Дело № 2-896/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2014 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,
при секретаре Матюгина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соболева Р.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел России по г.Стерлитамак о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Соболев Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел по РБ, в котором просит взыскать в его пользу моральный вред в размере <данные изъяты> руб. В обоснование своих требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС при УВД г.Стерлитамака, расположенного по <адрес>, где нарушались его права, поскольку был помещен в нечеловеческие условия содержания, а именно: ИВС, находящееся в аварийном состоянии, расположено в подвальном помещении несоответствующем техническим требованиям, отсутствует вентиляция, спальные места представляли собой металлические стеллажи, постельное белье не соответствовало санитарно-гигиеническим нормам, в камере отсутствовали окна, камера освещалась плохо, был круглосуточно полумрак, для поддержания личной гигиены отсутствовали умывальник, раковина, вода хранилась в грязной бочке, санитарный узел находился в антисанитарном состоянии, камеры не обрабатывались, предметы личной гигиены не выдавались, не предоставлялась ежедневная прогулка, пищу приносили 1 раз в сутки, кипяток не выдавался, лекарственные препараты отсутствовали, медицинская помощь не оказывалась, ограничено было право на подачу жалоб. Считает, что его содержали в условиях, грубо нарушающих его права и законные интересы, подвергли унижающему достоинство человека обращению.
Определением суда в качестве соответчиков были привлечены Министерство внутренних дел России, Управление Министерства внутренних дел России по г.Стерлитамак.
В судебном заседании Соболев Р.А. не участвовал. Учитывая, что гражданским законодательством и уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена возможность этапирования лиц из мест лишения свободы по гражданским делам, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в связи с надлежащим извещением.
Представитель ответчика МВД России и МВД по РБ по доверенности Галичева О.Б. с исковыми требованиями не согласилась, суду показала, что ИВС финансируется за счет средств федерального бюджета. ИВС не является юридическим лицом, а является структурным подразделением полиции, построено в ДД.ММ.ГГГГ, размещается в подвальном помещении двухэтажного здания. Просит отказать в иске.
Представитель Управления МВД России по г.Стерлитамаку по доверенности Бершак Е.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. Суду пояснила, что со стороны Соболева Р.А. жалоб не поступало и в медицинской помощи он не нуждался, им не представлены доказательства причинения ему какого-либо вреда. Также ею представлен отзыв на исковое заявление.
Представитель Министерства финансов РФ по доверенности Кутлумухаметова Р.Н. в судебном заседании иск не признала, суду показала, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, а надлежащим ответчиком является МВД России, основания для взыскания морального вреда отсутствуют, истцом каких-либо доказательств в подтверждение претерпевания им нравственных страданий не представлено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, которая подписана и ратифицирована Российской Федерацией, требует от государств обеспечивать содержание заключенного в условиях, соответствующих уважению его человеческого достоинства, а также чтобы способ и метод исполнения данной меры не причиняли ему душевных страданий и лишений, интенсивность которых превышала бы неизбежный уровень страдания, присущий любому заключению, а также чтобы, учитывая практические требования лишения свободы, надлежащим образом охранялось здоровье заключенного.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Части 1 и 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации предусматривают, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Судом установлено, что Соболев Р.А. содержался в ИВС Управления МВД России по г.Стерлитамак с ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в книге учета лиц, содержащихся в ИВС с инв. №
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 4 данного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В своем исковом заявлении Соболев Р.А. указывает на отсутствие надлежащей вентиляции. Учитывая, что ИВС Управления МВД России по г.Стерлитамак расположено в подвальном помещении, суд считает указанное нарушение правил содержания в ИВС установленным, данное обстоятельство является нарушением прав Соболева Р.А. Факт наличия системы вентиляции в ИВС сам по себе не может являться доказательством вентиляции воздуха в камерах.
В связи с расположения ИВС в подвальном помещении здания Управления МВД России по г.Стерлитамаку в камерах также отсутствовало естественное освещение. Представителем ответчика указано, что во всех помещениях ИВС устанавливается электроосвещение с использованием электроламп. Суд считает, что наличие ламп освещения само по себе не доказывает соблюдение норм освещенности в камерах.
На основании ст.23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Из представленных представителем ответчика копий приходных ордеров, счетов, договоров на поставку с ООО «<данные изъяты>» свидетельствуют о принятии на баланс Управления МВД России по г.Стерлитамак (ранее УВД г.Стерлитамака РБ) товаров личной гигиены, бытовой химии. Также представлены копии договоров с ООО «<данные изъяты>», акты об оказании услуг, свидетельствующие о дезинфекции, дезинсекции помещений ИВС и обработке постельных принадлежностей. Кроме того, ответчиком представлена копия договора, заключенного с ФГУЗ <данные изъяты>» о проведении влажной обработки камер 2 раза в год и камерной обработки постельных принадлежностей. Из копий накладных, счет-фактуры усматривается информация о наличии постельных принадлежностей в ИВС и содержании его в надлежащем виде..
Статья 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентирует права подозреваемых и обвиняемых, гарантированные им во время нахождения в изоляторах временного содержания. В частности, пункты 9, 11 данной статьи устанавливают право подозреваемых и обвиняемых на получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, проведение ежедневных прогулок продолжительностью не менее одного часа.
Из представленных суду представителем ответчика документов следует, что Соболев Р.А. обеспечивался горячим питанием по нормам, установленным законодательством, что также подтверждаются копиями договоров с ЗАО «<данные изъяты>», ведомостей о выдаче продуктов питания содержащимся в ИВС лицам, накладных на отпуск товара.
В ИВС имеется прогулочный двор, куда подозреваемые и обвиняемые выводятся на прогулку в дневное время с соблюдением правил изоляции, что подтверждается журналом учета ежедневных прогулок.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Аналогичные нормы содержат Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация ИВС обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобожденных из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
В ИВС Управления МВД России по г.Стерлитамаку лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа соответствует данным требованиям. Осмотр лиц, содержащихся в ИВС, проводится дежурным нарядом ИВС, записи осмотра и опроса заносятся справкой в личные дела доставленных лиц в журнале. В экстренных случаях проводится вызов бригады скорой медицинской помощи, результаты медицинского освидетельствования и медицинских мероприятий фиксируются в журнале. Согласно данному журналу каких-либо жалоб со стороны Соболева Р.А. не поступало.
Статья 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает норму санитарной площади в камере на одного человека в размере четырёх квадратных метров.
Судом установлено, что в камерах ИВС установлены биотуалеты («Ракушка»), соответствующие ГОСТу, что подтверждается сертификатом. Установленный биотуалет от камеры отделяет перегородка. Также предоставляется возможность лицам, содержащимся в ИВС, пользоваться стационарным туалетом и умывальником в помещении ИВС. Но данные условия содержания не отвечают требованиям пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого в камере должен быть кран с водопроводной водой и санитарный узел, обеспечивающий условия приватности. Умывальник не имеет поступления водопроводной воды, ограничивая содержащихся в ИВС лиц в доступе к питьевой воде в достаточном количестве.
Таким образом, условия содержания Соболева Р.А. в ИВС не в полной мере соответствовали требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", что повлекло нарушение прав истца, содержание которого в условиях, не в полной мере соответствующим установленным нормам, само по себе причиняло страдания и переживания истцу в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием необходимых условий содержания в ИВС Управления МВД России по г.Стерлитамак истцу причинен моральный вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, вред, нанесенный Соболеву Р.А. подлежит взысканию с казны РФ, от имени которой согласно ст. 1071 ГК РФ выступает Министерство финансов РФ.
Согласно требованиям ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Принимая решение о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из отсутствия тяжких физических недугов у истца, связанных с периодическим пребыванием в ИВС и считает возможным удовлетворить требования истца в полном объеме и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 1069, 1071, 1101 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соболева Р.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел России по г.Стерлитамак о компенсации морального вреда - удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Соболева Р.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: подпись Зиннатуллина Г.Р.
Копия верна: судья: Зиннатуллина Г.Р.
секретарь: Матюгина А.С.