Дело № 2-478/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кодинск 13 сентября 2017 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Давыдовой М.В.,
с участием помощника Кежемского прокурора Гуселетовой Н.В.,
при секретаре – Кирюхиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛесПром» об обязании выполнить требования природоохранного законодательства, -
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к «ИлимСибЛесПром», просив:
- обязать освободить квартал 62 выделы 12,39 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества, квартал 81 выделы 4,5,7 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества, квартал 62 выдел 36 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области от срубленной и оставленной на лесном участке неликвидной древесины, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать указать в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. сведения о площади лесов, расположенных в водоохраной зоне и отобразить размещение указанной категории лесов в границах лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с вышеуказанными договорами аренды лесных участков на тематических лесных картах в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г., отразив их в проектах освоения лесов в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать изготовить тематические лесные карты, содержащие пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов в границах лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать привести в соответствие с действующими нормативами, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 г. №161 сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках, отраженные в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать отразить в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, а также изготовить тематические лесные карты, отображающие их пространственное размещение в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать отразить в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами, а также изготовить тематические лесные карты, отображающие их пространственное размещение в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства арендаторами лесных участков при ведении хозяйственной деятельности по заготовке древесины на территории Усть-Илимского района Иркутской области выявлено, что ответчик занимается заготовкой древесины, в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительное заключение экспертизы, на предоставленных ему в пользование в соответствии с договорами аренды лесного участка №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. - лесном участке общей площадью 18761 га по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Сосновское участковое лесничество: Жеронская дача, кварталы №№80, 81, 98-101; Карапчанская дача, кварталы №№208-219, 223-225, 235ч, 236ч, 237-241, 247ч -251ч, 263, 265, 271, 272; - лесном участке общей площадью 12957 га по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Сосновское участковое лесничество: Жеронская дача, кварталы №№1-3, Городская дача кварталы №№28-32, 36-38, 59-63, 74-79; Зелиндиско-Катинское участковое лесничество, Зелендинская дача, кварталы №№15, 16, 41, 42, 66, 67, Катинская дача кварталы №№96, 122, 123, 148-150; - лесном участке общей площадью 78111,5 га по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Сосновское участковое лесничество, Жеронская дача, кварталы №№46, 47ч, 48ч, 60-62, 63ч, 79, 82-84, 111, 112, Гододская дача кварталы №№2, 3; Катангская дача кварталы №№ 244-258, 261-277; Поливская дача кварталы №№ 37, 38, 41, 42, 61, 64-66, 89, 90.
В ходе проведения осмотра лесных участков, арендованных ответчиком по договору аренды от 28.11.2008г. № 91-22-14/8, установлено, что в квартале 62 выделы 12, 29 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества с территории лесосеки не вывезено 7 куч неликвидной древесины, которая складирована на протяжении всего лесного участка от точки с координатами №57°47'.58", Е102°54'.54" до точки с координатами №57°47'.53", Е102°54'.56". Высота куч составляет от 2 до 2,5 метров. Площадь 4 куч 42 кв.м., 3 куч 20 кв.м. Кроме того, в пределах лесного участка складировано 12 куб.метров неликвидной древесины в хлыстах. От точки с координатами №57°47'.58", Е102°54'.54" до точки с координатами №57°48'.3", Е102°54'.3" проходит лесная дорога, ведущая к территории данной лесосеки. В квартале 62 выделе 36 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества размещена отработанная лесосека, где проводилась рубка древесины. В границах лесосеки от точки с координатами №57°47'.22", Е102°53'.28" до точки с координатами №57°47'.19", Е102°53'.4" хранятся 27 куч неликвидной заготовленной древесины. 14 куч площадью 72 кв.метров, 13 куч 48 кв.метров, высота куч составляет от 2,5 м. до 3 м. К территории лесосеки ведет лесная дорога от точки с координатами №57°47'.19", Е102°53'.4" до точки с координатами №57°47'.335", Е102°54'.096". На территории лесного участка, арендуемого ответчиком в соответствии с договором аренды № 91-22-13/8, в квартале 81 выделы 4, 5, 7 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества на отработанной лесосеке от точки с координатами №57046'.11", Е102°58'.42" до точки с координатами №57°46'.18", Е101°58'.52" хранится 14 куч неликвидной древесины высотой от 2 до 5 метров. Площадь 6 куч составляет - 96 кв.метров, 8 куч - 64 кв.метров. В нарушение нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере порядка заготовки древесины, срубленная на указанных участках, арендуемых ответчиком в соответствии с договорами аренды от 28.11.2008г. № 91-22-13/8 и от 28.11.2008г. № 91-22-14/8, в ходе заготовки неликвидная древесина, в соответствии со ст. 29 Лесного кодекса РФ до настоящего времени не вывезена из леса - с территории находящегося в пользовании лесного участка.
Также, в проектах освоения лесов (дополнениях к проекту освоения лесов), разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № 91-22-13/8 от 28.11.2008г., № 91-22-15/8 от 28.11.2008г., № 91-22-14/8 от 28.11.2008г. (приложение № 4: Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отсутствуют сведения о наличии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ответчиком лесных участков водных объектов, а именно рек Железная, Мал. Яросама, руч. Ямный и иных ручьев без названия, общей протяженностью 9,3 км, на лесном участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды № 91-22- 13/8 от 28.11.2008г, общей протяженностью 233,6 км, на лесном участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды №91- 22-14/8 от 28.11.2008г., общей протяженностью 63,5 км, на лесном участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды №91- 22-15/8 от 28.11.2008 г. Указанное свидетельствует о нарушении ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ, ст. 104 Лесного кодекса РФ, п.6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематических лесных картах не отображено.
Кроме того, проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ответчиком в соответствии с указанными договорами аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. В нарушение вышеуказанных требований закона, проекты освоения лесов, разработанные в отношении лесных участков, предоставленных ответчику в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № 91-22-13/8 от 28.11.2008г., № 91-22-15/8 от 28.11.2008г.,. № 91-22-14/8 от 28.11.2008г., не содержат перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Проекты освоения лесов не имеют ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов. Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. В проектах освоения лесов ООО «ИлимСибЛесПром» указанные тематические лесные карты отсутствуют.
Кроме того, анализ указанных проектов освоения лесов показал, что приложение №14 проектов освоения лесов (сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудований, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках) арендатора, в нарушение указанных требований закона, не соответствует действующим нормативам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161. На участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-22-15/8 от 28.11.2008г. общей площадью 58547 га с преобладанием хвойных пород, в проекте освоения лесов указано на наличие 1 пожарной мотопомпы (в соответствии с действующими нормативами - 2), 1 трактора с плугом или иным почвообрабатывающим орудием (согласно действующим нормативам - 2), 1 воздуходувки, при требуемом количестве - 2, не отражены сведения о необходимости наличия съемной цистерны, резиновых емкостей для воды объемом 1000 - 1500 л. Аналогичные нарушения, связанные с несоответствием сведений о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках действующим нормативами выявлены и при анализе проектов освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствие с договорами аренды № 91-22-14/8 от 28.11.2008г. и № 91-22-13/8 от 28.11.2008г.
Также, в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных ответчику в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № 91-22-13/8 от 28.11.2008г., № 91-22-15/8 от 28.11.2008г., № 91-22-14/8 от 28.11.2008г., ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения № 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) отсутствует. В проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № 91-22-13/8 от 28.11.2008г., № 91-22-14/8 от 28.11.2008г. ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения № 23,24) и их пространственного размещения (тематическая лесная карта) отсутствуют.
Таким образом, отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной животного мира и водных объектов, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, гак как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты. ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, водных объектов, а также порядок ведения деятельности по заготовке древесины, в частности, ст.ст. 22, 56 ФЗ «О животном мире, ст. 58 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды от 13.09.2016г. № 474. Несанкционированное размещение неликвидной древесины на лесном участке, образовавшейся в результате деятельности по заготовке древесины, которая относится к легковоспламеняющимся материалам особенно в период особого противопожарного периода, неотражение в проекте освоения лесов, являющимся основным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, требуемых нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, может привести к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, так как влечет возгорание и сильную задымленность прилегающей территории. Тем самым нарушены интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан, неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Братский межрайонный природоохранный прокурор в зал суда не явился о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, выдал поручение на представление его интересов в суде прокурору Кежемского района.
В судебном заседании помощник прокурора Кежемского района Гуселетова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Не возражала рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Ответчик ООО «ИлимСибЛесПром», извещенный о времени и месте рассмотрения дела посредством направления судебного извещения по месту регистрации юридического лица, и совпадающему с местом регистрации по данным выписки из ЕГРЮЛ, от получения судебных извещений уклонился, извещения возвращены в суд отделением связи с отметкой об истечении срока хранения. Неполучение судебного извещения суд расценивает как злоупотребление своими процессуальными правами ответчиком, в связи с чем извещение признает надлежащим. Ответчик не просил о рассмотрении дела в его отсутствии, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель третьего лица Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области в зал суда не явился о месте времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, ранее предоставил отзыв на исковое заявление, согласно которому полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в зал суда не явился о месте времени слушания дела извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв на иск.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ дело судом рассмотрено с согласия истца в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав представленные доказательства, суд полагает удовлетворить исковые требования, по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Согласно статье 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 РФ предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса РФ размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и метода исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273).
Согласно статье 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Приказом Минприроды от 13.09.2016г. № 474 установлены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничествах, лесопарках (далее – Правила)
В силу п. 12 Правил при заготовке древесины, в том числе запрещается оставление завалов, включая срубленные и оставленные на лесосеки деревья, и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины, оставленной на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки - реки, ручьи, каналы.
Водоохранными зонами в соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 63 Водного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, расположенные в водоохранных зонах.
В силу ст. 104 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются выборочные рубки лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.
Иные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010г. № 485.
В соответствии с п.6 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 в разделе «Сведения о лесном участке» проекта освоения лесов приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение № 3). При этом категории лесов должны быть отображены на тематической лесной карте.
Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В силу ст. 3 Водного Кодекса РФ к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов перед их использованием, при этом использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, порожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
На основании ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Предупреждением лесных пожаров является противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (п.1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч.5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров - это приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161.
На основании п.9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов лесопользователя должен включать раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», который должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение № 14), тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
В соответствии со ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение распространения вредных организмов (ст. 60.3 Лесного кодекса РФ).
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 60.7 Лесного кодекса РФ).
Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 сентября 2016 г. № 470 (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 16, 17 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов). К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
Согласно ч.1 ст. 60.8 Лесного кодекса РФ ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: проведение обследований очагов вредных организмов; уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов; рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Правила ликвидации очагов вредных организмов утверждены Приказом Минприроды России от 23.06.2016 N 361 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: проведение обследований очагов вредных организмов; уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества); рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Пунктом 9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» предусмотрено, что раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов лесопользователя должен содержать обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно- оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно- оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В соответствии со ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя уход за лесами.
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами останавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время Правила ухода за лесами установлены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 185.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (1) или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Целями рубок ухода за лесом являются: улучшение породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно- гигиенических и других полезных свойств леса; сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины.
Виды рубок ухода и особенности их проведения установлены указанными Правилами.
В соответствии с п.9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов должен содержать ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения № 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства.
27.03.2006 года юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛесПром» (ООО «ИлимСибЛесПром») постановлено на учет в МИФНС №23 по Красноярскому краю с присвоением ему ИНН 3817029027, имеет ОГРН 1063817009630, место нахождение: Красноярский край Кежемский район г. Кодинск, ул. Михайлова, 10, оф. 1, основным видом экономической деятельности является - лесозаготовки.
28.11.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) и ООО «ИлимСибЛесПром» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 91-22-13/8, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору, а арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование на срок с 08.07.2006 года по 08.07.2031 года лесной участок находящийся в собственности Российской Федерации, общей площадью 18761 га по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Сосновское участковое лесничество: Жеронская дача, кварталы №№80, 81, 98-101; Карапчанская дача, кварталы №№208-219, 223-225, 235ч, 236ч, 237-241, 247ч -251ч, 263, 265, 271, 272.
28.11.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) и ООО «ИлимСибЛесПром» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 91-22-14/8, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору, а арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование на срок с 27.12.2006 года по 27.12.2031 года лесной участок находящийся в собственности Российской Федерации, общей площадью 78111,5 га по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Сосновское участковое лесничество, Жеронская дача, кварталы №№46, 47ч, 48ч, 60-62, 63ч, 79, 82-84, 111, 112, Городская дача кварталы №№2, 3; Катангская дача кварталы №№ 244-258, 261-277; Поливская дача кварталы №№ 37, 38, 41, 42, 61, 64-66, 89, 90.
28.11.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) и ООО «ИлимСибЛесПром» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 91-22-15/8, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору, а арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование на срок с 01.11.2006 года по 01.11.2031 года лесной участок находящийся в собственности Российской Федерации, общей площадью 12957 га по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Сосновское участковое лесничество: Жеронская дача, кварталы №№1-3, Городская дача кварталы №№28-32, 36-38, 59-63, 74-79; Зелиндиско-Катинское участковое лесничество, Зелендинская дача, кварталы №№15, 16, 41, 42, 66, 67, Катинская дача кварталы №№96, 122, 123, 148-150.
Из вышеуказанных договоров аренды лесного участка следует, что они передаются арендатору для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству. (п.4).
Из акта осмотра лесных участков, арендованных ООО «ИлимСибЛесПром», составленного 20.02.2017 года помощником Братского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 с участием ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО3 в том числе следует, что на территории Усть-Илимского района Северного лесничества Сосновского участкового лесничества (Жеронская дача) находится территория гослесфонда. При движении по Жеронской даче в ходе осмотра установлено, что в квартале 62 выделы 12, 29 лесосека 1 размещена отработанная лесосека площадью 14 ГА, где производилась рубка древесины. С территории лесосеки не вывезено 7 куч неликвидной древесины, которая складирована на протяжении всего лесного участка от точки с координатами №57°47'.53", Е102°54'.56" до точки с координатами №57°47'.53", Е102°54'.56". Высота куч составляет от 2 до 2,5 метров. Площадь 4 куч 42 кв.м., 3 куч 20 кв.м. Кроме того, в пределах лесного участка складировано 12 куб.метров неликвидной древесины в хлыстах. от точки с координатами №57°47'.58", Е102°54'.54" до точки с координатами №57°48'.3", Е102°54'.3" проходит лесная дорога, ведущая к территории данной лесосеки. В квартале 62 выделе 36 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества размещена отработанная лесосека, где проводилась рубка древесины. В границах лесосеки от точки с координатами №57°47'.22", Е102°53'.28" до точки с координатами №57°47'.19", Е102°53'.4" хранятся 27 куч неликвидной заготовленной древесины. 14 куч площадью 72 кв.метров, 13 куч 48 кв.метров, высота куч составляет от 2,5 м. до 3 м. К территории лесосеки ведет лесная дорога от точки с координатами №57°47'.19", Е102°53'.4" до точки с координатами №57°47'.335", Е102°54'.096". В квартале 81 выделы 4, 5, 7 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества на отработанной лесосеке от точки с координатами №57046'.11, Е102°58'.42" до точки с координатами №57°46'.18", Е101°58'.52" хранится 14 куч неликвидной древесины высотой от 2 до 5 метров. Площадь 6 куч составляет - 96 кв.метров, 8 куч - 64 кв.метров. Осмотр проводился с применением технических средств – фотоаппарата с GPS-датчиком, GPS-навигатора. К акту прилагается фототаблица.
14.03.2017 года помощником Братского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 составлен акт о результатах проверки, в котором отражены выявленные нарушения природоохранного законодательства.
Заготовка древесины на лесных участках по договорам № 91-22-13/8, № 91-22-14/8, № 91-22-15/8 ведется ООО «ИлимСибЛесПром» в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительное заключение экспертизы. (утверждено руководителем агентства лесного хозяйства Иркутской области распоряжением от 14.01.2015 г. № 4-агр, от 31.12.2014 г. № 3664-агр и от 03.07.2014 г. № 1791-агр соответственно)
В указанных проектах освоения лесов (дополнениях к проекту освоения лесов), разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № 91-22-13/8 от 28.11.2008г., № 91-22-15/8 от 28.11.2008г., № 91-22-14/8 от 28.11.2008г. (приложение № 3,4: Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса) отсутствуют сведения о наличии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ответчиком лесных участков водных объектов, а именно рек Железная, Мал. Яросама, руч. Ямный и иных ручьев без названия, общей протяженностью 9,3 км, на лесном участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды № 91-22-13/8 от 28.11.2008 г, общей протяженностью 233,6 км, на лесном участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды №91- 22-14/8 от 28.11.2008 г., общей протяженностью 63,5 км, на лесном участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды №91-22-15/8 от 28.11.2008 г. То есть, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематических лесных картах не отображено.
Кроме того, проекты освоения лесов не содержат: перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов; не имеют ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов). В проектах освоения лесов указанные тематические лесные карты отсутствуют.
Анализ указанных проектов освоения лесов показал, что приложение №14 проектов освоения лесов (сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудований, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках) арендатора, в нарушение указанных требований закона, не соответствует действующим нормативам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161.
На участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-22-15/8 от 28.11.2008 г. общей площадью 58547 га с преобладанием хвойных пород, в проекте освоения лесов указано на наличие 1 пожарной мотопомпы (в соответствии с действующими нормативами - 2), 1 трактора с плугом или иным почвообрабатывающим орудием (согласно действующим нормативам - 2), 1 воздуходувки, при требуемом количестве - 2, не отражены сведения о необходимости наличия съемной цистерны, резиновых емкостей для воды объемом 1000 - 1500 л.
Аналогичные нарушения, связанные с несоответствием сведений о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках действующим нормативами выявлены и при анализе проектов освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствие с договорами аренды № 91-22-14/8 от 28.11.2008 г. и № 91-22-13/8 от 28.11.2008 г.
Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) отсутствует.
В проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № 91-22-13/8 от 28.11.2008г., № 91-22-14/8 от 28.11.2008г. ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения № 23,24) и их пространственного размещения (тематическая лесная карта) отсутствуют.
Действующее законодательство не предусматривает исключительных случаев, при которых арендатору лесного участка позволено исключить из проекта освоения лесов раздел, касающийся мероприятий по охране объектов водного и животного мира, мероприятий по уходу за лесами.
Отсутствие в проектах освоения лесов конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов, сведений о наличии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, ведомостей лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по уходу за лесами, мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов и их пространственного размещения (тематических лесных карт) нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ.
Таким образом, отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной животного мира и водных объектов, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, гак как не проведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты.
Несанкционированное размещение неликвидной древесины на лесном участке, образовавшейся в результате деятельности по заготовке древесины, которая относится к легковоспламеняющимся материалам особенно в период особого противопожарного периода, неотражение в проекте освоения лесов, являющимся основным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, требуемых нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, может привести к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, так как влечет возгорание и сильную задымленность прилегающей территории.
Доказательства устранения ответчиком указанных нарушений, в материалах дела отсутствуют.
Ненадлежащее выполнение ООО «ИлимСибЛесПром» указанной обязанности может привести к ухудшению экологической обстановки на территории арендуемого лесного фонда, негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Жизнь и здоровье - нематериальные блага, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (ст. 150 ГК РФ).
Статья 12 ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как принуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, исковые требования истца об обязании выполнить требования природоохранного законодательства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения недостатков в виде трех /пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает достаточным.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер государственной пошлины за рассмотрение настоящего искового заявления, согласно ст. 333.19 НК РФ составит 300 руб. (по требованиям неимущественного характера).
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 233 – 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛесПром» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛесПром»:
- освободить квартал 62 выделы 12,39 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества, квартал 81 выделы 4,5,7 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества, квартал 62 выдел 36 Жеронской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области от срубленной и оставленной на лесном участке неликвидной древесины, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- указать в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. сведения о площади лесов, расположенных в водоохраной зоне и отобразить размещение указанной категории лесов в границах лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с вышеуказанными договорами аренды лесных участков на тематических лесных картах в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г., отразив их в проектах освоения лесов в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- изготовить тематические лесные карты, содержащие пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов в границах лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- привести в соответствие с действующими нормативами, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 г. №161 сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках, отраженные в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- отразить в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-15/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, а также изготовить тематические лесные карты, отображающие их пространственное размещение в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- отразить в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков №91-22-13/8 от 28.11.2008 г., №91-22-14/8 от 28.11.2008 г. ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами, а также изготовить тематические лесные карты, отображающие их пространственное размещение в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛесПром» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчику право подать в Кежемский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца в течение месяца со дня отказа в отмене заочного решения с подачей жалобы через Кежемский районный суд. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: М.В. Давыдова