Судья Жесткова Т.В. Дело № 33а-8320
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 августа 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Пилипенко Е.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ об обязательстве включения в план капитального ремонта и производстве капитального ремонта здания казармы инв. №113 военного городка № 41 по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Черниговского районного суда Приморского края от 17 марта 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность включить в план капитального ремонта здание казармы инв. №113, расположенное по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Рудакова А.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с указанным административным иском, указав, что 32 военной прокуратурой гарнизона поведена проверка специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ в военном городке <адрес> на предмет проведения капитального ремонта, в ходе которой установлены факты неисполнения собственником казармы инв. №113 Министерством обороны РФ обязанности по проведению капитального ремонта жилого фонда, что приводит к существенному нарушению прав граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде военнослужащих. Просит обязать Министерство обороны РФ включить в план капитального ремонта и произвести капитальный ремонт здание казармы инв. №113, расположенное по адресу: <адрес>
10 августа 2016 года определением Черниговского районного суда Приморского края производство по делу прекращено в части исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны о возложении обязанности на МО РФ произвести капитальный ремонт здания казармы инв. №113 военного городка №№ в связи с отказом административного истца от требований.
Представитель истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель заинтересованного лица войсковой части 13984 Курнявко И.В. с административными исковыми требованиями военного прокурора согласилась.
Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», представитель третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Министерство обороны РФ, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 32 военной прокуратурой гарнизона поведена проверка специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ в военном городке № <адрес>, в ходе которой установлены факты неисполнения собственником казармы инв. №113 Министерством обороны РФ обязанности по проведению капитального ремонта жилого фонда.
Из акта технического состояния здания (сооружения) от 1 ноября 2015 года, актов общего осеннего и весеннего осмотров объектов имущественного комплекса от 27 сентября 2015 года и 28 апреля 2016 года следует, что для обеспечения эксплуатации здания казармы инв. № 113 военного городка № <адрес> необходимо проведение капитального ремонта.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что зданию казармы требуется капитальный ремонт, и Министерство обороны РФ, осуществляющее функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое законом возложено бремя содержания имущества, обязано включить здание казармы инв. № 113 военного городка <адрес> в план капитального ремонта.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В силу указанных норм, а также положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
12 апреля 2016 года заместителем Министра обороны Российской Федерации утвержден Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016-2017 годы, формирование Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2017 год.
Главой 5 Регламента установлен порядок формирования заявочного плана капитального ремонта.
В силу п. 2 районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с Региональным представителем исполнителя и направляет в адрес Окружного представителя государственного заказчика в срок не более 30 дней с даты проведения весеннего осмотра, определенного приказом командующего войсками военного округа.
Пунктом 3 установлено, что Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства Министерства обороны РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на 2017 год.
Таким образом, для включения в план капитального ремонта объектов недвижимости необходимо направление в установленном порядке соответствующей заявки от заинтересованных лиц, с учетом которой Департамент строительства Министерства Обороны РФ принимает решение о включении объектов в Титул капитального ремонта на соответствующий год.
Из изложенного следует, что вопрос о признании объектов материально-технической базы воинских частей нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о получении Департаментом строительства МО РФ направленной в установленном порядке заявки от заинтересованных лиц о включении здания казармы инв. № 113 военного городка <адрес> в план капитального ремонта на соответствующий год и принятии Министерством обороны РФ какого - либо решения по включению указанного объекта в Титул капитального ремонта на соответствующий год.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вопрос о признании спорного объекта нуждающимся в проведении капитального ремонта в установленном порядке не рассмотрен и решение по нему Министерством обороны РФ не принято, то есть не завершена процедура принятия решения по включению объекта недвижимости в план капитального ремонта, доказательств, свидетельствующих о наличии угрозы жизни и здоровья граждан при содержании казармы не представлено, правовых оснований для признания незаконным бездействия государственного органа и возложения на Министерство обороны РФ обязанности по включению в план капитального ремонта здания казармы инв.№113, не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о возложении обязанности включить в план капитального ремонта здание казармы инв. №113 военного городка № №.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 17 марта 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона, поданного в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о возложении обязанности включить в план капитального ремонта здание казармы инв. №113 военного городка № №.
Председательствующий
Судьи