дело № 2-517/2016 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Котельникова А.А.,
представителя ответчика Администрации Яйвинского городского поселения Шибановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства лесов, находящихся в границах поселения, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов поселения, совершить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельных участков с городскими лесами на территории поселения, принять земельные участки, занятые городскими лесами, в муниципальную казну,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с выше указанным иском, в котором просит возложить на ответчика администрацию Яйвинского городского поселения обязанность организовать проведение лесоустройства лесов, находящихся в границах поселения, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов поселения, совершить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельных участков с городскими лесами на территории поселения, принять земельные участки, занятые городскими лесами, в муниципальную казну, установив срок для исполнения обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно «проекту организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам г.Александровска Пермской области» от 2000 года городские леса вокруг п.г.т. Яйва занимают территорию 191 га.
Для реализации полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов администрации Яйвинского городского поселения необходим лесохозяйственный регламент, подготовка и разработка которого невозможна без проведения лесоустройства, которое является основание для постановки лесных участков на кадастровый учет. С заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков с городскими лесами Яйвинского городского поселения вправе обратиться администрация поселения.
Не смотря на наличие на территории и поселения городских лесов, лесоустройство их не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не утвержден, земельные участки с городскими лесами на кадастровый учет не поставлены, границы городских лесов не установлены.
Таким образом, администрацией Яйвинского городского поселения вопросы местного значения по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, предусмотренные федеральным законом, не решаются
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснив суду, что в данном случае речь идет лишь об участках городских лесов п.Яйва. Все леса по поселению уже включены в лесной фонд. Происходит уменьшение участков со 129 га до 81 га. Ответчик должен зарегистрировать свои права на земельные участки городских лесов, в связи с чем уточнил исковые требования, просит возложить указанные в исковом заявлении обязанности в границах р.п.Яйва.
Представитель ответчика администрации Яйвинского городского поселения Шибанова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требования прокурора не согласилась, пояснив суду, что лес в поселение не передавался, на их территории находятся лишь земли лесного фонда.
Представители заинтересованного лица ГКУ «Кизеловское лесничество» Кузнецов С.Г., Волянюк В.Г. поддержали исковые требования прокурора. Пояснили суду, что иск прокурором заявлен обоснованно. Действительно нужно определить границы земельных участков и определить городские леса на территории п.Яйва. все остальные леса, имеющиеся на территории поселения, в районе разных деревень, уже включены в лесной фонд.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчика и заинтересованного лица, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законно и обоснованно.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 этого же Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
В «Проекте организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам г.Александровска Пермской области» городскими лесами занята площадь 819 га, в том числе на обособленных участках вокруг <адрес> 88 га.
Частью 1 ст.84 Лесного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, к которым, в том числе, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов;
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В силу ч.1.1. указанной статьи Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с ч.1 ст.87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Частью 3 данной статьи установлено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно ст.23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (ч.1). Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков (ч.2). Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п.2 ч.3). В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра (ч.4).
В п.8 Приказа Рослесхоза №126 от 04.04.2012 года «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений», указано, что лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков).
Пунктом 9 данного приказа, установлено, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 10 этого же приказа определено, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
На основании изложенных выше положений законодательства РФ суд приходит к выводу, что для реализации полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения необходим лесохозяйственный регламент, подготовка и разработка которого невозможна без проведения лесоустройства.
Согласно ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса (ч.1). Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2).
Приказом Рослесхоза №156 от 12.12.2011 года утверждена Лесоустроительная инструкция, в которой регламентированы следующие положения:
- 3. В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
проектирование лесничеств и лесопарков;
проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
проектирование лесных участков;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
таксацию лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
- 9. Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.
- 12. При проектировании лесничеств и лесопарков сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 70 Земельного кодекса РФ и ст.92 Лесного кодекса РФ установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в порядке и в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 3 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с положениями ст.7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства) (п/п.1 п.1); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости (п/п.2 п.1); описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (п/п.3 п.1); сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок (п/п.12 п.2); категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (п/п.13 п.2); разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п/п.14 п.2).
В силу ч.1 и ч.2 ст.20 выше указанного Федерального закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства РФ, проведение лесоустройства лесных участков является основанием для постановки участков на кадастровый учет.
С заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков с городскими лесами Яйвинского городского поселения обязана обратиться администрация Яйвинского городского поселения.
Судом установлено, что при наличии на территории Яйвинского городского поселения земельных участков с городскими лесами, лесоустройство их не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, земельные участки с городскими лесами на кадастровый учет не поставлены, границы городских лесов не установлены, что позволяет придти к выводу, что вопросы местного значения по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов не решаются, мероприятия по указанным направлениям не проводятся, что может повлечь уменьшение площади городских лесов вследствие пренебрежительного к ним отношения. Кроме того, непринятием ответчиком мер по охране, защите, воспроизводству городских лесов создается угроза возникновения лесных пожаров, незаконных рубок лесных насаждений.
Ненадлежащим решением местного значения по организации использования, охраны, защиты городских лесов нарушаются закрепленные ст.42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.
Для решения вопросов местного значения по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах поселения, в собственности городского поселения должны находиться земельные участки, занятые городскими лесами.
В соответствии со ст.10 Федерального закона №210-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса РФ», распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Предоставление земельных участков в собственность Яйвинского городского поселения подлежит по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.19 Земельного кодекса РФ, в порядке, установленном ч.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Других доказательств сторонами не представлено.
Таким, образом, суд, проанализировав все представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на администрацию Яйвинского городского поселения обязанностей по исполнению законодательства Российской Федерации по лесоустройству подлежат удовлетворению в полном объеме.
Срок для исполнения обязанности, предложенный прокурором, - 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения возложенных обязанностей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Яйвинского городского поселения обязанность организовать проведение лесоустройства лесов, находящихся в границах поселения, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов поселения, совершить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельных участков с городскими лесами на территории поселения, принять земельные участки, занятые городскими лесами на территории п.Яйва, в муниципальную казну.
Установить срок для исполнения обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова