Гр. дело № 2-2911/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
28 апреля 2015 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Емельяненко Е. А.,
при секретаре Сергеевой А. Н.,
с участием прокурора-истца Алексеева Д. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "СТИЛЬ" об обязании устранить нарушения закона в области обращения с отходами производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее также – прокурор-истец), действуя на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском, требуя:
- обязать общество с ограниченной ответственностью (далее также – ООО) "СТИЛЬ, в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате деятельности ООО "СТИЛЬ";
- направить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2013 год в Департамент Росприроднадзора по СЗФО.
В обоснование этих требований прокурор-истец указал, что прокурорская проверка соблюдения ООО "СТИЛЬ" (далее также – ответчик, организация) природоохранного законодательства выявила соответствующие исковым требования нарушения в деятельности организации: в производственном помещении, расположенном по адресу: Х, образуются отходы: бой стекла, фрагменты полиэтилена, обрезки древесины и т. п. Притом, инвентаризация отходов не проведена, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2013 год не составлена и в Департамент Росприроднадзора по СЗФО не направлена.
Прокурор-истец в заседании суда по разбирательству настоящего дела поддержал исковые требования по изложенным основаниям.
Ответчик, а равно привлеченный по инициативе суда, в порядке части 1 статьи 43 ГПК РФ, к участию в разбирательстве настоящего дела Департамент Росприроднадзора по СЗФО, будучи извещенными о времени и месте вышеуказанного судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, доказательства и отзыв на рассматриваемое заявление не представили.
Заслушав прокурора-истца, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с разъяснениями пункта 31 вышеуказанного Постановления субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования является, в том числе, прокурор (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Таким образом, право на настоящий иск основано на требованиях статьи 45 ГПК РФ, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Доводы и возражения участвующих в деле лиц принимаются судом только после тщательной проверки на достоверность (обстоятельств их обосновывающих), по правилам главы 6 ГПК РФ (часть 2 статьи 195 ГПК РФ, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении"), притом, в силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждый из участников судебного разбирательства обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что ООО "СТИЛЬ" является коммерческой организацией, целью хозяйственной деятельности которой является извлечении прибыли, оптимального в текущих экономических условиях размера (л.д. 7 - 11).
Прокурорской поверкой соблюдения природоохранного законодательства выявлены нарушения, о чем свидетельствует акт проверки с фототаблицей (л.д. 5, 6): в производственном помещении, расположенном по адресу: Х, образуются отходы: бой стекла, фрагменты полиэтилена, обрезки древесины и т. п.
Из письма Департамента Росприроднадзора по СЗФО следует, что ответчиком в это Департамент не была подана отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год (л.д. 12).
Таким образом, прокурором-истцом в дело представлены достаточные доказательства, подтверждающие фактическое основание иска, - нарушения природоохранного законодательства.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 2 Закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 8 Закона Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39 Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 N 22050) учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2010 N 16938) субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год.
Таким образом, рассматриваемые исковые требования подтверждены доказательствами и основаны на законе, а выявленные нарушения природоохранного законодательства, имея устранимый характер, свои наличием создают реальную угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Ответчиком не представлены доказательства обратного, а равно доказательства выполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 1 - 3, 43, 45, 68, 192 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
обязать общество с ограниченной ответственностью "СТИЛЬ" в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате деятельности общества с ограниченной ответственностью "СТИЛЬ";
- направить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2013 год в Департамент Росприроднадзора по СЗФО.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТИЛЬ" в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: