Дело № 2-147/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 23 мая 2017 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шумасова А.Р.,
при секретаре Максименко И.А.,
с участием:
прокурора Колоскова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании запрещенной в Российской Федерации информации о способах хищения коммунальных ресурсов, распространенной в сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации о способах хищения коммунальных ресурсов, размещенной в сети «Интернет» по сетевому адресу: (Адрес обезличен), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, мотивируя тем, что на указанном ресурсе размещена статья «(Данные изъяты)», в которой описываются способы изменения работы приборов учета газа с целью искажения сведений о потребленном коммунальном ресурсе, в том числе, способы изменения показаний, в зависимости от модели прибора, что позволяет безвозмездно изымать имущество ресурсоснабжаюшей организации. Поскольку предоставление возможности доступа к информации, побуждающей к хищению коммунальных ресурсов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации и ограничение доступа к данной информации требуется для защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, прокурор и обратился в суд с обозначенными выше требованиями.
Прокурор в судебном заседании настаивал на полном удовлетворении своих требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО – Югре и ЯНАО в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Прокурор на участии представителя заинтересованного лица в судебном заседании не настаивал.
С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, считаю необходимым заявленные требования удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно рапорту помощника прокурора Уватского района Тюменской области в ходе мониторинга Интернет-ресурсов установлено, что на странице сайта (Адрес обезличен) в нарушение уголовного законодательства размещена информация о способах хищения коммунальных ресурсов.
Представлен скрин-шот страницы Интернет-сайта, на которой размещена информация о способах изменения показаний приборов учета газа.
Согласно сведениям Роскомнадзора сайт (Адрес обезличен) в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и находятся в свободном доступе в сети «Интернет», не значится.
В соответствии с п. 1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении установленных федеральными законами требований законодательства (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 80 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту Правила) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Из изложенных норм следует, что коммунальные ресурсы, к каковым относится и газоснабжение, обладают потребительской стоимостью и оплата за них производится на основании показаний приборов учета.
Статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за тайное хищение чужого имущества, статьей 165 Уголовного кодекса Российской Федерации также установлена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
Статьей 7.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
То есть хищение коммунальных ресурсов может содержать признаки составов как преступления, так и административного правонарушения.
Таким образом, размещение в сети «Интернет» в свободном доступе информации о способах хищения коммунальных ресурсов в нарушение жилищного законодательства Российской Федерации, за что законодателем предусмотрена как уголовная так и административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п.п. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – реестр), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения сведений в Реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 3 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Поскольку свободный доступ к сайтам, где размещены сведения о способах хищения коммунальных ресурсов, фактически способствует совершению гражданами правонарушений и преступлений, и тем самым, нарушаются публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, поэтому такая информация, размещенная в сети «Интернет» на сайте (Адрес обезличен), подлежит запрету.
Таким образом требование прокурора Уватского района Тюменской области является законным и обоснованным, в силу чего, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать информацию о способах хищения коммунальных ресурсов, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (Адрес обезличен), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его провозглашения через Уватский районный суд Тюменской области.
Настоящее решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья подпись
Решение в законную силу не вступило.