Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-70/2021 (2-928/2020;) ~ М-932/2020 от 23.12.2020

Дело № 2-70/2021

УИД 36RS0016-01-2020-001506-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач                                                            16 февраля 2021 года

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего ЗЕЛЕНКОВОЙ Н.В.,

при секретаре Шишкиной М.П.,

с участием истца Волокитиной Т.Я.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волокитиной Татьяны Яковлевны к ГУП ВО «Облкоммунсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с ТКО,

УСТАНОВИЛ:

Истец Волокитина Т.Я. обратилась в суд с исковым требованием обязывающего характера к ГУП ВО «Облкоммунсервис», которым просил произвести перерасчет за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» по адресу<адрес>, в связи с временным (постоянным) отсутствием потребителя в жилом помещении и оплатой за указанную услугу по адресу фактического (постоянного) проживания и регистрации: <адрес>, также просил возместить моральный вред за постоянный стресс, приносимый истцу ответчиком в связи с неверными расчетами и начислениями, потраченным временем в размере 30000 (Тридцать тысяч) руб.

Свои требования истец Волокитина Т.Я. мотивирует тем, что в июле 2020 года ею была получена квитанция на оплату за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» от ГУП ВО «Облкоммунсервис» в сумме 497,87 руб. по адресу: <адрес>. Истица является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она фактически не проживает. Постоянным местом жительства истицы является жилой дом по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована по месту жительства и где полностью оплачивает услугу за обращение с ТКО ответчику. Дом по адресу: <адрес> истице перешел по наследству, в нем никто не проживает, в пользование иным лицам он не сдается.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» п. 148(34) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Согласно п. 148(36) Постановления № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Однако вследствие п. 148(44) Постановления № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил. В разделе VIII Постановления № 354 сказано, что порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета п. 86 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил.

Договор на услуги ТКО в письменной форме с Ответчиком не заключался. О том, что за вывоз мусора истица должна оплачивать в ГУП ВО «Облкоммунсервис» отдельной квитанцией ей стало известно только в июле 2020 года. Администрацией Воробьевского сельского поселения 17.07.2020 за № 353 была выдана справка о количестве проживающих и зарегистрированных по адресу: <адрес>, где истица оплачивает за мусор. Все платежные квитанции истица оплачивает своевременно по количеству зарегистрированных лиц (3-х человек), о чем свидетельствуют платежные поручения об оплате. 21.07.2020 Волокитиной Т.Я. было подано заявление о перерасчете и снятии начислений за данную услугу с января 2020 года (руководствуясь п. 91 Постановления перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя) с приложением документов, подтверждающих факт того, что принадлежащее истице жилое строение в указанный период не эксплуатировалось. На данное заявление получен ответ (№ 2736 от 22.07.2020) с отказом в перерасчете, тем самым нарушая законные права Волокитиной Т.Я. и интересы как гражданина Российской Федерации. В связи с данным отказом Волокитина Т.Я. была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением к ответчику об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период её отсутствия с января 2020 года, взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением моих прав, как потребителя. Ни Волокитина Т.Я. и никто из членов её семьи в принадлежащем ей жилом доме по адресу: <адрес> не проживает, и услугу «обращение с ТКО» не получает по причине того, что строение не эксплуатируется и, соответственно, не является мусоро-образующим объектом. Таким образом, истица полагает, что оплачивать ответчику за оказание услуги «обращение с ТКО» она не обязана, так как фактически не проживает в нем, что подтверждается несение ею в период с января по октябрь 2020 года расходов на оплату услуги по обращению с ТКО по месту своего фактического жительства и регистрации по адресу: <адрес>.

Согласно п. 88 Постановления не подлежит перерасчету, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Постановление Правительства РФ содержит прямое указание на услуги, перерасчет по которым запрещен (п. 86, п. 88). Услуги по обращению с ТКО к таковым не относятся, сам по себе факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не является основанием для ущемления прав истца, как потребителя жилищно- коммунальных услуг, проживающего и зарегистрированного по другому адресу.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В данном случае на возникшие между сторонами правоотношения (в связи с настоящим спором) распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей» положения которого предусматривают безусловное взыскание компенсации морального вреда в случае, если будет установлено нарушение прав истца, как потребителя. Взыскание же штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя является обязанностью суда при удовлетворении иска, предъявленного потребителем, вне зависимости от наличия или отсутствия требования о взыскании указанного штрафа. В ходе многочисленных телефонных переговоров со специалистами расчетно-кассового центра (а также личном посещением офиса в <адрес>), юристами ответчика истцу было предложено выписаться по адресу: <адрес> зарегистрироваться по адресу: <адрес>, тем самым не надо будет оплачивать за услуги ТКО одновременно по двум адресам. Однако истица объяснила, что воспользоваться данной возможностью не имеет права, так как законом предусмотрено следующее: В соответствии с нормами, указанными в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подопечные дети должны в обязательном порядке регистрироваться на территории жилых помещений, которые не являются их основным местом проживания, если данное жилье занято семьей опекуна или приемной семьей. Другими словами, подопечный ребенок должен в обязательном порядке прописываться по адресу проживания своего опекуна до того момента, пока не достигнет совершеннолетнего возраста. На основании этого, при рассмотрении искового заявления истица просит суд учесть тот факт, что она является пенсионером, у нее на иждивении находится несовершеннолетний ребенок ФИО1, зарегистрированный и постоянно проживающий совместно с ней по адресу: <адрес>. Плата за услуги ТКО по данному адресу за подопечного истца, как по количеству зарегистрированных лиц (3 человека), вносится своевременно. Отсюда следует вывод: Ответчик начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов владельцам частных домов. Если в доме никто не жил, значит и мусор не накапливался. Следовательно, услуга не оказывалась. В качестве подтверждения своего проживания по другому адресу ответчику были предоставлены. В Правилах нет прямого запрета на осуществление перерасчета за вывоз ТКО из-за временного отсутствия гражданина. Значит, отказ в перерасчете, неправомерен. Доказательств, что я он не пользуюсь услугой компании по первому адресу и оплачиваю вывоз ТКО по второму адресу предоставлено достаточно. Получается, что ответчик требует оплату с истца незаконно, то есть за не существующие и не оказанные услуги, «за воздух». Так как прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного производства, истица просила суд при рассмотрении данного разбирательства принять во внимание: решение Королевского городского суда <адрес> по гражданскому делу и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда по делу № 33-5339/2020.

Истец Волокитина Т.Я. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске, просила суд удовлетворить ее требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУП ВО «Облкоммунсервис», будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. Ранее в судебном заседании 25.01.2021 года возражал против удовлетворения заявленных требований Волокитиной Т.Я., представив суду письменные возражения, согласно которых выразил несогласие с исковыми требованиями Волокитиной Т.Я ввиду того, что статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, является сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в целях определения нормативов в составе отходов учитываются и отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель одновременно (в составе норматива потребления) оплачивает и услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества.

Пунктом 148 (7) Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

По общему правилу размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно и(или) временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункты 148(30) -148(35) Правил № 354).

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил № 354).

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (44) Правил № 354 так же предусмотрено, что при временном (более пяти полных календарных дней) отсутствии в жилом помещении потребителя осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в г грядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

По смыслу изложенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, в том случае, если собственник жилого помещения фактически проживает в другом жилом помещении, зарегистрирован там, то он обязаны вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту фактического своего жительства в общем порядке, а при временном отсутствии в этом жилом помещении (при представлении заявления и подтверждающих факт и период отсутствия документов) имеет право требовать перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном Правилами № 354.

При этом у потребителя нет права требовать перерасчета платы за данную коммунальную услугу, определяемой в соответствии пунктом 148(36) Правил № 354, которую он обязаны оплачивать как собственник помещения, в котором фактически не проживает ни один потребитель.

Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного производства, которые представитель ответчика просил суд принять во внимание, это апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда по делу № 33-321/2019 и Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119 по делу N А43-24851/2019 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания органа жилищного надзора. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что неиспользование жилого помещения (непроживание в данном помещении) не является основанием для освобождения третьего лица как собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По доводам истца о не заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном виде, сообщаем, что согласно пункту 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с ТКО понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы по обращению с ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в том числе с гражданами - собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

С учетом положений пункта 5 указанной статьи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», которым одновременно были утверждены также Правила обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил.

Согласно предусмотренному Правилами порядку заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО основанием для его заключения является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением Правительства № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае, если разногласия по проекту договора не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.

Таким образом, в случае если разногласия между потребителем и региональным оператором по проекту договора не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Кроме того, согласно пункту 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ, на основании приказа департамента жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 №219, соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 ТУП ВО «Облкоммунсервис» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калачеевского муниципального района Воронежской области с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В соответствии с требованиями Правил ГУП ВО «Облкоммунсервис» разместило договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте: <данные изъяты> 24.12.2019г., а также в газете «Калачеевские зори» от 17.01.2020г. и в газете «Воронежский курьер».

Истец Волокитина Татьяна Яковлевна является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

С момента размещения ГУП ВО «Облкоммунсервис» публичной оферты на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО Волокитина Татьяна Яковлевна в предусмотренный пунктом 8 (17) Правил 15-дневный срок не направила региональному потребителю заявку с соответствующими документами (п.п. 8(5)-8(7)), тем самым в соответствии с Правилами договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.

В соответствии с приказом департамента ДЖКХ и Э ВО №184 от 08.10.2019 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, установлен норматив накопления ТКО на 1 проживающего - 2,29 м3/год. При этом, приказом ДЖКХ и Э ВО от 05.02.2020 № 22 «Об установлении понижающих коэффициентов к нормативам накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» установлен понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО на территории Калачеевского района, 1,2689. Приказом ДЖКХ и Э ВО №104 от 06.07.2020 «О внесении изменения в приказ департамента жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 05.02.2020 № 22» установлена стоимость услуги по вывозу ТКО для Калачеевского района - 83 руб. 59 коп. в месяц за 1 проживающего.

Тарифы на услугу по вывозу ТКО для ответчика установлены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области в соответствии с приказом №56/28 от 20 декабря 2019г. «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ГУП ВО «Облкоммунсервис» на территории Воробьевского, Калачеевского, Петропавловского муниципальных районов Воронежской области» и составляет: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 538 руб. 60 коп. за 1 м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 555 руб. 81 коп. за 1 м3.

Таким образом, начисления за услугу по обращению с ТКО производятся региональным оператором на основании актов органов исполнительной власти Воронежской области, устанавливающих как норматив объёма (накопления) ТКО, так и тариф стоимости услуги по обращению с ТКО.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указал суду, что надзор за оплатой или перерасчете коммунальных услуг не входит в компетенцию Роспотребнадзора. Согласно п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Воронежской области, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующих обстоятельств.

Судом установлено, и не отрицалось участвующими в деле лицами, что по адресу спорного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцу Волокитиной Т.Я.: <адрес> постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Истица, являющаяся единственным собственником названного жилого помещения, зарегистрирована и проживает по иному адресу: <адрес>

За Волокитиной Т.Я. закреплен лицевой счет на предоставление услуг ГУП ВО «Облкоммунсервис» за обращение с ТКО по адресу: <адрес> (л.д. 23). Согласно счетам-квитанциям начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов истцу производится исходя из количества лиц собственников жилого помещения по тарифам, с учетом понижающего коэффициента, установленного в Воронежской области на 1 человека (л.д. 21-22).

Истец считает, что поскольку она фактически в указанном жилом помещении не проживает, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, то плата за вывоз твердых коммунальных отходов подлежит перерасчету.

С указанным нельзя согласиться ввиду следующего:

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).

Абзац первого пункта 148(30) Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

На основании изложенного, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.

Данные положения свидетельствуют, что только в случае временного отсутствия проживающего возможен перерасчет. Истица же в спорном жилом помещении не проживает ни на постоянной ни на временной основе. В данном жилом помещении никто не проживает, что не оспаривается истицей и подтверждается сведениями, содержащимися в исковом заявлении, а также справкой Воробьевской администрации (л.д.76)

В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23.05.2018 N АКПИ18-238 признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 №АКПИ18-238 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 29 пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498»).

Суд находит указанные доводы истца Волокитиной Т.Я. несостоятельными поскольку порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

С учетом изложенного суд находит, что неиспользование Волокитиной Т.Я. спорного жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения Волокитиной Т.Я. как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, анализируя все представленные истцом и ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Волокитиной Татьяны Яковлевны к ГУП ВО «Облкоммунсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, и о возмещении морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калачеевский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 20 февраля 2021 года.

Судья                                                                               Н.В. Зеленкова

Дело № 2-70/2021

УИД 36RS0016-01-2020-001506-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач                                                            16 февраля 2021 года

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего ЗЕЛЕНКОВОЙ Н.В.,

при секретаре Шишкиной М.П.,

с участием истца Волокитиной Т.Я.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волокитиной Татьяны Яковлевны к ГУП ВО «Облкоммунсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с ТКО,

УСТАНОВИЛ:

Истец Волокитина Т.Я. обратилась в суд с исковым требованием обязывающего характера к ГУП ВО «Облкоммунсервис», которым просил произвести перерасчет за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» по адресу<адрес>, в связи с временным (постоянным) отсутствием потребителя в жилом помещении и оплатой за указанную услугу по адресу фактического (постоянного) проживания и регистрации: <адрес>, также просил возместить моральный вред за постоянный стресс, приносимый истцу ответчиком в связи с неверными расчетами и начислениями, потраченным временем в размере 30000 (Тридцать тысяч) руб.

Свои требования истец Волокитина Т.Я. мотивирует тем, что в июле 2020 года ею была получена квитанция на оплату за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» от ГУП ВО «Облкоммунсервис» в сумме 497,87 руб. по адресу: <адрес>. Истица является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она фактически не проживает. Постоянным местом жительства истицы является жилой дом по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована по месту жительства и где полностью оплачивает услугу за обращение с ТКО ответчику. Дом по адресу: <адрес> истице перешел по наследству, в нем никто не проживает, в пользование иным лицам он не сдается.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» п. 148(34) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Согласно п. 148(36) Постановления № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Однако вследствие п. 148(44) Постановления № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил. В разделе VIII Постановления № 354 сказано, что порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета п. 86 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил.

Договор на услуги ТКО в письменной форме с Ответчиком не заключался. О том, что за вывоз мусора истица должна оплачивать в ГУП ВО «Облкоммунсервис» отдельной квитанцией ей стало известно только в июле 2020 года. Администрацией Воробьевского сельского поселения 17.07.2020 за № 353 была выдана справка о количестве проживающих и зарегистрированных по адресу: <адрес>, где истица оплачивает за мусор. Все платежные квитанции истица оплачивает своевременно по количеству зарегистрированных лиц (3-х человек), о чем свидетельствуют платежные поручения об оплате. 21.07.2020 Волокитиной Т.Я. было подано заявление о перерасчете и снятии начислений за данную услугу с января 2020 года (руководствуясь п. 91 Постановления перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя) с приложением документов, подтверждающих факт того, что принадлежащее истице жилое строение в указанный период не эксплуатировалось. На данное заявление получен ответ (№ 2736 от 22.07.2020) с отказом в перерасчете, тем самым нарушая законные права Волокитиной Т.Я. и интересы как гражданина Российской Федерации. В связи с данным отказом Волокитина Т.Я. была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением к ответчику об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период её отсутствия с января 2020 года, взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением моих прав, как потребителя. Ни Волокитина Т.Я. и никто из членов её семьи в принадлежащем ей жилом доме по адресу: <адрес> не проживает, и услугу «обращение с ТКО» не получает по причине того, что строение не эксплуатируется и, соответственно, не является мусоро-образующим объектом. Таким образом, истица полагает, что оплачивать ответчику за оказание услуги «обращение с ТКО» она не обязана, так как фактически не проживает в нем, что подтверждается несение ею в период с января по октябрь 2020 года расходов на оплату услуги по обращению с ТКО по месту своего фактического жительства и регистрации по адресу: <адрес>.

Согласно п. 88 Постановления не подлежит перерасчету, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Постановление Правительства РФ содержит прямое указание на услуги, перерасчет по которым запрещен (п. 86, п. 88). Услуги по обращению с ТКО к таковым не относятся, сам по себе факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не является основанием для ущемления прав истца, как потребителя жилищно- коммунальных услуг, проживающего и зарегистрированного по другому адресу.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В данном случае на возникшие между сторонами правоотношения (в связи с настоящим спором) распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей» положения которого предусматривают безусловное взыскание компенсации морального вреда в случае, если будет установлено нарушение прав истца, как потребителя. Взыскание же штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя является обязанностью суда при удовлетворении иска, предъявленного потребителем, вне зависимости от наличия или отсутствия требования о взыскании указанного штрафа. В ходе многочисленных телефонных переговоров со специалистами расчетно-кассового центра (а также личном посещением офиса в <адрес>), юристами ответчика истцу было предложено выписаться по адресу: <адрес> зарегистрироваться по адресу: <адрес>, тем самым не надо будет оплачивать за услуги ТКО одновременно по двум адресам. Однако истица объяснила, что воспользоваться данной возможностью не имеет права, так как законом предусмотрено следующее: В соответствии с нормами, указанными в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подопечные дети должны в обязательном порядке регистрироваться на территории жилых помещений, которые не являются их основным местом проживания, если данное жилье занято семьей опекуна или приемной семьей. Другими словами, подопечный ребенок должен в обязательном порядке прописываться по адресу проживания своего опекуна до того момента, пока не достигнет совершеннолетнего возраста. На основании этого, при рассмотрении искового заявления истица просит суд учесть тот факт, что она является пенсионером, у нее на иждивении находится несовершеннолетний ребенок ФИО1, зарегистрированный и постоянно проживающий совместно с ней по адресу: <адрес>. Плата за услуги ТКО по данному адресу за подопечного истца, как по количеству зарегистрированных лиц (3 человека), вносится своевременно. Отсюда следует вывод: Ответчик начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов владельцам частных домов. Если в доме никто не жил, значит и мусор не накапливался. Следовательно, услуга не оказывалась. В качестве подтверждения своего проживания по другому адресу ответчику были предоставлены. В Правилах нет прямого запрета на осуществление перерасчета за вывоз ТКО из-за временного отсутствия гражданина. Значит, отказ в перерасчете, неправомерен. Доказательств, что я он не пользуюсь услугой компании по первому адресу и оплачиваю вывоз ТКО по второму адресу предоставлено достаточно. Получается, что ответчик требует оплату с истца незаконно, то есть за не существующие и не оказанные услуги, «за воздух». Так как прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного производства, истица просила суд при рассмотрении данного разбирательства принять во внимание: решение Королевского городского суда <адрес> по гражданскому делу и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда по делу № 33-5339/2020.

Истец Волокитина Т.Я. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске, просила суд удовлетворить ее требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУП ВО «Облкоммунсервис», будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. Ранее в судебном заседании 25.01.2021 года возражал против удовлетворения заявленных требований Волокитиной Т.Я., представив суду письменные возражения, согласно которых выразил несогласие с исковыми требованиями Волокитиной Т.Я ввиду того, что статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, является сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в целях определения нормативов в составе отходов учитываются и отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель одновременно (в составе норматива потребления) оплачивает и услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества.

Пунктом 148 (7) Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

По общему правилу размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно и(или) временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункты 148(30) -148(35) Правил № 354).

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил № 354).

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (44) Правил № 354 так же предусмотрено, что при временном (более пяти полных календарных дней) отсутствии в жилом помещении потребителя осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в г грядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

По смыслу изложенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, в том случае, если собственник жилого помещения фактически проживает в другом жилом помещении, зарегистрирован там, то он обязаны вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту фактического своего жительства в общем порядке, а при временном отсутствии в этом жилом помещении (при представлении заявления и подтверждающих факт и период отсутствия документов) имеет право требовать перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном Правилами № 354.

При этом у потребителя нет права требовать перерасчета платы за данную коммунальную услугу, определяемой в соответствии пунктом 148(36) Правил № 354, которую он обязаны оплачивать как собственник помещения, в котором фактически не проживает ни один потребитель.

Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного производства, которые представитель ответчика просил суд принять во внимание, это апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда по делу № 33-321/2019 и Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119 по делу N А43-24851/2019 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания органа жилищного надзора. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что неиспользование жилого помещения (непроживание в данном помещении) не является основанием для освобождения третьего лица как собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По доводам истца о не заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном виде, сообщаем, что согласно пункту 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с ТКО понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы по обращению с ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в том числе с гражданами - собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

С учетом положений пункта 5 указанной статьи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», которым одновременно были утверждены также Правила обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил.

Согласно предусмотренному Правилами порядку заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО основанием для его заключения является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением Правительства № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае, если разногласия по проекту договора не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.

Таким образом, в случае если разногласия между потребителем и региональным оператором по проекту договора не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Кроме того, согласно пункту 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ, на основании приказа департамента жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 №219, соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 ТУП ВО «Облкоммунсервис» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калачеевского муниципального района Воронежской области с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В соответствии с требованиями Правил ГУП ВО «Облкоммунсервис» разместило договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте: <данные изъяты> 24.12.2019г., а также в газете «Калачеевские зори» от 17.01.2020г. и в газете «Воронежский курьер».

Истец Волокитина Татьяна Яковлевна является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

С момента размещения ГУП ВО «Облкоммунсервис» публичной оферты на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО Волокитина Татьяна Яковлевна в предусмотренный пунктом 8 (17) Правил 15-дневный срок не направила региональному потребителю заявку с соответствующими документами (п.п. 8(5)-8(7)), тем самым в соответствии с Правилами договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.

В соответствии с приказом департамента ДЖКХ и Э ВО №184 от 08.10.2019 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, установлен норматив накопления ТКО на 1 проживающего - 2,29 м3/год. При этом, приказом ДЖКХ и Э ВО от 05.02.2020 № 22 «Об установлении понижающих коэффициентов к нормативам накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» установлен понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО на территории Калачеевского района, 1,2689. Приказом ДЖКХ и Э ВО №104 от 06.07.2020 «О внесении изменения в приказ департамента жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 05.02.2020 № 22» установлена стоимость услуги по вывозу ТКО для Калачеевского района - 83 руб. 59 коп. в месяц за 1 проживающего.

Тарифы на услугу по вывозу ТКО для ответчика установлены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области в соответствии с приказом №56/28 от 20 декабря 2019г. «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ГУП ВО «Облкоммунсервис» на территории Воробьевского, Калачеевского, Петропавловского муниципальных районов Воронежской области» и составляет: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 538 руб. 60 коп. за 1 м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 555 руб. 81 коп. за 1 м3.

Таким образом, начисления за услугу по обращению с ТКО производятся региональным оператором на основании актов органов исполнительной власти Воронежской области, устанавливающих как норматив объёма (накопления) ТКО, так и тариф стоимости услуги по обращению с ТКО.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указал суду, что надзор за оплатой или перерасчете коммунальных услуг не входит в компетенцию Роспотребнадзора. Согласно п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Воронежской области, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующих обстоятельств.

Судом установлено, и не отрицалось участвующими в деле лицами, что по адресу спорного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцу Волокитиной Т.Я.: <адрес> постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Истица, являющаяся единственным собственником названного жилого помещения, зарегистрирована и проживает по иному адресу: <адрес>

За Волокитиной Т.Я. закреплен лицевой счет на предоставление услуг ГУП ВО «Облкоммунсервис» за обращение с ТКО по адресу: <адрес> (л.д. 23). Согласно счетам-квитанциям начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов истцу производится исходя из количества лиц собственников жилого помещения по тарифам, с учетом понижающего коэффициента, установленного в Воронежской области на 1 человека (л.д. 21-22).

Истец считает, что поскольку она фактически в указанном жилом помещении не проживает, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, то плата за вывоз твердых коммунальных отходов подлежит перерасчету.

С указанным нельзя согласиться ввиду следующего:

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).

Абзац первого пункта 148(30) Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

На основании изложенного, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.

Данные положения свидетельствуют, что только в случае временного отсутствия проживающего возможен перерасчет. Истица же в спорном жилом помещении не проживает ни на постоянной ни на временной основе. В данном жилом помещении никто не проживает, что не оспаривается истицей и подтверждается сведениями, содержащимися в исковом заявлении, а также справкой Воробьевской администрации (л.д.76)

В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23.05.2018 N АКПИ18-238 признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 №АКПИ18-238 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 29 пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498»).

Суд находит указанные доводы истца Волокитиной Т.Я. несостоятельными поскольку порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

С учетом изложенного суд находит, что неиспользование Волокитиной Т.Я. спорного жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения Волокитиной Т.Я. как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, анализируя все представленные истцом и ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Волокитиной Татьяны Яковлевны к ГУП ВО «Облкоммунсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, и о возмещении морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калачеевский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 20 февраля 2021 года.

Судья                                                                               Н.В. Зеленкова

1версия для печати

2-70/2021 (2-928/2020;) ~ М-932/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волокитина Татьяна Яковлевна
Ответчики
ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области
Государственная жилищная инспекция Воронежской области
Суд
Калачеевский районный суд Воронежской области
Судья
Зеленкова Наталья Васильевна
Дело на странице суда
kalacheevsky--vrn.sudrf.ru
23.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021Дело оформлено
23.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее