Дело №2а-349/2020
10RS0014-01-2020-000569-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года пгт Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кошлай А. В. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия, Отделению лицензионно-разрешительной работы №1 Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия об обязании совершить определенные действия,
установил:
Кошлай А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Росгвардии по Республике Карелия, Отделению лицензионно-разрешительной работы №1 Управления Росгвардии по Республике Карелия по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росгвардии по РК с заявлением о выдаче ему лицензий на право приобретения двух единиц гражданского огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом. ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление об отказе в выдаче лицензии, в связи с тем, что он не владел охотничьим огнестрельным оружием более 5 лет, с чем истец не согласен. Ссылаясь на ст. 13 ФЗ «Об оружии», ст. 209 ГК РФ, истец указывает, что аннулирование разрешений на право хранения и ношения гражданского огнестрельного охотничьего оружия и патронов к нему не влечет за собой прекращения права собственности на оружие. Истец является собственником охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и нарезного оружия более 5 лет. На основании изложенного, истец просит обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Карелия Отделение лицензионно-разрешительной работы № 1 выдать истцу лицензии на право приобретения двух единиц гражданского огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом, а также выписать разрешение на право хранения и ношения гражданского огнестрельного охотничьего оружия и патронов к нему на находящееся у него в собственности оружие.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявление.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представлены возражения на иск.
Заслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, материалы административного дела №, суд приходит к следующим выводам.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации (включая оборот боеприпасов и патронов к оружию) урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
Названный Федеральный закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» закреплен в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям (статьи 9 - 13, 14 - 15 )
Пунктом 4 части 1 статьи 26 ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в том числе в случае: аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона об оружии основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Кошлай А.В. являлся владельцем 3 единиц огнестрельного оружия: <данные изъяты>
Постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> РК от ДД.ММ.ГГГГ Кошлай А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1.2 ст. 8.37 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту на срок на (один) год. Указанное постановление обжаловано, решением <данные изъяты> районного суда РК отставлено без изменения, постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии РК сообщением от ДД.ММ.ГГГГ. № в адрес центра лицензионно-разрешительной работы Отдела Росгвардии по РК представлены сведения об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца на имя гражданина Кошлай А.В.
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ инспектора ОЛРР №1 Управления Росгвардии по РК на основании п.4 ст. 26 ФЗ «Об оружии», информационного письма Министерства природных ресурсов и экологии РК (в связи с аннулированием охотничьего билета), аннулированы разрешения: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Кошлай А.В. сдал принадлежащее ему огнестрельное оружие в ОМВД России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Кошлай А.В. обратился в Отделение лицензионно-разрешительной работы №1 Управления Росгвардии по РК с заявлениями о выдаче ему лицензий на приобретение двух единиц огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Заключением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Кошлай А.В. было отказано в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, о чем заявителю направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №. Из содержания оспариваемого заключения следует, что для выдачи лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему у Кошлай А.В. не имеется необходимого непрерывного стажа владения огнестрельным гладкоствольным оружием не менее пяти лет.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об оружии охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Учитывая изложенное, условием для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом является занятие гражданином профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо наличие в собственности гладкоствольного длинноствольного оружия не менее пяти лет.
Из положений ст. 9 и 13 ФЗ «Об оружии» следует, что к гражданину, претендующему на получение лицензии на оружие с нарезным стволом, предъявляется требование о непрерывном владении охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием на момент подачи заявления не менее 5 лет. Указанное требование обусловлено тем, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, в связи с чем, установление минимального срока владения менее опасным гладкоствольным (по сравнению с нарезным) оружием направлено на обеспечение безопасности как самого гражданина, претендующего на получение лицензии, так и других лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия (постановления от 29 июня 2012 года N 16-П и от 17 июня 2014 года N 18-П).
Предоставляя гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, т.е. оружие, предназначенное для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (статья 3), Федеральный закон "Об оружии" устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок его приобретения, хранения и ношения (статья 9), а также предусматривает ряд условий получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, в том числе в зависимости от вида гражданского оружия.
При этом пятилетний срок владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием как условие возникновения права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия - большими дальностью стрельбы и убойной силой. Установление такого срока для лиц, чья профессиональная деятельность не связана с охотой, необходимо для приобретения ими устойчивых навыков безопасного обращения с оружием, не утрачиваемых к моменту приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом вследствие прерывания указанного срока. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием свидетельствует о безупречном и ответственном обращении гражданина с оружием (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 1225-О от 27 июня 2017 года).
Поскольку срок владения и хранения огнестрельным гладкоствольным оружием у Кошлай А.В. был прерван в связи с обстоятельствами, указанными выше, следовательно, на день его обращения с заявлениями о выдачи лицензий на приобретение двух единиц огнестрельного оружия с нарезным стволом и разрешения, срок владения административным истцом охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием составлял менее пяти лет, в связи с чем у него отсутствуют условия, при которых в силу части 8 статьи 13 Закона об оружии возникает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, и получение разрешения на хранение и ношение такого оружия.
Доводы административного истца о том, что он был ограничен в праве собственности на огнестрельное гладкоствольное оружие, а не лишен его, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку основаны на неверном толковании приведенных норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере оборота оружия.
Сам факт владения на праве собственности охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием более пяти лет значения при разрешении заявления не имеет, так как срок владения данным оружием прервался в ДД.ММ.ГГГГ в связи с аннулированием имевшихся у Кошлай А.В. разрешений на огнестрельное оружие. Суммирование периодов владения оружием, которые прерывались к моменту обращения с заявлением о выдаче лицензии, законом не предусмотрено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований к административному ответчику о выдаче лицензий на право приобретения двух единиц гражданского огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом, а также разрешений на право хранения и ношения гражданского огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 177 – 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кошлаю А. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 23.09.2020 г.