Дело № 12- 80/2017 г.
РЕШЕНИЕ
12 декабря 2017г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Весниной С.В.,
с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Трифанова О.Е., действующего на основании доверенности от 06.12.2017 года,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма» (далее – ООО «ТПК Юрма») на постановление заместителя начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия №765/17л от 16.11.2017 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ,
установил:
ООО "ТПК Юрма» обратилось в суд с жалобой на постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, по следующим основаниям. Считают, что событие правонарушения не доказано, нарушение правил заготовки лесов устанавливает административную ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, то есть иными нормативными актами порядок проведения рубок не может регламентироваться. В период совершения нарушения действовали Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 №474, однако описанное в постановлении и протоколе нарушение в виде оставления на разработанной делянке недорубов, как компактных, так и разрозненных, не содержится в указанных Правилах, также в них не содержится и требование о проведении работ в соответствии с технологической картой и запрет на оставление недорубов, не указанных в технологической карте. Таким образом, считают, что вменяемое ему нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ, что исключает привлечение его к административной ответственности, в связи с чем просят обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель ООО «ТПК Юрма» не явился, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК Трифанов О.Е. в судебном заседании с жалобой не согласился, указав, что в соответствии с п.53 Правил заготовки древесины №337, действующими на момент совершения заявителем правонарушения, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Приказом № 367 утверждены, в т.ч., порядок и последовательность проведения лесосечных работ. Порядок и технология проведения работ по заготовке древесины определены в технологической карте, согласно которой ООО «ТПК Юрма» осуществляло сплошную рубку, а оставление недорубов не предусмотрено, что является нарушением порядка проведения сплошных рубок, и что явилось поводом для привлечения к административной ответственности за нарушение лесного законодательства. Считает, что постановлением о привлечении ООО «ТПК Юрма» по ч.2 ст.8.25 КоП РФ является законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Оценив существо спора, заслушав пояснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК, суд пришел к следующим выводам.
Положениями ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений и наказание на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению №765/17л от 16.11.2017 ООО «ТПК Юрма» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. Из постановления следует, что между Министерством по природопользованию и экологии РК и ООО «ТПК Юрма» заключен договор аренды земельного участка от 16.08.2011 №144-з. На основании договора, лесной декларации от 25.12.2014, письма Министерства от 03.12.2015 №2.2-21/10839 Общество осуществляло заготовку древесины в квартале 325 выделе 6 делянка 1, в квартале 326 выделах 5,6 делянка 1 Сумского участкового лесничества. 29.05.2017 и 30.05.2017 в ходе проведения осмотра лесосек должностными лицами ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» было выявлено нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, которое выразилось в том, что Обществом после завершения работ по заготовке древесины были оставлены недорубы: в виде компактных участков на площади 1 га в объеме 143,7 кбм, в виде отдельных деревьев в объеме 80,02 кбм. Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляется в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, осуществление работ без разработки технологической карты не допускается. Согласно технологическим картам разработки осмотренных лесосек, Общество осуществляло сплошную рубку, а оставление недорубов не предусмотрено, оставление лесных насаждений, подлежащих вырубке, является нарушением порядка проведения сплошных рубок. Таким образом, Обществом допущено нарушение лесного законодательства, которое выразилось в нарушении порядка проведения рубок лесных насаждений, а именно проведении работ по заготовке древесины не в соответствии с технологической картой разработки лесосек. В качестве отягчающих обстоятельств указано: повторное совершение однородного административного правонарушения, смягчающих обстоятельств не установлено.
ООО «ТПК Юрма» является арендатором лесного участка площадью 33416,5 га по договору аренды №144-3 от 16.08.2011.
Согласно технологическим картам разработки лесосеки от 16.12.2014 в квартале 326 выделах 5,6 делянки 1, квартале 325 выделе 6 делянки 1 Сумского участкового лесничества, способ рубки – сплошная.
03.12.2015 Министерство природных ресурсов и экологии РК разрешило ООО «ТПК Юрма» продление срока заготовки и вывозки древесины по вышеуказанному договору аренды лесного участка до 24.12.2016.
Извещением №750 от 28.04.2017 ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» в адрес ООО «ТПК Юрма» сообщалось о проведении осмотра лесосек (мест заготовки древесины) в квартале 326 выделах 5,6 делянки 1, квартале 325 выделе 6 делянки 1 29.05.2017 к 9 часам и 30.05.2017 к 9 часам соответственно.
Актами осмотра лесосек №9 и №14 от 29.05.2017 и 30.05.2017 выявлены следующие нарушения лесного законодательства: в квартале 326 выделах 5,6 лесосеки 1 – оставлено недорубов в виде отдельного участка на площади 0,2 га в объеме 25,2 кбм, оставлено завышенных пней 320,26 кбм, а также недорубов в виде отдельных деревьев 56 кбм (нарушение п.53 Правил заготовки древесины) – ч.2 ст.8.25 КоАП РФ; в квартале 325 выделе 6 лесосеки 1 – оставлен недоруб в виде 4 отдельных участков на площади 0,8 га в объеме 118 кбм, оставлено завышение пней 155,54 кбм, а также недорубов в виде отдельных деревьев – 24,02 кбм (нарушение п.53 Правил заготовки древесины) – ч.2 ст.8.25 КоАП РФ. Представитель ООО «ТПК Юрма» при осмотре лесосек не присутствовал.
Согласно протоколу №76/17 от 12.09.2017 при осмотре лесосек в квартале 326 выделах 5,6 лесосеки 1 и в квартале 325 выделе 6 лесосеки 1 Сумского участкового лесничества выявлено оставление арендатором отдельно стоящих деревьев различных пород в объеме 80,02 кбм, согласно расчетам договорная неустойка составила 23420,76 руб. Кроме того, при осмотре лесосеки 1 в квартале 326 выделах 5,6 арендатор оставил (не вырубил) один компактный участок различных пород на площади 0,2 га, общим объемом 25,2 кбм, согласно расчетам договорная неустойка составила 4380,06 руб.; при осмотре лесосеки 1 в квартале 325 выделе 6 арендатор оставил (не вырубил) четыре компактных участка различных пород на общей площади 0,8 га объемом 118,5 кбм, согласно расчетам договорная неустойка составила 18737,57 руб. Оставление компактных и расстроенных недорубов является нарушением п. 53 Правил заготовки древесины, а именно технологическими картами не предусмотрено оставление деревьев, на схеме разработки лесосек не указаны места оставления как отдельно стоящих деревьев, так и компактных участков, что образует состав административного правонарушения по ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины.
В силу п. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно п. 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, действовавших на день совершения правонарушения (далее – Правила №337), организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
Согласно ч. 2 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в ч. 1 данной статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Доводы заявителя о том, что на момент совершения правонарушения действовали Правила заготовки древесины, особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, подлежат отклонению, как необоснованные по тем основаниям, что указанный Приказ вступил в силу со дня признания утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011г. N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины". Приказ №337 от 01.08.2011 утратил силу в связи с изданием Приказа Рослесхоза от 19.09.2016 N 378, вступившего в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2016). Окончание действия документа - 09.01.2017. Таким образом, в рассматриваемом деле подлежали применению Правила, утвержденные Приказом №337 от 01.08.2011.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что ООО «ТПК Юрма» при осуществлении работ по заготовке древесины оставило невырубленными в квартале 326 выделах 5,6 лесосеки 1 и в квартале 325 выделе 6 лесосеки 1 Сумского участкового лесничества отдельно стоящих деревьев различных пород в объеме 80,02 кбм; в квартале 326 выделах 5,6 лесосеки 1 - один компактный участок различных пород на площади 0,2 га, общим объемом 25,2 кбм; в квартале 325 выделе 6 лесосеки 1 - четыре компактных участка различных пород на общей площади 0,8 га объемом 118,5 кбм, в то время как технологическая карта, составленная юридическим лицом, предусматривала сплошную рубку без сохранения остатков деревьев.
Обстоятельства совершения ООО "ТПК Юрма» административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении №76/17 от 12.09.2017, актами осмотра лесосек от 29.05.2017, 30.05.2017, договором аренды лесного участка №144-з от 16.08.2011, заключенным между Министерством по природопользованию и экологии РК (арендодатель) и ООО "ТПК Юрма» (арендатор), другими материалами дела.
Ссылка в жалобе на отсутствие запрета в Правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, на оставление деревьев подлежит отклонению по тем основаниям, что на момент совершения правонарушения действовал Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины", пунктом 53 которого установлено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте ООО «ТПК Юрма» указан способ рубки – сплошной, что не предусматривает оставление недорубов.
На основании вышеизложенного, суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что ООО «ТПК Юрма» при проведении рубки лесных насаждений по заключенному договору аренды лесного участка допустило нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, а именно оставило недорубы на лесном участке в то время, как технологическая карта предусматривала сплошную рубку.
Наличие отягчающего обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения) подтверждается материалами дела: копия постановления №19/16л от 26.02.2016 о назначении ООО «ТПК Юрма» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ, вступившего в законную силу 29.03.2016.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным суд не находит, сведений о таких основаниях ООО «ТПК Юрма» не приведено.
Существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении допущено не было. Наказание ООО «ТПК Юрма» назначено в пределах санкции статьи, с учетом наличия вышеуказанного отягчающего обстоятельства.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что дело об административном правонарушении рассмотрено правильно. Учитывая данные обстоятельства, жалоба ООО «ТПК Юрма» удовлетворению не подлежит, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия №765/17л от 16.11.2017 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения его копии.
Судья С.В. Полузерова