Судья – Мехрякова Л.И.
Дело № 33-2882/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Владыкиной О.В., Стрельцова А.С.,
при секретаре Кургаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 20 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 15 декабря 2016 года, которым постановлено:
«Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Романову С.А., ** года рождения, на территории города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г.Перми обратился с иском в интересах Романова С.А. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м на территории города Перми.
Исковые требования мотивированы тем, что Романов С.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – Р1. решением Кировского районного суда г.Перми от 12.07.2007 в отношении сына лишена родительских прав, отец – П. умер 23.11.2012. 22.10.2015 Романов С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору социального найма специализированного жилого помещения. Романов С.А. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: г.Пермь, ул.****. Заключением от 27.12.2013 г. установлен факт невозможности проживания Романова С.А. в жилом помещении, поскольку жилое помещение признано непригодным для проживания граждан. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, Закона Пермского области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 08.10.2007 г., прокурор просит удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик – Правительство Пермского края, с решением суда не согласно в части предоставления Романову С.А. жилого помещения в пределах территории г.Перми. Со ссылкой на положения ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заявитель жалобы указывает, что закон предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах г.Перми.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п.3 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Романов С.А., ** г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать – Р1. решением Кировского районного суда г.Перми от 12.07.2007 в отношении сына лишена родительских прав, отец – П. умер 23.11.2012.
На основании постановления администрации Кировского района г.Перми № ** от 10.04.2000 над Романовым С.А. установлена опека, опекуном назначена Р2.
Романову С.А. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру общей площадью 58,0 кв.м по ул.**** в г.Перми.
Романов С.А. с 04.03.2002 по настоящее время зарегистрирован по адресу: г.Пермь, ул.****, также в жилом помещении зарегистрированы и проживают: Р2. (бабушка), Р3. (сестра), Р1. (мать).
Заключением межведомственной комиссии № 81 от 27.12.2013 жилое помещение по адресу: **** признано непригодным для проживания.
На основании решения комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 22.10.2015 Романов С.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилищного фонда.
По данным ГУП «ЦТИ Пермского края», Романов С.А. жилых помещений на праве собственности не имеет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Романов С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении таким помещением не обеспечен. Суд также указал, что общая площадь предоставляемого истцу жилого помещения должна составлять не менее 33 кв.м, данное помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места жительства Романова С.А. на территории г.Перми. Обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст.109.1 ЖК РФ, п.п.1,7 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.1 ст.8.1.Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п.1.3, п.1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п.1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п.1.4).
Аналогичная правовая позиция изложена в п.12 Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Местом жительства истца, в силу ст.20 ГК РФ, является г.Пермь. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Романову С.А. жилое помещение в границах территории г.Перми.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: