Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-321/2017 (2а-6188/2016;) ~ М-7665/2016 от 20.12.2016

Дело а-321/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2017 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре А.Х.Суслиной,

с участием представителя административного истца – адвоката Ю.В.Родионова ( ордер № 1 от 09.01.2017 года),

с участием представителя заинтересованного лица Е.А. Тюриной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куприянова ФИО7 к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче согласования,

У С Т А Н О В И Л :

Куприянов Н.В. обратился в суд с указанным административным иском к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче согласования, указав, что 13 сентября 2012 года Куприяновым Н.В. по договору купли-продажи недвижимого имущества №    12/09/0687 приобретен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для комплексного освоения в целях индивидуального жильного строительства, площадь участка 800 кв.м., о чем в едином государственном реестре прав и сделок с ним 07.11.2012 сделана запись о государственной регистрации № 73-73-07/084/2012-486.

В целях использования вышеуказанного земельного участка по назначению -освоение территории путем строительства индивидуального жилого дома 13 июня 2016 года Куприянов Н.В. обратился в Департамент архитектуры градостроительства Ульяновской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.

27 июня 2016 года Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдал градостроительный план земельного участка RU73521309-92, разделом 2.2.4 «Иные показатели» градостроительного плана: установлено, что согласно проекту зоны санитарной охраны действующего водозабора УМУП «Ульяновский водоканал» Архангельского грунтового водозабора, утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйств природных ресурсов Ульяновской области от 24.12.2015 № 100, участок расположен в границах 3-го пояса зоны санитарной охраны Архангельского грунтового водозабора.

Согласно п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» новое строительство на территории III пояса зоны санитарной охраны грунтового водозабора производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

В этой связи 14 сентября 2016 года истец обратился в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области с целью согласования строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке для последующего обращения в департамент архитектуры градостроительства Ульяновской области с целью получения разрешения строительство.

Управлением Роспотребнадзора Ульяновской области 26 сентября 2016 года. Куприянову Н.В направлено письмо № 15439, которым ему отказано в согласовании строительства индивидуального жилого дом, поскольку согласование не входит полномочия Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Полагает, данный отказ является незаконным.

В соответствии с п 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственного питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положением от 09.07.2012 № 703 «Об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области» полномочия по государственному контролю за выполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, возложен на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области.

Таким образом, контроль за выполнением СанПиН возложен Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, в том числе и дача согласований на строительство.

Отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в согласовании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером лишает Куприянова Н.В. права, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Также Куприянов Н.В. лишается права предусмотренного ст. 40 Земельного кодекса РФ, а именно возводить жилое здание, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В этой связи 14 сентября 2016 года истец обратился в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области с целью согласования строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке для последующего обращения в департамент архитектуры градостроительства Ульяновской области с целью получения разрешения строительство.

Управлением Роспотребнадзора Ульяновской области 26 сентября 2016 года. Куприянову Н.В направлено письмо № 15439, которым ему отказано в согласовании строительства индивидуального жилого дом, поскольку согласование не входит полномочия Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Полагает, данный отказ является незаконным.

В соответствии с п 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственного питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положением от 09.07.2012 № 703 «Об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области» полномочия по государственному контролю за выполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, возложен на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области.

Таким образом контроль за выполнением СанПиНов возложен Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, в том числе и дача согласований на строительство.

Отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в согласовании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером лишает Куприянова Н.В. права, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Также Куприянов Н.В. лишается права предусмотренного ст. 40 Земельного кодекса РФ, а именно возводить жилое здание, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

Просил суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в выдаче согласования строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: Ульяновская область, <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала . В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов Куприянова Н.В. обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области произвести согласование строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала

В судебном заседании административный истец не присутствовал, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен.

Представитель административного истца полностью поддержал доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственнопитьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со статьей 27 ВК РФ и статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанному федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление, в пределах установленных законодательством полномочий, собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов хозяйственно-бытового водоснабжения, предусмотренные в рамках предъявляемых санитарно-эпидемиологических требований к режиму ЗСО, формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам. Указанное прямо противоречит статье 18 Федерального закона    № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Деятельность по защите источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должна обеспечиваться в условиях взаимодействия органов исполнительной власти с территориальными органами Роспотребнадзора. Вместе с тем, указанное/ взаимодействие может осуществляться только в пределах установленных полномочий.

К полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов отнесены оценка пригодности поверхностных и подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов ЗСО с последующим оформлением санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта и проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам.

В связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона«О техническом регулировании», Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Федеральный закон № 52-ФЗ    «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» были внесены изменения, в соответствии с которыми отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. В связи с введением в действие Федерального закона от 18.12.2006    № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение проектов строительства объектов капитального строительства    с 01.01.2007 к полномочиям Роспотребнадзора также не относится.

Вместе с тем, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, заключаются в исполнении полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в целях предупреждения, обнаружения и пресечения нарушения санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Роспотребнадзора определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты ЗСО водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», действующими в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации,    предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте ЗСО в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственнобытовых и лечебных целей.

Границы утвержденных ЗСО, указанные в проекте ЗСО водоисточников, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 ГК РФ в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта ЗСО источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в ЗСО, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.

Перечисленные полномочия по установлению границ и режима ЗСО водоисточников, нанесению этих границ на градостроительную документацию и регулированию оборота земель, находящихся в пределах первого и второго поясов ЗСО, предоставлены органам исполнительной власти.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ    «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных    ГК РФ, иными федеральными законами) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Невыполнение необходимого комплекса мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в водозаборах подземного типа и мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения и для водопроводов и источников питьевого и благополучии человека», в то время как сущность регламентируемых мероприятий разъясняется в подзаконных актах, основным из которых является приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

Таким образом, требования СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», действующих в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, в том числе ГК РФ, не применимы к должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в целях истребования согласования строительства на территории ЗСО подземных источников водоснабжения. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области в судебном заседании административные исковые требования поддержала, суду пояснила, что Границы поясов Архангельского грунтового водозабора установлены приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области № 100 от 24.12.2015 «Об утверждении проекта зоны санитарной охраны действующего водозабора УМУП «Ульяновскводоканал» Архангельского грунтового водозабора».

Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН) территория в границах II и III поясов зоны санитарной охраны грунтовых водозаборов имеет ограничения в строительстве.

В соответствии с пунктом 3.2.2.2 СанПиН новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

Соблюдение данных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3. СанПиН).

В целях исполнения требований федерального законодательства Российской Федерации, при подготовке градостроительных планов земельных участков и выдачи разрешений на строительство, расположенных в границах 2 и 3 поясов ЗСО Архангельского грунтового водозабора Департаментом указывается заявителям на необходимость согласования строительства с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Таким образом, при данных обстоятельствах наличие вышеуказанного согласования является обязательным при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство и его отсутствие является основанием для отказа в выдаче разрешений на строительство.

Однако, при обращении граждан в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление) по вопросу согласования строительства, Управлением письменно даются разъяснения, что в связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011г № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (далее-Закон), в соответствии с которыми отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. В настоящее время сложившаяся ситуация препятствует выдаче Департаментом разрешений на реконструкцию существующих зданий, новому строительству, затрудняет развитие градостроительной политики на территории    Ульяновской области    и    создает дополнительные административные барьеры при получении государственных услуг гражданами и юридическими лицами, а тем самым не позволяя Департаменту исполнять осуществлять свои полномочия. Считает, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области не рассматривая по существу обращения юридических и физических лиц о согласовании нового строительства на территории в границах II и III поясов зоны санитарной охраны грунтовых водозаборов проявляет бездействие, тем самым нарушает нормы действующего законодательства поскольку, внесёнными изменениями упразднена норма, отнесённая к полномочиям по выдаче Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека заключений, а не согласования нового строительства, что говорит о подмене понятий.

Тогда как норма, установленная СанПиН на федеральном уровне остаётся неизменной, а соответственно требования о согласовании обязательным.

Помимо этого, в соответствии с п.1.16 СанПиН государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации путём разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

Таким образом, Роспотребнадзор пунктом 1.16 СанПин определен как уполномоченное лицо на выдачу согласований установленных в п. 3.2.2.2 СанПиН.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Действия данных норм распространяется на всю территорию Российской Федерации и является обязательным для выполнения. Соответственно требование о необходимости согласования нового строительства в границах II и III поясов зоны санитарной охраны грунтовых водозаборов является обязательным для исполнения и неисполнение данной нормы влечёт нарушение законодательства.

Федеральным законом от 18.07.2011    № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения в Закон и исключена часть 3 статьи 12 в соответствии, с которой предоставление земельного участка для строительства допускалось при наличии заключений.

В данном случае речь шла о формировании земельных участков для предоставления гражданам и юридическим лицам, на каком либо виде права (аренда, бессрочное пользование....) и обязательности при таком предоставлении заключения о соответствии санитарным правилам.

У Роспотребнадзора исключили полномочия по выдаче заключений о соответствии предполагаемого использования планируемых к предоставлению земельных участков санитарным правилам. Согласование нового строительство и выдача заключения в целях предоставления земельного участка являются разными процедурами.

Согласование подразумевает под собой конкретный случай строительства, реконструкции на земельном участке (находящегося уже на одном из видов права у юридического или физического лица, в том числе и собственность) на -территории зоны санитарной охраны грунтового водозабора и выполнение условия, при котором лицо может возвести объект капитального строительства.

В соответствии с определением установленным Законом заключение - это документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

В соответствии с экономическим словарём согласование - достижение предварительной договорённости, общего согласия между группой заинтересованных и ответственных лиц по поводу выпуска документа определённого содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки, проведения совместных действий. Соответственно согласование является процедурой при которой достигается соглашение дающее возможность в нашем случае, возвести объект капитального строительства без санитарно-эпидемиологической угрозы для окружающей среды и нанесения какого-либо вреда.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса, то что не урегулировано законом регулируется аналогичной нормой права или нормами делового оборота.

При этом требования СанПин о проведении согласовании остаются равными для всех и исполнение санитарно-эпидемиологического законодательства обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона соблюдение санитарных правил при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно части 2 статьи 12 Закона при проектировании, строительстве, реконструкции в том числе жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства должны соблюдаться санитарные правила.

Частью 4 статьи 12 Закона установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно- эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

В соответствии со статьёй 44 Закона Роспотребнадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор который включает в себя, в том числе: -применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; -систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

По смыслу части 2 статьи 44 Закона действующей с 2006 года и по настоящее время, Роспотребнадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор при строительстве, за исключением случаев если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Таким образом, полномочия по санитарно-эпидемиологическому надзору при строительстве напрямую отнесены к Роспотребнадзору и распространяются на объекты капитального строительства не являющимися поднадзорными, в том числе на индивидуальное жилищное строительство.

Помимо этого в соответствии с частью 1 статьи 50 Закона должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей, имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок.

В соответствии со статьёй 52 Закона должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-. эпидемиологический надзор, обязаны:

-осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

-соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их проверок и мероприятий по контролю.

Учитывая совокупность данных норм, считает, что у Роспотребнадзора имеются все основания по исполнению п.3.2.2.2 СанПиН.

Не рассматривая по существу обращения юридических и физических лиц о согласовании нового строительства на территории в границах II и III поясов зоны санитарной охраны грунтовых водозаборов, Роспотребнадзор вопреки установленным нормам проявляет бездействие, тем самым препятствуя осуществлению Департаментом градостроительной деятельности и нарушая законные интересы физических и юридических лиц.

Просила административные исковые требования удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для комплексного освоения в целях индивидуального жильного строительства, площадь участка 800 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

27 июня 2016 года Департаментом архитектуры и градостроительства Ульяновской области истцу выдан градостроительный план земельного участка RU73521309-92, разделом 2.2.4 «Иные показатели» градостроительного плана: установлено, что согласно проекту зоны санитарной охраны действующего водозабора УМУП «Ульяновский водоканал» Архангельского грунтового водозабора, утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйств природных ресурсов Ульяновской области от 24.12.2015 № 100, участок расположен в границах 3-го пояса зоны санитарной охраны Архангельского грунтового водозабора.

01.11.2016 года Куприянов ФИО8 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, Мирновскор сельское поселение, южная часть кадастрового квартала 73:21:030701.

Однако, Департаментом архитектуры и градостроительства Ульяновской области ему было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия согласования нового строительства с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора, необходимость которого предусмотрена градостроительным планом земельного участка №RU73521309-92 от 27.06.2016.

С целью согласования строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке 14 сентября 2016 года истец обратился в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Управлением Роспотребнадзора Ульяновской области 26 сентября 2016 года. Куприянову Н.В был дан отказ в согласования строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по причине отсутствия у Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области полномочий на выдачу такого рода согласований.

Согласно от. 56 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

По смыслу статей 44, 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка - это публичный документ, в котором отображается информация об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, о действующем градостроительном регламенте и иная информация о характеристиках участка, необходимая для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), для подготовки проектной документации.

При этом градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в нем в полном объеме фиксируются необходимые градостроительные требования и ограничения по использованию конкретного участка и возведенного на нем либо планируемого к строительству объекта капитального строительства.

Таким образом, соблюдение требований, указанных в Градостроительным плане, является необходимым условием для выдачи разрешения на строительство.

Как следует из п. 2.2.4 представленного суду Градостроительного плана земельного участка № RU73521309-925 от 27.06.2016, согласно проекту зоны санитарной охраны действующего Архангельского грунтового водозабора УМУП «Ульяновскводоканал», утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24.12.2015 г. № 100, участок расположен в границах 3-го пояса зоны санитарной охраны Архангельского грунтового водозабора.

Указанный градостроительный план административным истцом не оспаривался.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Водного Кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (части 4, 5 статьи 18).

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1, 3, 4 статьи).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).

Указанный подзаконный акт не оспорен и не отменен.

Согласно п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» новое строительство на территории III пояса зоны санитарной охраны грунтового водозабора производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Пункт 3 указанной статьи, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам утратил силу 21 октября 2011 г. в соответствии с Федеральным законом РФ от 19.07.2011 г. N 248-ФЗ.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (ред. от 02.09.2015) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск".

Водоохранные зоны выделяются в целях: - предупреждения и предотвращения микробного и химического загрязнения поверхностных вод; - предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов; - сохранения среды обитания объектов водного, животного и растительного мира.

Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и других объектов на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов города должны производиться в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Из Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (утв. Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 703) (ред. от 05.08.2015) следует, что управление осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу; осуществляет систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;

Суд отмечает, что деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области фактически направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ульяновской области, безопасности состояния среды обитания, стабилизации и снижения уровня инфекционной и массовой неинфекционной заболеваемости, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

За использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 8.42 КоАП РФ, составление которых так же отнесено к полномочиям Роспотребнадзора, что так же указывает на обязанность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области осуществления контроля за соблюдением санитарных правил и иных норм при использовании зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В данном случае не ставится вопрос о выдаче заключения, поскольку п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено именно согласование строительства.

Согласно п. 1.16 указанного СанПиН государственный санитарно - эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

Таким образом, полномочиями по согласованию строительство в соответствии с п. п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 наделен именно Роспотребнадзор, в данном случае Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Однако, вопрос о возможности строительства жилого дома в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственного питьевого назначения Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не рассматривался вообще.

Вместе с тем, строительство жилого дома может привести к использованию зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением предусмотренных ограничений, что требует проверки, в связи с чем и был разработан и утвержден СанПиН 2.1.4.1110-02.

При этом суд учитывает, что согласно Постановлению администрации г. Ульяновска от 11.09.2015 N 4755 "О внесении изменений в постановление мэрии города Ульяновска от 26.06.2009 N 5046" От грунтового водозабора, расположенного в с. Архангельское, осуществляется снабжение хозяйственно-питьевой водой промышленной зоны "Заволжье".

Таким образом, отсутствие согласования с Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области строительства индивидуального жилого дома фактически приведет к бесконтрольному использованию земельного участка, что может повлечь нарушение третьих лиц.

Сам, Куприянов Н.В., как собственник земельного участка, находящегося в границах II и III поясов зоны санитарной охраны грунтовых водозаборов, без рассмотрения административным ответчиком вопроса о согласовании строительства фактически не может получить разрешение на строительство, что ограничивает его права.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области должна быть возложена обязанность рассмотреть вопрос по обращению Куприянова Николая Викторовича о согласовании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> южная часть кадастрового квартала 73:21:03070 по существу.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области рассмотреть вопрос по обращению Куприянова ФИО9 о согласовании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район южная часть кадастрового квартала по существу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева

2а-321/2017 (2а-6188/2016;) ~ М-7665/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куприянов Н.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Грачева Т. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
20.12.2016Регистрация административного искового заявления
20.12.2016Передача материалов судье
21.12.2016Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2017Судебное заседание
16.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2018Дело оформлено
06.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее