Решение по делу № 2-234/2017 от 06.03.2017

Дело № 2-234/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«24» апреля 2017 года гор. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе :

Председательствующего судьи Крафт Г.В.,

при секретаре Собяниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нацибулиной Т. И., Нацибулина В. М. к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о выплате единовременной материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л :

Нацибулина Т.И., Нацибулин В.М. обратились в суд с иском о взыскании единовременной помощи на сумму 20 000 рублей, т.е. по 10000 рублей на каждого.

В обоснование иска указано, что в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод с 07 августа 2013 года по ДД.ММ.ГГГГ на территории Карталинского муниципального района был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате произошедшего подтопления жилой дом, в котором проживают истцы, принадлежащий на праве собственности их дочери, расположенный по адресу- <адрес> попал в зону подтопления, пострадал от ливневых осадков. В силу п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , с целью частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий ЧС, пострадавшим гражданам выплачивается единовременная финансовая помощь по 10 000 руб. каждому в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Истцы обращались в администрацию Карталинского муниципального района в декабре 2013 года с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, было принято решение о включении их в списки пострадавших в результате ЧС на получение единовременной материальной помощи в размере 20 тыс. рублей. До настоящего времени истцам не выплачены вышеуказанные денежные средства, в связи с чем просят взыскать в их пользу финансовую помощь в установленном размере, т.к. нарушаются их права.

В судебном заседании истец Нацибулина Т.И. на удовлетворении иска настаивала, поддержав обоснования, указанные письменно. Дополнительно пояснила. что собственником жилого дома, где истцы зарегистрированы и проживают является их дочь ФИО6. В связи с тем. что дом пострадал от затопления, на ремонт ей были выделены 50 тыс. руб. Фактически пострадал от затопления жилой дом. он еще требует ремонта. Имущество в доме не пострадало, предметы обихода, мебели были старые, поэтому материальную помощь на имущество не просили.

В судебное заседание истец Нацибулин В.М. не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, заявлено возражение по поводу заявленных требований из которого следует, что администрацией были подготовлены обследования частных жилых помещений, поврежденных в результате ЧС, а также списки граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной финансовой помощи в связи с утратой имущества, составленные в соответствие с Методическими рекомендациями, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ . Денежные средства, выделяемые Правительством РФ на оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС поступают на личные счета пострадавших граждан, открытых в кредитных организациях. Собственнику дома – по <адрес>, ФИО6 за счет средств резервного фонда Челябинской области была выплачена материальная помощь на ремонт домовладения в сумме 50 тыс. руб. Считают, что администрация Карталинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности, т.к. истцам было известно о нарушенном праве еще в 2013 году, ЧС имело место с 07.08.по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика УСЗН Карталинского муниципального района Гребенщикова И.П., действующая на основании доверенности заявила, в судебное заседание не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерство социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указал, что в части оказания финансовой помощи пострадавшим во время ЧС муниципального характера Министерство социальных отношений Челябинской области руководствуется Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 и действует в рамках полномочий, определенных распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 года № 202-рп. Согласно данных нормативных правовых актов Челябинская область субъект Российской Федерации и Министерство социальных отношений Челябинской области уполномочены исключительно на предоставление списков граждан, пострадавших в ЧС в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с п.8,9 Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ производится на основании решения правительства РФ, принимаемого на основании документов представленных Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно Приложению 8 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2015 года Федерального закона от 01.12.2014 года № 384-ФЗ « О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрены министерству финансов РФ. Таким образом, министерство социальных отношений Челябинской области не обладает полномочиями по принятию решения о выплате денежных средств, их выделению и перечислению денежных средств гражданам, а также не располагает самими денежными средствами федерального бюджета. Кроме того, Министерством социальных отношений Челябинской области информация, представленная органами местного самоуправления Карталинского городского округа, была обобщена и направлена за подписью Губернатора Челябинской области Дубровского В.А. в правительство РФ 14.11.2014 года. Однако, письмом заместителя Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.02.2015 года № 43-424-7 в выделении дополнительных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для оказания помощи гражданам, Правительству Челябинской области отказано. В соответствие со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета-орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Ведомственной классификацией расходов федерального бюджета средства резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрены Министерству финансов РФ. Министерство социальных отношений Челябинской области, а также Челябинская область в целом не наделены правом распределять средства федерального бюджета. В ведомственной классификации расходов федерального бюджета Министерство социальных отношений Челябинской области не предусмотрено. Министерство социальных отношений Челябинской области было уполномоченным органом исключительно при реализации Распоряжения правительства РФ от 15.08.2013 года № 1431-р, которым Правительству Челябинской области было выделено 529 760 тысяч рублей. Распоряжением Правительства российской Федерации от 13.11.2014 года № 2258-р сумма выделенных бюджетных ассигнований была уменьшена до 346 560 тысяч рублей, т.е. с Челябинской области сняли 183 200 тысяч рублей. Поступившие в УФК Челябинской области из федерального бюджета 346 560 тысяч рублей были в полном объеме выплачены пострадавшим гражданам, на 01.01.2015 года остаток средств федерального бюджета составляет 0 рублей. Таким образом, Минсоцотношений было уполномоченным органом только в связи с реализацией Распоряжения правительства РФ от 15.08.2013 года № 1431-р, и учитывая тот факт, что все денежные средства, утвержденные данным распоряжением были истрачены, иных денежных средств распоряжением не предусмотрено, действие данного нормативного акта прекратилось в связи с его исполнением. По имеющимся данным, истцы не включены в списки граждан, которым причитаются выплаты единовременной материальной помощи в результате прохождения паводковых вод. Предоставление выплат, предусмотренных Порядком, носит заявительный характер, а нахождение в вышеуказанных списках является обязательным условием предоставления таковых выплат.

В судебное заседание представитель ответчика по делу Министерство финансов РФ в лице представителя Управление Федерального казначейства по Челябинской области не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено письменное возражение из которого следует, что не считают себя надлежащим ответчиком по делу. В соответствие с подпунктами «г» и»д» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС, а именно оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50 тыс. руб., за полную утрату имущества 100 тыс. руб. на человека). Согласно п.10 Правил № 110, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ представляют в Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда. В соответствие с п.13 правил № 110, на основании решения Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в 10-дневный срок в установленном порядке осуществляется перечисление бюджету субъекта РФ межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 30% предусмотренного в указанном решении Правительства РФ общего объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г»-«е» 2 указанных выше Правил. Перечисление средств, оставшихся от общего объема указанных бюджетных ассигнований резервного фонда, в бюджет соответствующего субъекта РФ осуществляется в установленном порядке после представления Министерством РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в министерством финансов РФ документов, обосновывающих общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, поступивших из органов исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, Министерство финансов РФ самостоятельно не распоряжается средствами резервного фонда Правительства РФ. Согласно распоряжению Правительства РФ от 15.08.2013 года № 1431-р, Правительству Челябинской области выделены на основании сводных данных о гражданах и списка объектов, указанных в п.2 данного распоряжения, из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования Минфину России этим же распоряжением дано указание перечислить бюджетные ассигнования, указанные в п.3 данного распоряжения, соответствующим бюджетам субъектов РФ, на основании представленных МЧС России в Минфин России сводных данных о гражданах и списка объектов, предусмотренных п.2 данного распоряжения. В соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 года № 202-рп в целях реализации распоряжения правительства РФ от 15.08.2013 года № 1431-р Министерство социальных отношений Челябинской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС. В соответствии с п.21 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера возлагается на орган местного самоуправления. Это же положение содержится и в Уставе Карталинского муниципального района. Таким образом, Министерство финансов РФ в этой

цепочке действий, исполняет возложенные на него функции и осуществляет только лишь действие по перечислению денежных средств, не принимая никаких решений по выделению или не выделению финансовой помощи, эти полномочия возложены на иные государственные органы.

Третье лицо ФИО6 в судебном заседании находила исковые требования обоснованными, подтвердила, что является собственником жилого дома по адресу- <адрес>, где зарегистрированы и проживают ее родители. В 2014 году она на ремонт жилого дома получала 50 тыс. рублей, ее имущества в доме не было, соответственно оно не пострадало.

Представитель третьего лица Министерство финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица- МЧС России не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица ГУ МЧС по Челябинской области не явился, о дате рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

На основании статьи 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствии стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, в редакции постановления от 20 июня 2013 года № 517, действовавшей в августе 2013 года, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью); д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Как следует из материалов дела, в связи с прохождением длительных интенсивных ливневых дождей, сопровождающихся шквалистым ветром произошли затопления местности в девяти населенных пунктах Челябинской области, в том числе в г. Карталы, нарушены условия жизнедеятельности населения. Первоначально распоряжением Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 07 августа 2013 года № 600- р с 19 часов 07 августа 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера

Согласно распоряжению Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 23 августа 2013 года № 626-р в <адрес> была включена зону затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации связанной с прохождением паводковых вод в период с 07 по 15 августа 2013 года.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2013 года № 278 введен с 09 августа 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 1431-р принято решение в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области и Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками (далее - чрезвычайная ситуация), оказать единовременную материальную помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовую помощь гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750.

В соответствие с п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением правительства РФ 13.10.2008 года № 750 « О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правите6льства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» в редакции постановления от 20.06.2013 года № 517, действовавшей в августе 2013 года, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ для ликвидации ЧС, не позднее одного месяца с даты возникновения ЧС могут обращаться в правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС.

Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Правительству Челябинской области следовало представить в МЧС России: а) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; б) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества; в) список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Выделить на основании списков, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования Правительству Челябинской области - до 529760 тысяч рублей, в том числе: до 56760 тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 94600 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до 378400 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2014 года № 2258-р в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 1431-р внесены изменения, на основании которых выделенная Правительству Челябинской области на основании сводных данных о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, уменьшена до 346560 тысяч рублей, в том числе: до 56760 тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 94600 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до 195200 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества. Таким образом, бюджетные ассигнования, выделенные Челябинской области, были уменьшены на 183 200 тысяч.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, распоряжением администрации Карталинского муниципального района Челябинской области № 600-р от 07.08.2013 года « О признании ситуации связанной с ухудшением погодных условий, а также подтоплением ряда частных жилых домов на территории г.Карталы и Карталинского муниципального района чрезвычайной ситуации муниципального характера» введен с 19 часов 00 минут 07 августа 2013 года режим чрезвычайной ситуации муниципального характера(фактор природный).

Постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2013 года № 278 введен с 09 августа 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования.

В судебном заседании было установлено, что на момент ЧС и в настоящее время собственником жилого дома, расположенного по адресу- <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО6. Данное обстоятельство также усматривается из свидетельства о госу4дарственной регистрации права, выданной Управлением Росреестра по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 7)

На момент ЧС- август 2013 года в указанном жилом доме проживали и были зарегистрированы истцы, что усматривается из паспортных данных (л.д. 9-10, 11-12)

С заявлением об оказании единовременной материальной помощи для проведения ремонта жилого помещения, поврежденного в результате ЧС истцы обратились на имя главы администрации Карталинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. (74)

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования частного жилого помещения в результате ЧС, связанной со значительным затоплением местности. Из акта усматривается, что повреждено жилое помещение, заключение комиссии- размер единовременной материальной помощи пострадавшему- 20 тыс. руб. (л.д. 75)

Согласно акта обследования жилого дома, составленного ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент проведения обследования техническое состояние здания жилого дома по <адрес> в целом оценивается как ограниченно-работоспособное, дом подлежит ремонту. (л.д.15-17)

В судебном заседании не оспаривалось сторонами, что на ремонт жилого дома собственник жилого помещения ФИО6 получила 50 000 рублей.

13.03.2014 года ВрИО Губернатора Челябинской области Дубровский Б.А. обращался в адрес Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий с просьбой перераспределения денежных средств в сумме 200 145 тысяч рублей, которые на момент обращения не были израсходованы из общей суммы выделенных средств Челябинской области 529 760 тысяч рублей. Основанием к перераспределению указано то, что увеличился поток граждан, претендующих на включение их в списки на оказание помощи из средств федерального бюджета в связи с частичной утратой имущества и повреждением жилого помещения, на основании судебных решений, в том числе граждан, подтвердившие факт постоянного проживания по месту жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.

Из письма МЧС России от 11.04.2014 года № 43-1591-7, направленного в адрес правительства Челябинской области следует, что МЧС России рассмотрело вышеуказанное обращение ВрИО Губернатора Челябинской области Б.А.Дубровского о перераспределении бюджетных ассигнований, указало, что в рамках указанного распоряжения Правительства РФ выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утрату имущества граждан, получившим это право на основании судебных решений, не предусмотрены. Таким образом, МЧС России внести изменения в распоряжение правительства РФ с целью перераспределения денежных средств

не представляется возможным. Для решения вопроса выплаты пострадавшим гражданам по исполнение судебных решений в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 правительству Челябинской области необходимо обратиться в правительство Российской Федерации по указанному вопросу. МЧС России готово вернуться к рассмотрению данного вопроса после получения соответствующего решения Правительства РФ по выплатам гражданам на основании судебных решений, а также после уточнения правительством Челябинской области необходимых выплат гражданам по их личным заявлениям.

Из поручения Правительства РФ от 03.12.2014 года № РД-П4-8919, поступившего в адрес Правительства Челябинской области из МЧС России 04.02.2015 года № 43-424-7 усматривается, что МЧС России рассмотрело обращение губернатора Челябинской области № РД-П4-8919 от 03.12.2014 года, на основании представленных обосновывающих документов МЧС России подготовило и направило на согласование проект распоряжения Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований в размере 13 280 тысяч рублей из резервного фонда Правительству Челябинской области. В данный проект распоряжения Правительства РФ были включены выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате ЧС на территории Челябинской области и получившим это право на основании судебных решений.

Из обращения Губернатора Челябинской области Б.А.Дубровского к председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву от 09.04.2015 года № 01/2203 следует, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 «О выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» для оказания помощи гражданам в связи с ЧС, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, правительство Челябинской области обращалось с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости В МЧС России были подготовлены и направлены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований Правительству Челябинской области. В соответствии с поручением правительства РФ от 03.012.2014 года № РД-П4-8919, МЧС России совместно с министерством финансов России рассмотрело подготовленные документы. По итогам рассмотрения в феврале и в марте текущего года от МЧС России и Минфина России поступили замечания к оформлению документов, которые устраняются. В связи с чем, имело место просьба о продлении до 01 июня 2015 года срока

исполнения поручения о выделении бюджетных ассигнований Правительству Челябинской области из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.

Из письма Министерства финансов РФ от 26.02.2015 года № 06-07-17/10030, направленного в адрес МЧС России следует, что на основании поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина от 03.12.2014 года № РД-П4-8919, Минфин России рассмотрел проект распоряжения Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований в размере 13 280 тысяч рублей, указав, что данный проект не может быть согласован. Необходимо представить дополнительные обоснования о причинах увеличения количества граждан, включенных в списки пострадавших на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, с указанием даты составления актов обследования утраченного имущества первой необходимости, подтверждающих факт частичной утраты имущества первой необходимости, поскольку с момента начала чрезвычайной ситуации прошло значительное время и распоряжением Правительства РФ от 13.11.2014 года № 2258-р по согласованию с Правительством Челябинской области ранее были уточнены необходимые объемы бюджетных ассигнований для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела распоряжение Правительства РФ о выделении Правительству Челябинской области бюджетных ассигнований в размере 13 280 тысяч рублей издано не было.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 октября 2015 года № 2086-р выделено Правительству Челябинской области в целях исполнения судебных решений из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в летний период 2013 года на территории Челябинской области, бюджетные ассигнования в размере 1210 тыс. рублей, в том числе 210 тыс. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи и 1000 тыс. рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости.

Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований учитывает, что Министерство социальных отношений Челябинской области действует в рамках полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 года № 406 и является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения на территории Челябинской области; координирующим в случаях, установленных законодательством РФ и Челябинской области, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Челябинской области.

Также суд считает необходимым учесть, что в части оказания финансовой помощи пострадавшим во время чрезвычайной ситуации муниципального характера Министерство социальных отношений Челябинской области руководствуется Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 и действует в рамках полномочий, определенных распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 года № 202-рп. Министерство социальных отношений Челябинской области было уполномоченным органом исключительно при реализации распоряжения Правительства РФ от 15.08.2013 года № 1431-р, которым Правительству Челябинской области было выделено 529 760 тыс.рублей с последующим уменьшением этой суммы до 346 555 000 рублей.

Согласно расшифровке из отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по состоянию на 01.01.2015 года остаток средств федерального бюджета составил 0 руб. 00 коп. Все выделенные в 2013-2014 годах денежные средства были израсходованы.

Иные денежные средства распоряжением правительства Российской Федерации от 15.08.2013 года № 1431-р не были предусмотрены, действие данного нормативного акта прекратилось в связи с его исполнением.

Также следует учесть, что в силу ст.8 Бюджетного кодекса РФ Министерство социальных отношений Челябинской области, Челябинская область не могут распоряжаться средствами федерального бюджета.

Кроме того, суд считает необходимым учесть, что Министерство финансов РФ самостоятельно не распоряжается средствами резервного фонда Правительства РФ. Министерство финансов РФ в этой цепочке действий, исполняет возложенные на него функции и осуществляет только лишь действие по перечислению денежных средств, не принимая никаких решений по выделению или не выделению финансовой помощи, эти полномочия возложены на иные государственные органы.

Ответчиком в лице администрации Карталинского муниципального района Челябинской области было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Суд, проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства приходит к следующему.

Истцы обращались с заявлением об оказании единовременной материальной помощи для проведения ремонта жилого помещения в администрацию Карталинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, режим ЧС был введен на территории Карталинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ.

С иском истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из положений ст.ст.195,196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

На основании п.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п.1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня. Когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как было установлено выше, о нарушении своих прав истцам стало известно на следующий день после обращения с заявлением в администрацию Карталинского муниципального района, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования предъявлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.

Таким образом, по предъявленным ко взысканию единовременной материальной помощи в сумме 20 000 рублей истек трехлетний срок исковой давности, что в соответствии с п.2 ст. 199 ГК РФ является основанием к вынесению решения об отказе в удовлетворении требований истцов.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Нацибулиной Т. И., Нацибулина В. М. к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальных отношений Карталинского муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о выплате единовременной материальной помощи в сумме 20 000 рублей, т.е. по 10 000 рублей каждому, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий : Г.В. Крафт

2-234/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Нацибулина Т.И.
Нацибулин В.М.
Ответчики
Министерство социальных отношений Челябинской области
администрация Карталинского муниципального района Челябинской области
Министерство финансов Российской Федерации
Управление социальной защиты населения КМР
Другие
Управление федерального казначейства по Челябинской области
Министерство финансов Челябинской области
Суд
Карталинский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
kart.chel.sudrf.ru
06.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2017Передача материалов судье
10.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2017Предварительное судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
18.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Судебное заседание
28.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее