Решение по делу № 2-2877/2016 (2-13595/2015;) ~ М-11070/2015 от 17.11.2015

Дело


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 15 августа 2016г.

Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего А.В. Ус

при секретаре Комиссарова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к <адрес> о возложении обязанности ( в редакции измененных исковых требований принять меры в отношении сибиреязвенного захоронения 1970 года, расположенного на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района <адрес>, в кадастровом квартале ********** рублей (Х=716028,00; У = 2352107,00) севернее участка с кадастровым номером ********** рублей;

сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории <адрес>, Представитель Администрации муниципального района д. Бурино, в кадастровом квартале ********** рублей координаты (Х=691593,00; У = 2351384,00) севернее участка с кадастровым номером ********** рублей;

сибиреязвенного захоронения 1963 года, расположенного на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района <адрес>, в кадастровом квартале ********** рублей (Х=664315,00; У = 2332898,00) на северо-восток от участков с участка с кадастровыми номерами ********** рублей, ********** рублей и западнее участков с кадастровыми номерами ********** рублей, включить из в реестр имущества государственной собственности <адрес>, зарегистрировать право собственности <адрес> на данные сибиреязвенные захоронения, поставить их на кадастровый учет, организовать мероприятия по их обустройству и содержанию в соответствии с требованиями п. 7.1 СЭП СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика сибирской язвы» и п.п. 5.4,5.6,6.2,6.7,6.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным врачом РФ, обеспечить контроль за недопущением использования территорий.

В обоснование иска указано на то, что на территории на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района имеются бесхозные сибиреязвенные захоронения. Их ненадлежащее содержание может привести к причинению ущерба окружающей природной среде, здоровью людей, проживающих рядом с такими захоронениями, поскольку невозможно контролировать негативное воздействие.

Представитель Администрации Челябинской природоохранной прокуратуры в ходе судебного заседания на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель Администрации ответчика <адрес> в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель Администрации третьего лица Министерство имущества и природных ресурсов <адрес> и Министерства сельского хозяйства <адрес> в ходе судебного заседания возражали против удовлетворения требований прокурора.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> оставила рассмотрение иска на усмотрение суда.

Представитель Администрации третьего лица Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Управления Россельхознадзора по <адрес> при надлежащем извещении участие в судебном заседании не приняли.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.

Судом установлено, что при проведении Челябинской природоохранной прокуратурой обследования выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние сибиреязвенных захоронений, в том числе сибиреязвенных захоронений: сибиреязвенного захоронения 1970 года, расположенного на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района <адрес>, сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории <адрес>, Представитель Администрации муниципального района д. Бурино, сибиреязвенного захоронения 1963 года, расположенного на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района <адрес>.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 5,6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2. ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно п.п. «ц» п.2 ст. 26.11 указанного ФЗ для осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В абзаце 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ясы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В силу п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ «профилактика сибирской язвы» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.

Согласно п. 2 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96 и Ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозприрода РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Госкомсанэпиднадзором РФ от ДД.ММ.ГГГГ , сибирская язва – особо опасная инфекционная болезнь животных и человека, почвенными очагами данного заболевания считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы. Места захоронений не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя. Законодательные акты РФ определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.

Согласно п. 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

- жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;

- скотопрогонов и пастбищ - 200 м;

- автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

Согласно п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.

Согласно п. 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Согласно п. 6.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.

Согласно п. 6.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

Поскольку захоронения животных, хоть и не имеют строений, но неразрывно связаны с землей и в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимым объектам.

Сибиреязвенное захоронение животных, расположенное в границах Красноармейского муниципального района <адрес> в 500 м. от <адрес> на территории бывшего зерносклада, является местом, в котором хранятся биологические отходы, подлежащие в силу п. 7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» постановке на учет как скотомогильники, с присвоением ему индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки. В собственность или ведение Представитель Администрации муниципального образования (сельского поселения) данный объект не передавался, на балансе Представитель Администрации муниципального образования (сельского поселения) данный объект не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Представитель Администрации муниципального образования не передавались. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества – сибиреязвенные захоронения (скотомогильники), расположенные на территории <адрес>.

Таким образом, сибиреязвенное захоронение животных является «бесхозяйным» имуществом, вопросы по содержанию которого в надлежащем состоянии и его оборудованию относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. <адрес> является высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>.

Из акта обследования сибиреязвенного захоронения от ДД.ММ.ГГГГ и Ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) следует, что сибиреязвенное захоронение не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ : территория сибиреязвенного захоронения не огорожена, отсутствует оканавливание, земляной вал по периметру территории сибиреязвенного захоронения, нет перекрытия, аншлага, расстояние до пастбищ, скотопрогонов составляет менее 200 метров, расстояние до жилой зоны – менее 1000 метров, расстояние до автомобильных дорог –менее 60 м.

В нарушение требований п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика сибирской язвы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников не проведены, контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности не обеспечен, мер исключающих свободный доступ людей и животных на место сибиреязвенного захоронения не принято.

П. 8 решения от ДД.ММ.ГГГГ оперативного штаба по координации проведения мероприятий по профилактике африканской чумы свиней на территории <адрес> под руководством заместителя председателя <адрес>, созданного распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рп, определено: «Выйти с предложением в <адрес> о передаче 9 бесхозных сибиреязвенных захоронений на баланс ОГБУ ветеринарии с выделением финансовых средств на их содержание. Срок исполнения до 31.12.2014».

В тоже время <адрес> до настоящего времени не предприняло каких-либо действий по принятию сибиреязвенного захоронения в государственную собственность <адрес> и приведению его в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что приводит к невозможности реализации полномочия по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципального образования и области в целом, жизни и здоровье людей и животных, поскольку сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко 2-й группе патогенности. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий.

Таким образом, создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих рядом с сибиреязвенным захоронением, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Надлежащим ответчиком по делу является <адрес>.

Вместе с тем требования Челябинского природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению, поскольку сибиреязвенное захоронение не определено и не сформировано как самостоятельный объект недвижимости, с его характерными признаками (площадь, границы, точный адрес). Включение в реестр имущества возможно только существующего объекта недвижимости с кадастровым номером, то же самое относится и к процедуре регистрации права собственности. Не возможно признать право собственности на абстрактный объект недвижимости. В настоящее время федеральное имущество в собственность <адрес> ни в административном ни в гражданско-правовом порядке не передавалось. Челябинский природоохранный прокурор не заявляет исковых требований о возложении обязанности на ответчиков заключения договора безвозмездной передачи имущества. Таким образом, следует удовлетворить требования прокурора только в части возложения обязанности на <адрес> принять меры по постановке сибиреязвенных захоронений, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, принять меры по обустройству скотомогильника, в соответствии с требованиями п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.п. 5.4., 5.6, 6.2., 6.7., 6.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.

Суд считает необходимым установить срок исполнения решения суд –2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98,100,194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Челябинского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к <адрес>, о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить обязанность на <адрес> принять меры в отношении сибиреязвенного захоронения 1970 года, расположенного на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района <адрес>, в кадастровом квартале ********** рублей (Х=716028,00; У = 2352107,00) севернее участка с кадастровым номером ********** рублей;

сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории <адрес>, Представитель Администрации муниципального района д. Бурино, в кадастровом квартале ********** рублей координаты (Х=691593,00; У = 2351384,00) севернее участка с кадастровым номером ********** рублей

сибиреязвенного захоронения 1963 года, расположенного на территории <адрес> Представитель Администрации муниципального района <адрес>, в кадастровом квартале ********** рублей (Х=664315,00; У = 2332898,00) на северо-восток от участков с участка с кадастровыми номерами ********** рублей, ********** рублей и западнее участков с кадастровыми номерами ********** рублей, а именно провести мероприятия по зачислению в государственную собственность <адрес>, организовать проведение мероприятий по обустройству и содержанию указанных скотомогильников, в соответствии с требованиями п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.п. 5.4, 5.6, 6.2, 6.7, 6.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.

В удовлетворении остальной части исковых требований Челябинского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к <адрес>, о возложении обязанности –отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:            п/п    А.В. Ус

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья:                            А.В. Ус

Секретарь:                            Е.В. Комиссарова    

2-2877/2016 (2-13595/2015;) ~ М-11070/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Челябинский природоохранный прокурор
Ответчики
Правительство Челябинской области
Другие
Управление Россельхознадзора по Челябинской области
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Челябинской области
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области
администрация Кунашаксого муниципального района
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области
Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинска
Судья
Ус Анна Вильямовна
Дело на сайте суда
centr--chel.sudrf.ru
17.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2015Передача материалов судье
19.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.01.2016Предварительное судебное заседание
22.03.2016Судебное заседание
21.04.2016Судебное заседание
04.07.2016Судебное заседание
15.08.2016Судебное заседание
02.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее