Дело № Председательствующий – судья ФИО12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №–ФИО21
2 марта 2017 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО9 в составе:
председательствующего – ФИО18,
судей – ФИО22
при секретаре ФИО15
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО3 и ФИО7 к Министерству внутренних дел по Республике ФИО9 и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО9 о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на 2017 год
по апелляционным жалобам ФИО4 и МВД по РИ на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования.
Заслушав доклад судьи ФИО18, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд в связи с тем, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, своевременно проходили переучет и продлевали срок действия статуса вынужденного переселенца, в последний раз срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
ФИО4 сообщил им об исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по согласованию с УВМ МВД по РИ в связи с получением ими денежной компенсации.
Истцы просили суд обязать МВД по РИ восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО4 обязать восстановить их в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на 2017 г.
Решением суда требования истцов удовлетворены.
На данное решение суда ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых они просят его отменить и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на жилищную обустроенность истцов и отсутствие правовых оснований для удовлетворения их требований по причине получения истцами компенсации.
В заседание суда апелляционной инстанции истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя ФИО4 И.Д. и представителя МВД по РИ ФИО16, настаивавших на отмене решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики.
Согласно уведомлению из ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № еу-886/35 им сообщено об исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на 2017 г. по согласованию с УВМ МВД по РИ в связи с получением компенсации.
В соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 и п. 1 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания. Помимо прочего установлено, что к основным направлениям работы миграционной службы с вынужденными переселенцами относится оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
В силу подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016 - 2020 гг. право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п. 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Миннац Ингушетии) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год и утверждает его.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подп. "ж" п. 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
В судебном заседании представители ответчиков подтвердили, что решение об исключении из сводного списка вынужденных переселенцев и списка участников Программы «Жилище» было принято в связи с отказом миграционной службой в продлении срока действия статусов вынужденных переселенцев по согласованию. Включение граждан в сводный список законодателем поставлено в зависимость от наличия статуса вынужденного переселенца.
Между тем апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 12 июля 2016 г. действия УФМС России по РИ, выразившиеся в отказе продлить срок действия статусов вынужденных переселенцем ФИО11 признаны незаконными и срок их действия продлен.
Изменения, которые внесены в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы и влекущие исключение из числа граждан - участников указанной программы вынужденных переселенцев при наличии одновременно оснований, установленных подп. 1-7 п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2016 г. N 629 и вступили в силу с 16 июля 2016 г. согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и публикации текста постановления на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 июля 2016 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 июля 2016 г. N 28 ст. 4751.
Эти изменения не могут быть применены судом к данному спору, поскольку исключение из списков произведено ответчиками до внесения изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы.
Согласно подп. 1-7 п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Таким образом, решения судов первой и апелляционной инстанций приняты до внесения указанных изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Кроме того согласно постановлению от 13.09.2014 г. о прекращении уголовного дела № полученная компенсация была возвращена ФИО17, а полученная компенсация возвращена в доход государства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО3 и ФИО7 к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на 2017 год, оставить без изменения, апелляционные жалобы МВД по РИ и Миннаца Ингушетии – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи