Решение по делу № 33-213/2017 от 28.02.2017

Судья Казакова О.Н.

Дело № 33-213/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 марта 2017 года                                                                          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Слободчиковой М.Е.,

судей Золотаревой Ю.Г., Тараника В.Ю.,

при секретаре Ефименко Р.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.01.2017, которым постановлено:

Иск Спивака В. Н., общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств - удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» денежные средства в размере 990 000 рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 12 января 2015 года № <...>, выданному Спиваку В. Н., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 28 января 2015 года путем перечисления на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Дальневосточном банке АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА» (АО).

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения представителя истца Спивака В.Н. Кутько Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Спивак В.Н. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ об обязании перечислить денежные средства по сертификату.

Указал, что 12.01.2015 ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (далее ОГБУ «МФЦ») ему выдало сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего на территории ЕАО в 2013 году, на сумму 990 000 рублей, на основании которого 28.01.2015 между ним и ООО «Стройэлитцентр» заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Согласно условиям договора, оплата стоимости жилого помещения производится за счёт средств сертификата, после прохождения государственной регистрации. Договор купли-продажи прошёл государственную регистрацию, однако до настоящего времени денежные средства продавцу жилого помещения не перечислены.

Просил взыскать с ответчика за счёт средств федеральною бюджета денежные средства в размере 990 000 рублей по сертификату от 12.01.2015                       № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 28.01.2015 путём перечисления на лицевой счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос)».

Определением от 21.12.2016 изменён процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Стройэлитцентр» на соистца.

В судебном заседании представитель истца Кутько Н.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала и уточнила, просила перечислить денежные средства по сертификату на счёт продавца жилого помещения ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Дальневосточном банке АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА».

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУ «МФЦ» Галушин В.С., комитета социальной защиты населения правительства ЕАО Александрова Н.В. указали на обоснованность заявленных требований.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ Захаров С.В. в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска Спивака В.Н. отказать.

Истец Спивак В.Н., представитель истца ООО «Стройэлитцентр», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. просила решение отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска.

Указала, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, завершены. Действующая в настоящее время ФЦП «Жилище» на 2015-2020 г.г. финансирование мероприятий по данному направлению не предусматривает. Поскольку право Спивака В.Н. на получение мер поддержки в 2013-2014 г.г. не реализовано, оснований для взыскания денежных средств за счёт средств федерального бюджета у суда не имелось.

Суд при принятии решения не учёл, что 12.12.2015 Правительством РФ принято Постановление № 1354, которым утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации мер государственной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году. В связи с этим в бюджет ЕАО в 2015 году дополнительно направлены бюджетные ассигнования. Однако ОГБУ «МФЦ» при наличии денежных средств в 2015-2016 г.г. Спиваку В.Н. их не перечислило. Министерство финансов РФ свои обязательства выполнило в полном объёме.

В апелляционной инстанции представитель истца Спивака В.Н. Кутько Н.А. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласилась. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Истец Спивак В.Н., представители истца ООО «Стройэлитцентр», ответчика Министерства финансов РФ, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, ОГБУ «МФЦ», комитета социальной защиты населения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

В связи с крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории ЕАО в 2013 году, в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ было поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 1 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» установлено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина, производит расчет выплаты и оформляет сертификат, подтверждающий право на предоставление выплаты.

Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно пункту 4 Правил (Приложение № 11(1) к ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы), действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (пункт 11 Правил).

В связи с чем Министерство строительства и ЖКХ РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со статьей 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Следовательно, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Министерства строительства и ЖКХ РФ, который, в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате вышеназванной чрезвычайной ситуации.

Материалами дела установлено, что за Спиваком В.Н. признано право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного. 12.01.2015 ему выдан сертификат № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилья площадью 33 кв. м на сумму 990 000 рублей.

28.01.2015 между ООО «Стройэлитцентр» и Спиваком В.Н. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, за 990 000 рублей, в соответствии с которым оплата жилого помещения осуществляется за счёт сертификата, выданного Спиваку В.Н., посредством перечисления денежных средств ОГБУ «МФЦ» на расчетный счёт продавца - № <...>, открытый в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос)» в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.

03.02.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО Спиваку В.Н. выдано свидетельство о государственной регистрации права на вышеуказанный объект недвижимости.

06.03.2015 ОГБУ «МФЦ» принято решение о перечислении денежных средств по сертификату в сумме 990 000 рублей на расчетный счёт продавца ООО «Стройэлитцентр», которые до настоящего времени не перечислены.

Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354, установлен порядок предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015.

На обращение Спивака В.Н. по вопросу неперечисления денежных средств продавцу жилого помещения, ОГБУ «МФЦ» 28.11.2016 со ссылкой на указанное Постановление Правительства РФ № 1354 сообщено, что выплата денежных средств не осуществлена в связи с тем, что Спивак В.Н. не был в судебном порядке признан пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для лишения Спивака В.Н. меры государственной поддержки, в связи с чем возложил обязанность по перечислению денежных средств по сертификату продавцу приобретённого им жилого помещения ООО «Стройэлитцентр» на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.

Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.

Довод апелляционной жалобы Министерства финансов РФ о том, что мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, в настоящее время завершены, в связи с чем истцу должно быть отказано в удовлетворении исковых требований, является несостоятельным, поскольку Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, утверждённый постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп, и являющийся обязательным условием предоставления субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством РФ, до настоящего времени сохраняет своё действие.

Кроме того, Спивак В.Н. признан в установленном порядке пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения до 01.01.2017, ОГБУ «МФЦ» 12.01.2015 ему выдан сертификат, удостоверяющий право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья, в связи с чем он не может быть лишён данной меры.

Довод апелляционной жалобы о том, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 в бюджет ЕАО в 2015 году дополнительно поступали межбюджетные трансферты, однако при наличии денежных средств ОГБУ «МФЦ» истцу их не перечислило, несостоятелен, поскольку данные межбюджетные трансферты выделены для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015. Однако Спивак В.Н. признан пострадавшим решением административного органа, а не в судебном порядке, в силу чего его право на меру государственной поддержки не может быть реализовано на основании названного выше Постановления Правительства РФ.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-213/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Спивак В.Н.
ООО "Стройэлитцентр"
Ответчики
Министерства Финансов РФ
Другие
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Кутько Н.А.
Управление архитектуры и градостроительства правительства ЕАО
ОГКУ "МФЦ"
Комитет социальной защиты населения Правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
30.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее