УИД 28RS0006-01-2021-000626-96
Дело № 2-374/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» июня 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Бурейского района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурейского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей пгт.Новобурейский, к МКУ администрация рп. Новобурейский о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и повысительные подстанции № 1, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2 приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до 15 сентября 2021 года,
установил:
Прокурор Бурейского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска указав, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В собственности муниципального образования МКУ администрации р.п. Новобурейский находится котельная, расположенная по адресу: Амурская область, Бурейский район, пгт. Новобурейский ул. Советская, 57, а так же повысительные подстанции № 1, № 2, расположенные по адресам: Амурская область, Бурейский район, пгт. Новобурейский ул. Советская. 57 и ул. Пионерская, 2. По результатам проверки установлено, что вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении и энергосбережении котельная и повысительные станции приборами учета тепловой энергии не оборудованы. Указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению жилые дома и социально-значимые объекты, расположенные на территории пгт. Новобурейский. Отсутствие приборов учета на котельной и повысительных подстанциях может послужить основанием для отказа в выдаче Новобурейскому муниципальному образованию паспорта готовности к отопительному периоду 2021-2022 года.
Просил суд обязать МКУ администрация рп. Новобурейский оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и повысительные подстанции № 1, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2 приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до 15 сентября 2021 года,
Определением судьи Бурейского районного суда от 21 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО «Дальтеплоком», Администрация Бурейского района Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
В судебном заседании прокурорна заявленных требованиях настаивал, просил заявленный иск удовлетворить, в обоснование привел те же доводы, что в исковом заявлении. Полагал срок для исполнения решения суда, указанный в исковом заявлении, разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика МКУ администрация рп. Новобурейский, третьих лиц: ООО «Интерлес», ООО «Дальтеплоком», Администрации Бурейского района Амурской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, надлежащим образом извещенных о дате, месте, времени слушания дела, возражений относительно заявленных требований не предоставивших.
Ответчик МКУ администрация рп. Новобурейский в заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, вынесение решения оставил на усмотрение суда. В случае удовлетворения требований прокурора Бурейского района, просил установить срок до 01.09.2022 года, так как в бюджет муниципального образования на 2021 год, расходы на оборудование муниципальной котельной и повысительных подстанций не предусмотрены и в связи с дифицитностью бюджета, исполнение решения будет непосильным и невозможным для МКУ Администрация рп.Новобурейский.
Администрация Бурейского района Амурской области ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ПрокурорБурейского районаобратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Обращение в суд прокурораБурейского района с данным иском является законным и обоснованным.
В силу статей 2, ч.1 ст. 20, 41 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций.
В силу п. 1 ч. 1 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Из сообщения генерального директора ООО «Интерлес» от 05.04.2021 года, адресованного в прокуратуру Бурейского района, следует, что МКУ Администрация рп. Новобурейский Бурейского района Амурской области, как собственник котельной обязана оснастить её приборами учета тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию. Просили принять меры прокурорского реагирования с целью защиты интересов неопределенного круга лиц - жителей п. Новобурейский Амурской области и обязать собственника котельной – МКУ Администрация рп. Новобурейский установить приборы учета тепловой энергии и обеспечить их ввод в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что муниципальная котельная, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и повысительные подстанции: № 1, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2, не оборудованы приборами учета тепловой энергии.
Из сообщения главы рп. Новобурейский от 27.04.2021 года, адресованного прокурору Бурейского района, следует, что в результате визуального осмотра выявлено, что на месте установки счетчиков тепловой энергии установлены запорные устройства (вентиля). Со слов представителя ООО «Надежда», счетчики тепловой энергии демонтированы собственником. По состоянию на 27.04.2021 год в МКУ Администрация рп.Новобурейский отсутствуют источники финансирования для проведения работ по установке приборов учета тепловой энергии на центральной котельной, расположенной по адресу: пгт. Новобурейский, ул. Советская, 57.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Из системного толкования указанных норм следует, что на органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника в отношении зданий, строений, сооружений и иных объектов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, возложена обязанность оснастить указанные объекты приборами учета тепловой энергии.
Судом установлено, что котельная, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и повысительные подстанции № 1, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию рп. Новобурейский, Бурейского района Амурской области, что подтверждается выписками из ЕГРН № КУВИ -002/2021-62052258 от 27.05.2021 года, № КУВИ-002/2021-62056131 от 27.05.2021 года и свидетельствами о государственной регистрации права № 28-28/012-28/106/002/2015-98/1 от 11.01.2016 года, № 28-28-03/001/2010-923 от 01.12.2015 года.
Согласно ч. 6 статьи 19 Федерального закона 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
В соответствии со ст. 10 ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.
Из концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования рп. Новобурейский от 20.08.2020 года, заключенного между МКУ администрация рп.Новобурейский в лице главы рп Новобурейский ФИО5 (концедент), ООО «Интерлес» в лице Генерального директора ФИО6 (концессионер) и субъект РФ- Амурская область, следует, что концессионер обязуется за свой счет выполнить реконструкцию, модернизацию муниципального имущества- объектов теплоснабжения муниципального образования рп.Новобурейский, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять бесперебойное передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объектов Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектами Соглашения для осуществления указанной деятельности (п.1.1, 2.1. Соглашения). К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объектов концессионного или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (п.1.2 Соглашения). Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении пяти лет (п.9.1 Соглашения).
Приложением № 1КС к концессионному соглашению подтверждается, что муниципальная котельная, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и повысительные подстанции № 1, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенная по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2, входят в состав и описание объектов Соглашения.
Актом приема-передачи муниципального имущества в рамках заключенного концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования рп.Новобурейский от 25.09.2020 года подтверждается, что МКУ Администрация рп. Новобурейский (концедент) и ООО «Интерлес» (концессионер), подписали настоящий акт о том, что согласно заключенного концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения МО рп. Новобурейский, Концедент передает, а Концессионер принимает в том числе: котельную, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57, здания повысительной подстанции № 1, расположенной по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенной по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу с. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из искового заявления следует, что отсутствие приборов учета на котельной и повысительных подстанциях может служить основанием для отказа в выдаче Новобурейскому муниципальному образованию паспорта готовности к отопительному периоду 2021-2022 года.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества.
Как следует из обстоятельств дела финансирование мероприятий по установке приборов учета тепловой энергии не предусмотрено, конкурсы не объявлены и контракты не заключены, что препятствует своевременной подготовке к отопительному периоду 2021-2022 года и получению паспорта готовности муниципального образования.
В силу п. 5 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее по тексту - Правила № 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п. 15 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Таким образом, отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Довод стороны ответчика о том, что в бюджете муниципального образования на 2021 год, отсутствуют расходы на оборудование муниципальной котельной и повысительных подстанций, приборами учета тепловой энергии, в связи с дефицитностью бюджета, не является предусмотренным законом основанием для не оснащения котельной и повысительных подстанций прибором учета тепловой энергии и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенной на него как на собственника обязанности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком, доказательств оборудования котельной и повысительных подстанций приборами учета тепловой энергии, не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-жителей пгт. Новобурейский, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Относительно предлагаемых прокурором сроков исполнения решения суда, суд считает их разумными.
Учитывая, что выполнение установленных законодательством мероприятий по оборудованию котельной и повысительных подстанций приборами учета тепловой энергией, требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, финансовых затрат, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить сроки исполнения решения суда, заявленные прокурором, до 15 сентября 2021 года, полагая данный срок разумным и достаточным. Срок, указанный ответчиком в отзыве на исковое заявление, суд полагает неразумным, поскольку установление столь значительных сроков будет препятствовать своевременной подготовке к отопительному периоду 2021-2022 года и получению паспорта готовности муниципального образования и ставит под угрозу прохождение отопительного периода.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурораБурейского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Возложить на МКУ администрация рп. Новобурейский обязанность оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и повысительные подстанции № 1, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Советская, 57 и № 2, расположенную по адресу: Амурская область Бурейский район пгт.Новобурейский, ул. Пионерская, 2 приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до 15 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Мотивированное решение составлено 17 июня 2021 года