была членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Единая Россия». После окончания голосования собрали со столов неиспользованные бюллетени и достали неиспользованные бюллетени из сейфа. Их посчитали вслух, перекладывая бюллетени по одному, при этом всем было видно, что это чистые неиспользованные бюллетени, огласили результат. Считал один человек. Всё было хорошо видно, результат объявили. Результат записали в большой протокол и в протокол. Бюллетени зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу раскладывал и считал тоже один человек председатель УИК. Он брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, показывал всем, где стоит отметка, и раскладывал бюллетени по табличкам с фамилиями кандидатов. После того как председатель УИК разложил бюллетени по кандидатам, он начал подсчет голосов за каждого кандидата. Считал полистно, перекладывая бюллетени по одному из одной части пачки в другую. Было видно фамилию кандидата и отметку избирателя. Сначала подсчитал голоса за одного кандидата, огласил их количество, эти сведения записали в протокол и в его увеличенную форму, потом подсчитал голоса за второго кандидата, огласил их количество, сведения записали, и так подсчитал голоса за каждого кандидата. После окончания подсчета голосов председатель УИК спросил, есть ли замечания. Их не было.
Свидетель Свидетель №3 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 304 она была заместителем председателя УИК. После окончания голосования собрали со столов неиспользованные бюллетени и достали неиспользованные бюллетени из сейфа. Их посчитали вслух, перекладывая бюллетени по одному, при этом всем было видно, что это чистые неиспользованные бюллетени, огласили результат. Считал один человек. Всё было хорошо видно. Результат записали в большой протокол и в протокол. Неиспользованные бюллетени погасили, отрезав левый нижний угол, и убрали их. Бюллетени зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу раскладывал и считал председатель УИК. Он брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, поднимал бюллетень вверх, показывал всем, где стоит отметка, и раскладывал бюллетени по табличкам с фамилиями кандидатов. Все отметки в бюллетенях были видны. После того как председатель УИК разложил бюллетени по кандидатам, он начал подсчет голосов за каждого кандидата. Считал полистно, перекладывая бюллетени по одному из одной части пачки в другую. Было видно фамилию кандидата и отметку избирателя. Сначала подсчитал голоса за одного кандидата, огласил их количество, эти сведения записали в протокол и в его увеличенную форму, потом подсчитал голоса за второго кандидата, огласил их количество, сведения записали, и так подсчитал голоса за каждого кандидата. После окончания подсчета голосов председатель УИК спросил, есть ли замечания. Их не было. Все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей. На избирательном участке осуществлялась видеосъемка. Снимал ФИО от политической партии «Родина».
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, принимая во внимание заключение представителя избирательной комиссии Тамбовской области Черкасов А.В., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, заключение помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Кирьянова М.О., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 подтверждает, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован административный истец Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина» (л.д.8).
Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» от 19 сентября 2016г. на избирательном участке № 304 наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат в депутаты Государственной Думы ФИО, за которого проголосовали 210 избирателей, за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. Р.И. проголосовали 63 избирателя (л.д.13).
Данный протокол подписан 7 присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с реестром учета количества поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 304 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в указанный день жалоб и заявлений на нарушение прав избирателей не поступало.
Оснований сомневаться в правильности, достоверности и законности представленного суду письменного доказательства - протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка № 304 от 19 сентября 2016г. у суда не имеется.
В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Аналогичный порядок подсчета голосов избирателей закреплен в ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.
В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.
После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу).
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени.
После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.
Таким образом, закон не требует обязательное перекладывание неиспользованных бюллетеней из одной стопки в другую при их подсчете. В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. В соответствии со ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Следовательно, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания их уголков является нарушением избирательного законодательства, является не состоятельным.
Кроме того, данный довод административного истца и довод о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней осуществлялся пачками, опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, пояснивших суду, что неиспользованные бюллетени считали полистно путем перекладывания по одному, что жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 по подсчету и погашению неиспользованных бюллетеней не поступало, что никто не препятствовал визуальному наблюдению присутствующих лиц на избирательном участке.
Довод административного истца о том, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, которые подтвердили в судебном заседании, что выборы прошли с соблюдением закона, что бюллетени считали путем перекладывания по одному бюллетеню таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что подсчет осуществлялся поочередно в отношении каждого кандидата, что одновременного подсчета избирательных бюллетеней всеми членами УИК не было, что полученные данные после оглашения поэтапно вносились в протокол и в его увеличенную форму.
Таким образом, судом установлено, что подсчет голосов избирателей производился открыто, гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Присутствующие лица имели возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
При таких обстоятельствах нет оснований сомневаться в правильности этого подсчета.
У суда нет оснований подвергать сомнению показания свидетелей и ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных указанными свидетелями, так как данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других доказательствах, собранных по делу и исследованных судом.
Протокол № 1 УИК избирательного участка № 304 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область -Рассказовский одномандатный избирательный округ» и данные реестра УИК об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей объективно подтверждает пояснения представителей административных ответчиков и показания свидетелей.
У суда нет оснований подвергать сомнению протокол №1 об итогах голосования и данные реестра.
Таким образом, нарушений при подсчете неиспользованных бюллетеней и голосов избирателей, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.
В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичная норма закреплена в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В разъяснениях, данных в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судам разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Исходя из положений пунктов 1.2, 9 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002г. № 1-П, в котором указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В силу ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Таким образом, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3, ст.32 Конституции Российской Федерации, суд не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов, волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Поэтому только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установления итогов голосования, определения результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Суд считает, что основанием для удовлетворения административного иска административного истца Худяков Р.И. будет являться наличие существенных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей на избирательном участке № 304.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая, что произвольное вмешательство суда в выборный процесс только исходя из формальных оснований приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации, суд считает, что УИК избирательного участка № 304 действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не усматривается, нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.
Требования, предъявляемые к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, установленные ст.84 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выполнены.
Обжалуемый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 304 содержит сведения, предусмотренные указанными статьями, подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.
Поэтапное заполнение протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 304 подтверждено совокупностью представленных доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Доводы административного истца о том, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 304 нарушена процедура подсчета неиспользованных бюллетеней, нарушена процедура подсчета голосов избирателей, порядок составления протокола об итогах голосования, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, суд находит необоснованными, как не нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В соответствии ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного и, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ», оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 304, и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Худяков Р.И. в удовлетворении исковых требований к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 304 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Ефимкина О.А.
Мотивированное решение составлено 06 февраля 2017 года.
Председательствующий судья Ефимкина О.А.