Дело № 2-1224/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,
секретаря Киселевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Прокопьевске
19 декабря 2012 года
гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МУП «Спецавтохозяйство» о прекращении деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к ответчикам-Администрации <адрес>,МУП «Спецавтохозяйство» с требованием обязать администрацию муниципального образования «Прокойьевский городской округ» прекратить эксплуатацию полигона для твердых бытовых отходов, расположенного в районе поселка Высокий, в 2,1 км западнее села Индустрия, в 4 км южнее района Тырган <адрес> на муниципальных землях <адрес> с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивировал тем,что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя ОНК, члена общественной палаты ФИО2 по факту нарушения природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки <адрес>.Проверкой установлено следующее.
Городское свалочное поле твердых бытовых отходов (ТБО) расположено в районе поселка Высокий, в 2,1 км западнее села Индустрия, в 4 км южнее района Тырган <адрес> на муниципальных землях <адрес>, эксплуатируется с 1972 года.
Под размещение твердых бытовых отходов используется земельный участок площадью 311503 м2. Годовой объем накопления отходов составляет около 344 000 м или 86 тыс.тонн.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства полигон ТБО <адрес> располагается в границах населенного пункта - муниципальное образование «Прокопьевский городской округ», что является недопустимым.
Согласно статье 1 этого же закона, под захоронением понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Также из положений ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства потребления» следует, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» идам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, объект размещения отходов является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Акта проверки №-Т0 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной территориальным отделом Управления Росприроднадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес>, на территории полигона БО отмечается наличие очагов возгорания, что является нарушением п.5.7 СП. ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В отношении эксплуатирующей полигон организации - МУП «Спецавтохозяйство» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении за вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил МУП «Спецавтохозяйство» привлечено к административной ответственности по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Кроме того, по результатам ранее проводимых территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес> проверок в отношении МУП «Спецавтохозяйство», юридическое лицо постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Рудничного районного суда <адрес>, вынесенного на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Кроме того, согласно Акта проверки №ВП/05/12 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес>, на момент проверки при обследовании территории свалочного поля обнаружено, что размещение отходов производства и потребления на городское свалочное поле МУП «Спецавтохозяйство» осуществляется с нарушением экологических требований, а именно:
- имеются многочисленные очаги возгорания ТБО на общей площади около 1000 м2 ;
- не проводится в достаточном объеме промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО грунтом;
- отсутствует контроль за состоянием поверхностных водных объектов, почвы, компонентным составом ТБО, отсутствуют контрольные скважины для учета влияния ТБО на грунтовые воды.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от городского свалочного поля осуществляется без специального разрешения.
Кроме того, из результатов лабораторного контроля атмосферного воздуха следует, что на свалочном поле превышаются предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ по следующим ингредиентам:
диоксид серы (факт - 0,63 мг/м, ПДК - 0,5 мг/м, превышение в 1,26 раза), аммиак (факт - 0,56 мг/м3, ПДК - 0,2 мг/м3, превышение в 2,8 раза), бензол (факт - 0,841 мг/м, ПДК - 0,3 мг/м, превышение в 2,8 раза), ксилол (факт - 0,367 мг/м3, ПДК - 0,2 мг/м3, превышение в 1,8 раза), фенол (факт - 0,061 мг/м3,ПДК - 0,01 мг/м, превышение в 6,1 раза), оксид углерода (факт - 28,22 мг/м, ПДК - 5,0 мг/м3, превышение в 5,6 раза), взвешенные вещества (факт - 1,95 мг/м3, ПДК -0,5 мг/м3,превышение в 3,9 раза).На преилегающей к свалке территории в 500 м восточнее,установлено превышение ПДК по взвешенным веществам (факт 0,56 мг/м3,ПДК-0,5 мг/м3,превышение в 1,12 раза).
Кроме того, согласно таблицы испытаний анализа атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение на свалочном поле следующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе: сажа (факт - 0,309 мг/м3, ПДК - 0,15 мг/м3, превышение в 2,06 раза), оксид углерода (факт - 56,09мг/м3, ПДК - 5,0 мг/м3, превышение в 11,2 раза), взвешенные вещества (факт - 18,35 мг/м3, ПДК - 0,5 мг/м, превышение в 36,7 раза).
Таким образом, имеющиеся результаты лабораторного контроля, визуального осмотра полигона ТБО свидетельствуют о негативном воздействии данного объекта на окружающую среду, так как осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от размещенных отходов производства.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.5.7 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных (становлением Главного государственного санитарного врача РФ от. 05.2001 № на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
Согласно п.5.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 складирование ТБО допускается только рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствии с п.5.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Однако, соответствующие ограждения на полигоне ТБО <адрес> отсутствуют.
В соответствии с п.4.20 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденные Постановлением Главного государственного янтарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для перехвата поверхностного стока зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.
Согласно п.4.23 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция т и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными,ас фальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение.
Таким образом, в нарушение требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 полигон БО не имеет гидроизоляции стен и дна ложа, отсутствует система нагорных канав и дождевая канализация.
Следовательно, полигон ТБО <адрес>, расположенный в границах муниципального образования «Прокопьевский городской округ», является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет негативное воздействие на атмосферный воздух, выражающееся превышении предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, что подтверждается данными лабораторных исследований, а также эксплуатируется с нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства, что создает потенциальную угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Помимо Федерального закона «Об охране окружающей среды» природоохранные требования предусматриваются также в других законодательных и иных нормативных правовых актах, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Требования такого рода содержатся, в том числе, и в санитарных правилах и нормативах (СанПиН) и в санитарных правилах (СП).
В соответствии ч.3 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч.1 ст.39 Устава муниципального образования «Прокопьевский городской округ», принятого решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов наделена Администрация <адрес>.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью...
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан - жителей прилегающих к полигону ТБО поселений, а также неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду, право на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением Администрацией <адрес> требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности,обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами...и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия, при эксплуатации объекта размещения отходов, на окружающую среду и здоровье населения.
На основании определения Центрального районного суда <адрес> от 23.112.012г. в качестве соответчика привлечено МУП «Спецавтохозяйство», в качестве третьего лица –Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> (л.д.34).
Впоследствии прокурором были уточнены исковые требования, а именно просит в резолютивной части требований: Обязать администрацию муниципального образования «Прокопьевский городской округ» и Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство» прекратить эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в районе <адрес>, 2,1 км. Западнее села Индустрия,в 4 км южнее Тыргана <адрес> на муниципальных землях <адрес> (л.д.38).
В судебном заседании прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры–Григорьев Д.В.,исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.Считает, что представлено достаточно доказательств для рассмотрения дела по существу.
Представитель ответчика Администрации г.Прокопьевска- Мягких А.Г., действующая на основании доверенности (л.д.26),считает исковые требования природоохранного прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Свое исковое заявление прокурор мотивирует следующими нормативными правовыми актами:Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об охране окружающей среды»;Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об отходах производства и потребления»;Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;-СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01;-СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03;Уставом муниципального образования «Прокопьевский городской округ».Часть указанных нормативных правовых актов предусматривают возможность прекращения эксплуатации объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды на основании решения суда и (или) арбитражного суда.Считает, что данное решение суд должен принимать с учетом законоположений, изложенных в ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Администрация <адрес> считает, что в случае, если судом будет принято решение об удовлетворении исковых требований прокурора, то муниципальное образование «Прокопьевский городской округ» окажется в такой ситуации, что фактически не будет места, где можно будет складировать бытовые отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности населения Прокопьевского городского округа, поскольку данный полигон является единственным полигоном для складирования твердых бытовых отходов.Полигон ТБО <адрес> находится на значительно удаленном расстоянии от фактического проживания людей, мусорные контейнеры, которые некуда будет вывозить в случае удовлетворения исковых требований, находятся в непосредственной близости с жилыми домами.
Соответственно, руководствуясь ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ считают,что требование о прекращении эксплуатации полигона ТБО,противоречит общественным интересам населения Прокопьевска городского округа.Данная позиция администрации <адрес> подтверждаете п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « применении судами законодательства об ответственности за нарушения области охраны окружающей среды и природопользования».На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора <адрес> были удовлетворены и администрацию <адрес>, МУ «Городское управление жизнеобеспечения» обязали разработать проект полигона для размещения твердых бытовых отходов, расположенного в районе <адрес>, включающий проект санитарно - защитной зоны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение, профинансировать указанные мероприятия.
Представитель ответчика МУП «Спецавтохозяйство»- Гимранова О.О.,действующая на основании доверенности (л.д.40),считает исковые требования природоохранного прокурора не обоснованными по следующим основаниям.
В исковом заявлении прокурор приводит данные лабораторных исследований атмосферного воздуха, указанные в акте проверки №П/05/12 от ДД.ММ.ГГГГ Согласно результатам исследований ПДК оксида углерода превышает норму в 5,6 раза, ПДК взвешенных веществ превышает норму в 3,9 раза. Но из предъявленных прокурором данных по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. десятью месяцами ранее, ПДК оксида углерода превышала норму в 11,2 раза, а ПДК взвешенных веществ - в 36,7 раза. Это означает только одно - атмосферный воздух в районе полигона постепенно приходит в норму. Для этого МУП «Спецавтохозяйство» ежемесячно в теплое время года завозит на полигон грунт и глину для использования в качестве изолирующего слоя, о чем свидетельствуют акты сверки завоза глины между МУП «Спецавтохозяйство» и МУП «Рудничное теплоснабжающее хозяйство». Кроме того, все ассенизационные автомобили, делая рейс по вывозу жидких нечистот, завозят воду на свалочный полигон для ликвидации возгораний. В холодное время года в качестве изолирующего слоя грунта используется строительный мусор, что допускается п. 5.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. В зимний период в качестве изолирующего слоя используется снег без дальнейшей укладки следующего яруса ТБО, что также допускается по технологии.Что касается упоминания о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека, то, согласно данным лабораторных исследований, проводимых Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Прокопьевске и <адрес> в ближайшем населенном пункте - <адрес> превышения ПДК по загрязняющим веществам обнаружено не было, о чем свидетельствует акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-Т0. Кроме того, МУП «Спецавтохозяйство» предпринимает меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду.ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Спецавтохозяйство» и ООО «Корсар» был заключен договор на изготовление и установку ограждения на полигоне ТБО. Указанное ограждение установлено, о чем свидетельствуют фотоматериалы. В ч. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ указано, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.Прекращение деятельности полигона ТБО приведет к ухудшению эпидемиологической обстановки в <адрес>. Ближайший полигон, занесенный в реестр полигонов ТБО, имеющих лицензию, находится за <адрес> и принадлежит ООО «Феникс» <адрес>. МУП «Спецавтохозяйство» не имеет возможности производить вывоз ТБО на указанный полигон. В тариф на вывоз 1 куб. м. ТБО заложен расход горюче-смазочных материалов. При увеличении расстояния увеличивается и расход ГСМ, но тарифы на вывоз ТБО уже установлены решением Горсовета <адрес>. Более того, увеличение расстояния до полигона приведет к тому, что будет необходимо увеличить количество автомобилей, использующихся для вывоза ТБО. Принимая во внимание, что МУП «Спецавтохозяйство» находится в стадии ликвидации, введено конкурсное производство, расширение автопарка невозможно.В результате закрытия полигона ТБО прекратится вывоз отходов с территории города. До того, как будет организован новый полигон, соответствующий всем нормам и правилам, на территории города возникнут несанкционированные свалки, результатом которых станет распространение гнилостного запаха, увеличение популяции насекомых и крыс и, как следствие, распространение инфекционных заболеваний. Что касается отходов от использования нежилых помещений, то все лица, имеющие грузовой транспорт, начнут вывозить отходы в лесопарковые зоны, бесконтрольно складировать их или сжигать.
Считает, что закрытие полигона противоречит общественным интересам жителей <адрес> и приведет к гораздо более худшим последствиям, чем его дальнейшее функционирование.
Представитель третьего лица- Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> Загорская Е.В.,действующая на основании доверенности (л.д.39),считает иск прокурора обоснованным.Пояснила,что имеются жалобы от жителей на загрязнение воздуха в связи с деятельностью полигона ТБО.Действительно,ими проводились лабораторные исследования атмосферного воздуха на содержание загрязняющих веществ на территории жилой застройки <адрес> в районе расположения полигона ТБО.Превышения не были выявлены.Однако, были проведены только те испытания, на которые у них имеется аккредитация.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду,достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст.11 ФЗ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду,на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера,на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возвмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания,факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ст. 3 ФЗ РФ № «Об охране окружающей среды» предусмотрены принцины хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ,органов государственной власти субъектов РФ,органов местного самоуправления,юридических и физических лиц,оказывающая воздействие на окружающую среду.В соответствии со ст. 7 данного Закона к вопросам местного значения городских… поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований, так и возражений.
По делу установлено,что МУП «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию твердых и жидких бытовых отходов (л.д.50-57), а также содержание свалочного поля действующей свалки ТБО общей площадью 311503 кв.м,расположенной по адресу: <адрес>, район <адрес>, 2,5 км южнее жилого района Тырган. Указанный земельный участок из земель населенных пунктов предоставлен МУП «Спецавтохозяйство» на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> и договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9).
Таким образом, в нарушение ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полигон ТБО <адрес> располагается в границах населенного пункта - муниципальное образование «Прокопьевский городской округ».
Доводы представителя ответчика –администрации <адрес>,что на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено размещение твердых бытовых отходов именно в районе <адрес>, суд считает несостоятельными,так как в указанном решении не конкретизировано место размещения ТБО (л.д.74-75).
Согласно ст. 18 п. 24 Устава муниципального образования «Прокопьевский городской округ» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из акта проверки Территориального отдела Управления Росприроднадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес> №-ТО от ДД.ММ.ГГГГ, на территории полигона БО отмечается наличие очагов возгорания, что является нарушением п.5.7 СП. ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (л.д.7-9).В отношении МУП «Спецавтохозяйство» был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ.Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении за вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил МУП «Спецавтохозяйство» привлечено к административной ответственности по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.10-11).
Согласно акту проверки №ВП/05/12 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес>, на момент проверки при обследовании территории свалочного поля обнаружено, что размещение отходов производства и потребления на городское свалочное поле МУП «Спецавтохозяйство» осуществляется с нарушением экологических требований, а именно:
- имеются многочисленные очаги возгорания ТБО на общей площади около 1000 м2 ;
- не проводится в достаточном объеме промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО грунтом;
- отсутствует контроль за состоянием поверхностных водных объектов, почвы, компонентным составом ТБО, отсутствуют контрольные скважины для учета влияния ТБО на грунтовые воды.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от городского свалочного поля осуществляется без специального разрешения (л.д.13-16).
Истец также в обоснование своих требований ссылается на результаты проведенной проверки ОАО «Западно-Сибирский испытательный центр» атмосферного воздуха ДД.ММ.ГГГГ,из которой следует, что на свалочном поле превышаются предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ по следующим ингредиентам:диоксид серы (факт - 0,63 мг/м, ПДК - 0,5 мг/м, превышение в 1,26 раза), аммиак (факт - 0,56 мг/м3, ПДК - 0,2 мг/м3, превышение в 2,8 раза), бензол (факт - 0,841 мг/м, ПДК - 0,3 мг/м, превышение в 2,8 раза), ксилол (факт - 0,367 мг/м3, ПДК - 0,2 мг/м3, превышение в 1,8 раза), фенол (факт - 0,061 мг/м3,ПДК - 0,01 мг/м, превышение в 6,1 раза), оксид углерода (факт - 28,22 мг/м, ПДК - 5,0 мг/м3, превышение в 5,6 раза), взвешенные вещества (факт - 1,95 мг/м3, ПДК -0,5 мг/м3,превышение в 3,9 раза).На прилегающей к свалке территории в 500 м восточнее,установлено превышение ПДК по взвешенным веществам (факт 0,56 мг/м3,ПДК-0,5 мг/м3,превышение в 1,12 раза) (л.д.22).
Кроме того, согласно таблицы испытаний анализа атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение на свалочном поле следующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе: сажа (факт - 0,309 мг/м3, ПДК - 0,15 мг/м3, превышение в 2,06 раза), оксид углерода (факт - 56,09мг/м3, ПДК - 5,0 мг/м3, превышение в 11,2 раза), взвешенные вещества (факт - 18,35 мг/м3, ПДК - 0,5 мг/м, превышение в 36,7 раза) (л.д.21).
Таким образом,качество почвы и воздуха не соответствует требованиям СанПиН и в нарушение требований п.п.4.4, 4.23 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, действующая свалка ТБО <адрес> не имеет гидроизоляции стен и дна ложа.
Доводы представителя МУП «Спецавтохозяйство», что на полигон завозится грунт и глину для использования в качестве изолирующего слоя, о чем свидетельствуют акты сверки завоза глины между МУП «Спецавтохозяйство» и МУП «Рудничное теплоснабжающее хозяйство»,не могут служить доказательством того,что полигон ТБО <адрес> имеет гидроизоляцию стен и дна ложа.
По поводу данных лабораторных исследований, проводимых Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Прокопьевске и <адрес> в ближайшем населенном пункте - <адрес> превышения ПДК по загрязняющим веществам обнаружено, представитель Загорская Е.В. пояснила,что ими были проведены только те испытания, на которые у них имеется аккредитация,жалобы жителей <адрес> на загрязнение воздуха имеются.
Проверяя обстоятельства дела, суд считает доказанным, что деятельность ответчиков по организации и размещению отходов ТБО на полигоне в районе <адрес> оказывает негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет негативное воздействие на атмосферный воздух, выражающееся превышении предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, что подтверждается данными лабораторных исследований, а также эксплуатируется с нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства, что создает потенциальную угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования «Прокопьевский городской округ» и Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство» прекратить эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в районе <адрес>, 2,1 км. западнее села Индустрия,в 4 км южнее Тыргана <адрес> на муниципальных землях <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Кемеровский областной суд.
Председательствующий: подпись
Верно.Судья: Н.Ф.Горбачева