Дело №2а-1348/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 12 апреля 2017г. в г. Ухте дело по административному исковому заявлению Гладышевой А.Е. о признании незаконным действий Отдела судебных приставов по г. Ухте УФССП по Республике Коми по предъявлению требований о доступе в квартиру,
у с т а н о в и л:
Гладышева А.Е. обратилась в суд с заявлением, указав в обоснование исковых требований, что на исполнении в ОСП по г. Ухте находится исполнительное производство о взыскании с неё денежных средств. 6 марта 2017г. ей вручено требование судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте о незамедлительном доступе в квартиру по адресу: г. Ухта, ул. Куратова, д. 6, кв. 30. После объяснений заявителя об отсутствии ключей и необходимости присутствия на работе, судебный пристав-исполнитель вручила требование о доступе в квартиру на 19.30 6 марта 2017г. В указанный период заявитель дома отсутствовала и находилась на работе. Предложения о доступе в жилое помещение в пятницу или в другой день после 19.00 были приставом проигнорированы. Заявитель полагает данные действия незаконными, противоречащими ст. ст. 6 и ст. 35 ФЗ «Об исполнительном производстве» и просит признать незаконными действия административного ответчика по предъявлению требований о доступе в квартиру.
Административный истец в судебное заседание не прибыла, извещалась надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель УФССП по РК Судаев К.А. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в ходе исполнительного производства сумма долга должником полностью не была погашена, денежных средств заработной платы недостаточно для производства удержаний, в связи с чем судебным приставом-исполнителем было принято решение о проверке имущественного состояния должника с целью возможного решения вопроса о взыскании за счет имущества, для чего ей были вручены требования о предоставлении доступа в квартиру.
Иные участники процесса в судебное заседание не прибыли, извещались надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении из прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с положениями ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как указано в ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
07.09.2016г. в ОСП по г. Ухте УФССП по РК поступило письменное заявление Гладышева Е.И. о принятии к исполнению исполнительного листа ФС №.... о взыскании с Гладышевой А.Е. в его пользу денежных средств в сумме 200000 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08.09.2016г. возбуждено исполнительное производство в отношении Гладышевой А.Е., предмет исполнения: взыскание денежных средств в размере 200000 руб. в пользу Гладышева Е.И.
О возбуждении в отношении нее исполнительного производства должник Гладышева А.Е. была информирована, что подтверждается в том числе ее многочисленными обращениями в рамках исполнительного производства в ОСП по г. Ухте.
6 марта 2017г. ей вручено требование судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте о незамедлительном доступе в квартиру по адресу: г. Ухта, ул. Куратова, д. 6, кв. 30.
Гладышева А.Е. ознакомлена с указанным требованием, что подтверждается ее подписью, при этом должник указала, что не имеет возможности предоставить доступ в квартиру незамедлительно по причине необходимости нахождения на работе.
После объяснений должника судебный пристав-исполнитель вручила ей требование о доступе в квартиру на 19.30 6 марта 2017г.
Названное требование Гладышева А.Е. получила 06.03.2017г.
Суд не находит требования административного истца о признании требований незаконными подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Право судебного пристава-исполнителя в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве».
Статьей 68 данного Федерального закона определены меры принудительного исполнения, то есть действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Согласно п. 1 ч. 3 указанной статьи одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 80 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Арест на имущество должника применяется, в том числе для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Абзац 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» предусматривает, что судебный пристав-исполнитель имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их.
Учитывая неисполнение должником требований исполнительного документа о взыскании в пользу Гладышева Е.И. денежных средств, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», на законных основаниях предъявил должнику требование о предоставлении доступа в жилое помещение в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа.
Доводы заявителя, приведенные в иске, о несоответствии оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве», отклоняются судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылки в иске об отсутствии у судебного пристава-исполнителя права требовать доступ незамедлительно о незаконности оспариваемых действий по предъявлению требования об обеспечении доступа в жилое помещение не свидетельствуют. В статье 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» перечислены исполнительные действия, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.
Вместе с тем, перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье не является исчерпывающим, судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа.
Вопреки доводам заявителя оспариваемые требования по их содержанию нельзя считать несоразмерным объему требований исполнительного документа либо не связанным с исполнением таких требований, учитывая, что предметом исполнения является взыскание денежных средств, а действующие законоположения в рассматриваемом случае обязывают судебного пристава-исполнителя, в том числе проверить имущественное положение должника.
Доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, воспрепятствовавших должнику в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, заявителем суду не предоставлено.
Положения ст. 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 6 Закона об исполнительном производстве).
С учетом изложенных норм прав и правовых позиций действия судебного пристава в части вручения должнику требований о предоставлении доступа в жилое помещение, не противоречат закону.
Суд также обращает внимание на следующее.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства (п. 10, 11) судебным приставом-исполнителем на должника возложена обязанность предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащего ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному документу, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога, а также возложена обязанность указать виды доходов, на которые согласно ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание.
Сведений же об исполнении должником возложенных на неё пунктами 10 и 11 постановления о возбуждении исполнительного производства обязанности, то есть доказательств того, что должник представила судебному приставу документы, подтверждающие наличие у нее доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному документу, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, материалы дела не содержат.
Поскольку оспариваемые требования соответствует требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве», вынесены в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным истцом не представлены достоверные доказательства, подтверждающие нарушение ее прав и законных интересов оспариваемым решением.
С учетом изложенного, у суда не имеется оснований для признания оспариваемых требований, равно как и действий судебного пристава-исполнителя по вынесению данных требований, незаконными.
Доказательств, позволяющих суду прийти к иному выводу, материалы дела не содержат, в рамках производства по делу такие доказательства административным истцом не представлены.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, основания для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, у суда отсутствуют.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, факта его законности возложена на лица, чьи действия (бездействия), решения выступают предметом судебной проверки.
В то же время, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий (бездействия).
Суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела не представлено объективных доказательств, подтверждающих нарушение конкретных прав заявителя действиями должностного лица службы судебных приставов.
При изложенных обстоятельствах правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░ – 17 ░░░░░░ 2017░.).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░